fa: Треть запланированных к посещению деревень - уже не существует, везде нам говорили: "хотя б три года назад приехали! все уж померли". Характерна судьба д. Пупково и Березино: 1я была намного крупнее, а теперь там две коровы и неск. домов, но часть жителей переехала в Березино, где возник локальный центр со своим ДК. Дома летом перевозили на тракторе, часто не разбирая, зимой - на санях, прям как есть, со шторками. Но кое-что удалось записать, всем исполнительницам было за 70, некоторые собирались вместе впервые за неск. лет (сценка: в песне слово "червонна", бабка говорит: давайте петь по-русски! другая отвечает: а я хохлушка, что ж теперь, меня выкидывать? и отсела на др. край. Но через песню помирились, сели вместе). Из всех рассказов о странном (русалки, готовые снопы, домовые и тд), более половины - об оборотнях. И все - либо сами видели, либо слышали от тех, кто видел)). Лишь одна ответила на вопрос "а Вы видели?" - "кто ж это видел? мы недостойны" (но еду домовому кладёт). Перед кем-то мячик долго скакал сам собою, перед другим - копна сена двигалась. Звук "ф" частенько заменялся "хв" - сарохваны. В деревнях через 15 км - уже другие обычаи: где крестики рисуют углем, где мелом. В одной услышал: после войны ребята не курили, не пили, не матюкались. Вообще все рассказывают о нищем детстве и тут же - о том, как раньше было весело и хорошо. Позабавило: мочили в самогоне хлеб и устраивали петушиные бои. Часто вспоминал взаимоотношения адата с исламом - тут то же самое: и могилки на Пасху посещают, и денежку на гроб кидают. Часто рассказывали о снах, в к-х недавно умерший просил о том, что ему не положили с собой: кто очки, кто водку. Одного похоронили в тапках, выданных в морге (его убили в городе и ботинок не было), так он жаловался, что "туфли жмут". Вещи покойному передают через новоумерших - после чего сны такие прекращаются.
здесь