Продолжаю тему о создании нормальных условий пребывания в “ненормальных” местах. А именно - в Кроноцком заповеднике. Тема “навеяна” качатскими рассказами Игоря Шпиленка.
Первая часть. Электричество.
Без электричества, конечно, нельзя. Где его брать?
Генератор с двигателем несомненно нужен. Но не как постоянный и основной источник.
Сама сеть должна быть низковольтная постоянного тока - 12 V DC с преобразователем на переменный ток для зарядных устройств и компьютера. Основным постоянным источником тока должна служить батарея.
Для подобной конфигурации существуют все виды как бытовых приборов, так и систем контроля, масимально приспособленных к эксплуатации в жестких режимах, в том числе в арктических условиях. Благо количество пользователей таких систем исчисляется десятками миллионов - всевозможные домики на колесах, водители-дальнобойщики, владельцы катеров и яхт, не считая тех, кто работает “в поле”.
Еще более важным является наличие отработанных технологий по получению электроэнергии без использования дефицитного, а иногда просто недоступного топлива.
В условиях кордона я бы остановился на двойной системе - ветро- и гидрогенераторах малой мощности. Таким образом можно “убить пару-тройку зайцев”. Во-первых, дублирование, а то и тройное резервирование системы никогда не повредит. Во-вторых, оба способа будут дополнять, а иногда и подменять друг друга. Скажем, во время нереста или ледохода гидротурбину возможно придется убирать. Еще чаще возможны дни, когда ветра нет совсем или он “ураганит” слишком сильно.
Поиск по просторам сети дал очень неплохой сайт американской компании -
ABS Alaskan.
В качестве возможных вариантов я бы рассмотрел микро-гидротурбину
Ampair UW100 Water Turbine и ветрогенератор класса
100W Pacific Marine Wind Turbine. Это простые устройства, небольшой мощности (100 ватт), приспособленные к работе в суровых условиях, требующие минимального обслуживания и при этом не требующие какой-либо специальной подготовки места для их работы. Собственно, вес и габариты даже позволяют перевозить их с собой и быстро устанавливать, скажем, для электропитания в переходных домиках. Цены тоже вполне приемлемые.
Суточная производительность порядка 1.5 - 2 киловатта достаточна, чтобы обеспечивать зарядку батарей и питание всех необходимых электроприборов, включая плед-подстилку с подогревом (популярная вещь у водителей-дальнобойщиков в Америках). Необходимость в телевизоре отсутствует по причине наличия МакбукПро. Холодильник тоже не очень нуже - лавка с молоком и пивом далеко. При переводе освещения на LED-лампочки проблема круглосуточного освещения перестает быть проблемой (даже для объекта типа эМ-Жо).
Цены указаны “американские”, хотя произведено все, как я уверен, в Китае :-) Но в данном случае за качество отвечает американская компания, которая работает с клиентами на Аляске - а там “дёсево-дёсево” не является фактором выбора. Наоборот, главным фактором является практика надежного использования устройств в самых жестких условиях. В этом отношении Аляска очень похожа на Камчатку.
На следующей странице - мои размышления о “домиках”
Как бы я решал проблему “домиков” для кордонов такого места, как Кроноцкий заповедник?
Я бы использовал б/у контейнеры. Морские стандартные 20-ти футовые контейнеры. Это не теоретические рассуждения, а личный практический опыт их переоборудования и использования в Исландии (фотографий, к сожалению, не сохранилось по техническим причинам)
Сначала несколько картинок.
Вид “без крыши”
План дома-контейнера
Из картинок должно быть понятно, что из себя представляет переоборудование. Устанавливается теплоизоляция, декоративные покрытия пола, стен и потолка, вся электропроводка и прочие необходимые инженерные и санитарные штучки. Ставится стенка с входной дверью и окном. При необходимости - прорезаются дополнительные световые и технологические проемы. Размеры вполне комфортно позволяют организовать постоянное размещение двух сотрудников (при необходимости - га-а-а-а-раздо больше).
Внутренние размеры примерно.
Длина 5.8 m
Ширина 2.2 m
Высота 2.2 m
Полезная площадь порядка 12 кв.м
В чем плюсы такого решения?
- Корпус контейнера представляет собой мишко- и мышкозащищенную конструкцию, обладает отличными защитными свойствами против ветра и осадков, прочность и жесткость позволяют использовать его как “ядро” для сооружения вокруг и сверху дополнительных неотапливаемых помещений из деревянных конструкций для временного размещения людей, оборудования и т.д.
- Переоборудование с технической точки зрения не представляет каких-либо проблем. При изготовлении нескольких таких “домиков” процес переоборудования упрощается за счет применения стандартных решений (что снижает стоимость). Процесс переоборудования производится в стационарных условиях с проведением проверки работы всего установленного оборудования. Таким образом “домик” полностью готов к эксплуатации и на месте установки никаких строительно-монтажных работ, за исключением подготовки площадки и подключения к “местным сетям”, не требуется. При нормальной организации работы переоборудование займет три-четыре дня - зачистка, антикорозийное покрытие, покраска, установка изоляции и “стен”, прокладка электропроводки, монтаж мебели…и смазка петель.
- Готовые контейнеры доставляются на место вертолетом. Транспортный МИ-8 на внешней подвеске работает с грузами порядка 3 тонн. Контейнер весит 2.4 тонны, переоборудованный и даже загруженый сахаром и сухарями - укладывается в 3 тонны :-) Это выгодней, чем забрасывать на места стройматериалы и затем силами …каким силами? - строить на месте. Одних отходов (по весу) будет процентов 10. Плюс окажется, что что-то “не подумали” и что-то “забыли положить”, не считая ограниченного выбора инструментов и оборудования на кордонах. Контейнейры можно завезти по морю до ближайшей к кордонам якорной стоянки, чтобы сократить время работы вертолета.
- Кроме жилых “кубриков” имеет смысл сразу оборудовать санитарно-хозяйственные блоки. С туалетом, душем (и баней), небольшой реммастерской и т.д.
- Контейнеры в качестве переходных домиков совершенно недоступны медведям и прочим крупным рогатым животным, что позволяет хранить в них необходимой оборудование и припас без риска встретить внутри зимой замерзшего шатуна.
- Как бесплатный бонус - такие “домики” легко перевезти в другое место в случае смены места для кордона (всякое бывает) или его “апгрейда” до уровня пятизвездочного курорта :-)
-
По стоимости этот вариант тоже предпочтительнее. По крайней мере сделать подобный домик - по прочности и влаго-ветро защищенности - из деревяных конструкций будет дороже и намного менее долговечнее. Не говоря о транспортабельности. Существующие в большом выборе сборные или готовые домики-бытовки, с моей точки зрения, уступают морскому контейнеру по прочности-долговечности, в стандартном исполнении не приспособлены к конкретным условиям, дороги.
PS. Картинки домо-контейнера я "набросал" на скорую руку.
Теперь остается надеятся, что мои размышления окажутся полезными :-)
Related Posts:
Originally published at
Iceland for Dummies. You can comment here or
there.