"РОСНАНО" и Alcoa в рамках ПМЭФ-2013 заключили соглашение о запуске в Самаре производства алюминиевых труб с нанопокрытием, которые будут использоваться в условиях бурения в трудных сферах, то есть в том числе и во время освоения арктического шельфа. Подробнее об этом в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал председатель правления "РОСНАНО" Анатолий Чубайс.
ВЕДУЩАЯ: Итак, сейчас снова в Петербург, где заканчивается Международный экономический форум. Передаю слово моим коллегам - выездной студии «России 24».
КОРР.: Анна, здравствуйте! Гость павильона в ЛенЭкспо - председатель правления компании РОСНАНО Анатолий Чубайс. Анатолий Борисович, здравствуйте!
Анатолий ЧУБАЙС: Здравствуйте!
КОРР.: Анатолий Борисович, давайте подводить итоги форума. Потому что для компании РОСНАНО этот форум связан не только с возможностью услышать экспертные оценки и мнения, но и подписать конкретные соглашения.
Анатолий Чубайс, председатель правления ОАО «РОСНАНО»: Ну, если говорить о самом форуме, мне кажется, что матереет, я помню, как он возник. Это была работа Германа Грефа. И, по сути дела, тогда была попытка создать в России форум мирового класса. Я считаю, что она получилась. Шаг за шагом. Уже много времени прошло. Он не слабеет. И это само все позитивно. Ну и, соответственно, для нас, как для бизнеса, задача воспользоваться этими перспективами, открывающимися опытами. Действительно, у нас здесь был ряд переговоров. Некоторые из них завершились конкретными сделками. Скажем, об одной из них мы объявили вместе с президентом компании «АЛКОА» - это такой алюминиевый гигант мировой, с которым мы договорились о запуске в Самаре производства алюминиевых труб с нанопокрытием. Мы считаем это крайне перспективным, потому что для потенциала арктического шельфа России, для потенциала бурения в трудных сферах, это очень перспективное направление. И я рассчитываю, что этот проект может оказаться значим не только для российского рынка, но и для мирового.
КОРР.: Как в целом вы можете охарактеризовать интересы инвесторов к компании РОСНАНО?
Анатолий Чубайс: Дело в том, что мы сейчас находимся на переломной стадии. На днях утверждена новая стратегия компании. И, собственно, сегодня инвесторы для нас становятся самым главным. Мы предлагаем создать в России инвесттоварищества, то есть, private equity funds, то есть, научиться привлекать инвесторов с целевой задачей 150 миллиардов рублей под те же самые направления наноиндустрии в России. Это очень амбициозная задача. И ровно поэтому мы, собственно, с инвесторами ее обсуждаем. Теперь наш успех зависит от того, сумеем или не сумеем мы привлечь инвесторов в Россию вот в эту новую форму. Вчера у меня были такие двухчасовые серьезные переговоры по поводу создания первого фонда. Пока дела идут позитивно.
КОРР.: Вы предложили новую модель корпоративного управления компании. Расскажите о ней чуть подробнее. Но, по возможности, коротко. И цели, которые преследуете…
Анатолий Чубайс: Вы знаете, мне кажется, что вот эта модель, о которой вы меня спрашиваете, она только принципиальна для нас. Она, рискну это сказать, принципиальна для страны. Почему. Какая главная проблема в экономике сегодня? Замедление темпов роста. Об этом говорил президент Путин вчера. ВВП не растет так, как нам хотелось бы. Это реальная проблема. Конечно, макроэкономика имеет принципиальное значение. Но, давайте посмотрим на это от земли. Не от (нрзб), не от бюджетного дефицита. Просто от земли. Кто растет? Возьмите наши крупнейшие компании. Они растут - «Газпром», «Роснефть», и, слава богу! Но они растут с темпом 1-2-3%. Не может «Газпром» расти с темпом 15% или 20. Так не бывает. Крупные компании не могут дать прироста в том виде, который нам нужен. А по ВВП нам надо хотя бы 4-5% вместо полутора процентов в первом квартале. Самая малая компания, да, венчурная индустрия в России развивается. Это хорошо, но что такое - малая компания. Это составчик из пяти человек н а 10 миллионов рублей. Настоящий потенциал роста у средних компаний, работающих на правильном рынке. Для этого им нужны инвестиции. Кто является инвесторами в средней компании? Private equity funds. Это ровно тот вид бизнеса, которого не хватает в структуре институтов современного финансирования в России. Это индустрия, которая в мире всего 10-15 лет назад возникла. И я считаю, что в России как раз сейчас пришло время строить индустрию. Private equity fund.
КОРР.: Итак, в рамках компании РОСНАНО будет создана некая управляющая компания, которая будет привлекать инвестиции. Как это связано с планами по приватизации? И какую альтернативу вы предлагаете? Потому что было намерение приватизировать 10% акций РОСНАНО.
