Белокаменный Георгиевский собор XIII века - то, ради чего обязательно стоит ехать в Юрьев-Польский. Он - последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. На мощных стенах отразилась вся его непростая история. Глядя на него, замечаешь многочисленные следы катастрофы, постигшей храм.
Read the post in English Идут века, бегут года, мелькают минуты, а он стоит во всем своем могучем великолепии и будет стоять всегда. Очень хочется в это верить.
Он такой разный - в пасмурную погоду задумчивый, в солнечную - сияющий, но всегда магически притягательный какой-то особой силой.
Вокруг него проложена дорожка, по которой, наматывая круги, ходят люди, завороженно глядя на каменное кружево - древний ребус, составленный для нас предками, в надежде найти ключ к разгадке тайных знаков. Можно часами любоваться на его тайны, но так ничего и не понять. Этот храм очаровывает.
Он - это его высочество Георгиевский собор - главная драгоценность, жемчужина не только Юрьева-Польского, но и всей Владимиро-Суздальской земли. Да, на славу удалась идея его создателя построить храм, которого не видели доселе.
Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было батыева нашествия.
В 1152 году князь Юрий Долгорукий построил здесь белокаменный собор, освященный во имя святого Георгия. Однако менее чем за сто лет он обветшал, и его внук, князь Святослав Всеволодович (1196-1252), приказал поставить новый храм. Строительство продолжалось с 1230 по 1234 год. В Тверской летописи говорится, что князь Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть был архитектором храма. Чуть позднее к собору был пристроен Троицкий придел, также богато украшенный резьбой.
Георгиевский собор считается самым совершенным белокаменным храмом России. Почему именно он? Почему не церковь Покрова на Нерли или Дмитриевский собор, также богато украшенные каменной резьбой и божественно красивые? Ответ прост: резьба Георгиевского собора уникальна по своей красоте, тонкости, разнообразию. И неразгаданности.
В XVII веке к Георгиевскому собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм перекрыли кровлей на четыре ската. В начале XVIII века появилась новая глава «луковицей». В 1809-1827 годах построили ризницу и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.
В советское время все поздние пристройки были снесены и сейчас мы видим древний памятник примерно в том же виде, какой ему придал московский подрядчик Ермолин в XV веке.
Хотя площадь собора невелика, внутри он кажется просторным. Это достигается за счет сужения боковых нефов и отсутствия лопаток стен. Фрески внутри собора датируются 1826 годом. Внутри хранится главная реликвия - Святославов крест («Распятие»), вырезанный Святославом в честь своего чудесного спасения на Волге во время похода против Волжских булгар. Кроме того, в соборе выставлены уцелевшие белокаменные резные блоки XIII века.
К сожалению, в настоящее время Георгиевский собор страдает из-за магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. На стенах и фресках можно найти уродливые подтеки - высолы. Если не начать реставрацию как можно скорее, неповторимому памятнику архитектуры будет нанесен существенный урон.
Раньше плитку клали на века
Существует предание, что тот, кто найдет на резном фасаде Георгиевского собора изображение слоника, может загадать любое желание, которое непременно сбудется! К огромному сожалению об этом придании я узнал только когда вернулся в Москву...