Недавно пролистывая ленту друзей наткнулся на посты про домовые знаки Праги! Стоп! А почему я этого поста не написал? Я дважды был в Праге, она мой любимый город и я начал прочесывать свои фотографии и обнаружил аж 30 домовых знаков, поэтому решил написать несколько постов на эту тему.
Read the post in English Знаки домов служили в средневековом городе ориентирами. Они идентифицировали дом, давали ему имя, характер, в изображении символа выражалась индивидуальность владельца: художественные вкусы, политические пристрастия, профессия, имя, или даже прозвище. Все зависело от фантазии хозяина. Такими знаками могли быть изображения животных, растений, фруктов, небесных светил, да всего, чего угодно! Нередко домовый знак превращался позже в прозвище или фамилию домовладельца
Домовые знаки, также называемые мерками, на пражских улицах стали появляться в конце 14 века. До этого времени дома различали только по владельцам или по длинным описаниям. Домовые знаки чаще всего изображали на дверных щитах или прямо на штукатурке, в виде рельефа, каменной или деревянной скульптуры.
Жители города дворянского происхождения укрепляли на фасаде свои гербы, ну а горожане, имевшие права мещанства, создавали себе для дома особые домовые знаки. Кстати, давно пора вернуть слову мещанин его первоначальный смысл - житель данного места, просто житель, горожанин, а не носитель каких-то негативных качеств. Как правило, мещанин имел недвижимость в городе. Включения в мещанское сословие люди добивались годами, иногда даже десятилетиями.
Новые владельцы часто меняли знаки, почти полностью по своему произволу, и таким образом, один дом в течение столетий менял несколько названий и соответственно домовых знаков. С 15-16 века установка знака на доме должна была согласовываться с Шестипанским ведомством, ставшим своеобразной средневековой строительной полицией. Она следила, чтобы на одной улице не было одинаковых названий, и знаки не утратили свой первоначальный смысл.
С 1770 года на пражских домах появились номера, и домовые знаки утратили свое значение. Сегодня на исторических пражских домах можно увидеть две таблички с номером: красную и синюю. На синей номер дома, проставленный по привычной нам системе. Красный номер обозначает очередность постройки дома в своем историческом районе. Чем дом старше, тем номер меньше. И если, проходя по узеньким средневековым улочкам, вы увидите на красном поле двузначную цифру, то знайте: перед вами ветеран, которому никак не меньше трехсот лет.
Но обозначение дома живописными или скульптурными знаками еще долго продолжалось, становясь просто украшением или выражением личных убеждений владельца или строителя. Точное число сохранившихся знаков на домах неизвестно, их около 200-300 или больше. Многие знаки навсегда исчезли в период уничтожения старых домов, были украдены или выброшены во время реконструкции зданий. Некоторые из них хранятся в столичном музее.
Какова историческая, культурная, художественная ценность знаков? Прежде всего, уже самим фактом своего существования они придают дому и пространству неповторимую индивидуальность, выражение, атмосферу, дух места.
Пражские знаки на домах имеют свою особенную магию - они существуют на границе, где заканчивается символ и начинается легенда. Ведь в знаках, созданных людьми нет бессмысленных случайностей... Все знаки произошли от мечты, надежд, происшествий или ощущений, запечатленных с любовью и заботой - вытесанные, написанные, раскрашенные и исправленные, они становились или могли стать ключами будущих событий. Доныне они влияют на наши шаги, хоть мы этого и не замечаем...
Классический белый лев с короной и двумя переплетенными хвостами, на красном медальоне украшенном листьями, гордо смотрит на Староместкую площадь. Достойный знак с обеих сторон охраняют медведь и лев или точнее их головы. Угрожающие охранники появились на фасаде в конце двадцатых годов 20-го века, когда здесь открылась торговля мехами. К этому относиться модерная надпись У Белого Льва, которая вместе гербовым знаком и флагштоком красиво возвышается в середине первого этажа между двумя стеклянные витринами.