Анатолий Чубайс: Вы знаете, я считаю, что в этом вопросе нужно исходить не из идеологии, а из здравого смысла. Если мы собираемся привлекать частных инвесторов в фонд, то в этой ситуации продавать 10% РОСНАНО - это какое-то тупиковое направление. Они ни к чему не приведет. Мы считаем, что нам нужна не приватизация РОСНАНО, а нам нужно шаг за шагом создавать частные правящие компании. Потому что для инвесторов он главный вопрос, а будет ли управляющая компания частная. Ровно об этом мы договорились с государством в нашей стратегии шаг за шагом предполагается как раз этот вариант действия.
КОРР.: На уровне правительства и президента сейчас обсуждаются перспективы инвестирования пенсионных средств. И сейчас идет дискуссия о создании риско-ориентированного надзора, одним из этапов создания которого будет, как раз, сбор управляющих компаний, которые смогут распоряжаться пенсионными средствами - теми самыми длинными деньгами, без которых невозможно построение инновационной экономики и развитие больших проектов с отложенным эффектом возврата инвестиций. Можно ли говорить о том, что ваша будущая управляющая компания будет ориентирована, в том числе, и на это?
Анатолий Чубайс: Вопрос просто в точку. Управление пенсионными средствами - это сложный бизнес со своими законами. И хорошо, что правительство в эту сторону продвигается. Но Пенсионный фонд никогда не вложит средства в инновационный проект напрямую. Это для него слишком рискованно. Так не поступает ни один пенсионный фонд в мире. Но пенсионные фонды в мире, просто по статистике, это крупнейшим инвесторам в private equity индустрии. То есть, напрямую в инновационный проект - нет. А вот в private equity fund, который умеет балансировать риски, в том числе, инновационных проектов, да. И не просто да. А в размер, собственно, самых крупных в мире. В этом смысле, наша задача открыть российским пенсионным фондам новую возможность инвестирования. Разрешить им инвестировать, в том числе, в private equity funds, то есть, в инвесттоварищества. Притом, что на сегодняшний день парадоксально, но это просто прямо запрещено. Запрещено не потому, что кто-то боролся с ним, а потому что закон об инвесттовариществах появился после того, как в стране была создана нормативная база для пенсионных фондов. Открыть такую возможность, это, значит, дать им возможность более полно защитить средства пенсионеров.
КОРР.: То есть, пенсионные средства, на ваш взгляд, могут вкладываться и внанотехнологии.
Анатолий Чубайс: Безусловно. И это не какое-то наше изобретение. Это то, что происходит и в Соединенных Штатах, и в Европе. Это то, что доказало работоспособность за 10-15 лет существования private equity - индустрии в мире.
КОРР.: Проекты компании РОСНАНО сейчас, по данным экспертов, занимают порядка 10, чуть больше, процентов нанорынка в России. Скажем так, как это коррелируется с тем, что компания РОСНАНО изначально была названа главным оплотом нанотехнологий в России?
Анатолий Чубайс: Это очень правильно. У нас ситуация такая. Наша целевая задача - она очень точно оформлена цифрами, 15 год - размер наноиндустрии 900 миллиардов рублей в России. Из этих 900 миллиардов только триста должны быть результатами наших прямых инвестиций. А 600 - это результат работы по стандартизации, сертификации, метрологии, образования, популяризации. Тем, чем занимается группа РОСНАНО и созданный нами фонд. В этом смысле, пропорция нормальная. Кстати говоря, на сегодняшний день мы перевыполняем планы по объему наноиндустрии за счет наших инвестиций. Но еще не догнали планы по возникающим без нас независимых от нас предприятиям наноиндустрии.
КОРР.: А сбор проектов компании РОСНАНО продолжается? Или вы уже на сегодняшний день закрыли портфели и работаете с тем, что…
Анатолий Чубайс: Он не просто продолжается. А мы, по сути дела, сейчас будем объявлять, если хотите, новый набор. Новый набор под те требования, которые инвесторы в наш фонд будут предъявлять. Это серьезные новые деньги, и это серьезный новый поток проектов. Мы, по сути дела, заново будем объявлять наши требования к инновационным проектам в сференаноиндустрии, которые мы будем инвестировать.
КОРР.: Ну и самый последний вопрос, Анатолий Борисович, прежде, чем компания РОСНАНО станет частной, государство, наверное, вправе, все-таки, рассчитывать на некий возврат инвестиций и усилий, которые были потрачены в предыдущие годы? Какой здесь план? И как он реализуется?
Анатолий Чубайс: Здесь наши планы соответствуют тому, что есть мнение, любой private equity fund, каким, по сути, мы являлись, даже будучи акционерным обществом, имеет цикл жизни. Цикл жизни нормального фонда от 7 до 10 лет. Нам пока еще пять. В этом смысле, целевая задача, конечно, в этом и состоит. Но на сегодняшний день, все-таки, рано подводить итог. Дайте нам возможность прожить тот цикл, который проживает любая структура такого типа, как мы.
КОРР.: Хорошо. Спасибо!
Анатолий Чубайс: Спасибо!
КОРР.: Председатель правления компании РОСНАНО Анатолий Чубайс был гостем нашего павильона в ЛенЭкспо.
Пресс-центр РОСНАНОРоссия 24