Дом У Белого льва может похвастаться романским происхождением доказательства, которого сохранились в подвале, где они были найдены по периметру стен с 13-го столетия. Позднейшие записи говорят о большом здании занимающем большой участок земли, на котором сегодня вместе с домом У Белого льва, стоят Сикстов дом и Дом У Трех мечей. Из этого бывшего здания выделился в 1499 году нынешний дом У Белого Льва. Он стал полностью независимым, имел два крыла и небольшую часть двора, но его первоначальное название У Старых серпов постепенно забылось, но до конца 17 века не было изменено на новое.
В то же время произвели модернизацию в стиле ренессанс сосредоточенную на втором и третьем этаже (интерьер однако был изменен в 20-м веке, где большинство ренессансных деталей было стерто). Во второй половине 17 века прошла последующая реконструкция в основном в стиле барокко, которые стоят и сегодня. В 1702 году дом снова, наконец, получил свое название и в записях значиться как У Белого Льва. Примерно в это же время тут работала таверне.
Еще частичная реконструкция произошла в тридцатые годы 18-го века, когда она принадлежал барочному живописцу Яну Адаму Шхопфу (1702-1772). Этот творец обучался у Йозефа Антонина Мерца и прибыл в Прагу после 1724 года. В 1729 году талантливый художник стал гражданином Праги. Мастер Шхопф был в 1742 году выдворен из Праги, потому что во время французской оккупации выступил против династии Габсбургов. Три года перед тем продал дом У Белого льва строителю Яну Вацлаву Каньку, который в 19 столетии провел реконструкцию дома в стиле классицизма, она была посвящена прежде всего смене интерьера.
У Золотых весов(Влашска 2) появился предположительно в 1591 году.
У черного коня - Прокопска 10 (Prokopska 10)
Улица названа по бывшему костелу св. Прокопа, который в 12 веке основали иоанниты из расположенного поблизости мальтийского монастыря. Мальтийский орден (иоаннитов) в Чехию привел из крестового похода за Иерусалим король Владислав I. Король подарил ордену большой участок земли на месте, где сейчас расположен костел Девы Марии под Цепью (Panny Marie pod retezem) и мальтийский монастырь с дворцом Великого приора. В то время на этом месте было только два укрепленных строения: епископский дворец слева и монастырь иоаннитов справа от Карлова моста.
Сохранившийся до наших дней фасад костела с двумя башнями напоминает, скорее крепость. Костел Девы Марии под цепью - самый старый храм на Малой Стране. Из-за гуситских войн и особенно из-за большого пожара 1503 года на Малой Стране от костела сохранилась только часть. На месте нефа костела сегодня небольшой сад под открытым небом. Иоанниты привезли из Святой земли в Чехию благородное южное дерево платан. Один из этих платанов жив до сих пор в мальтийском саду, протягивая свои скрюченные ветви к небу уже более восьмисот лет.
С деятельностью мальтийских рыцарей связана история дома «У Черного коня». Дом был частью обширного дворца с солодовней, который принадлежал мальтийским рыцарям. Об этом свидетельствует сохранившееся на фасаде изображение Мадонны с цепью над головой, что является своеобразным обозначением имущества мальтийских рыцарей. Домовый знак с конем упоминается уже в конце 16 века, когда на первом этаже шумел хорошо посещаемый кабак.
Нынешний рельеф черной лошадки, вечно скачущей за свободой в барочном обрамлении, исходит с 17 века.
«У Черной» Мадонны
Дом «У Черной Мадонны» относится к памятникам прошлого века. Фигура, давшая название дому ещё старше, чем сам дом. Скульптура черной Богоматери была перенесена со здания, которое здесь стояло в 18 в. Величие изображения органично подчеркивает стиль нынешнего строения.
Мадонна в чёрном цвете - нетипичное изображение для христианства, но в эпоху готики его можно было часто встретить в Европе. По предположениям историков, появление Девы Марии в черном облике связано с тем, что был смешан культ Мадонны с египетской богиней Исидой.
Первоначально дом назывался «У золотой решетки».
У Белого Лебедя - Нерудова 49
В начале 17 века домом владел Матей Провазник, настолько успешный комерсант, что его деятельность привела на рудольфинский императорский двор. Вероятно, здесь он познакомился с известным пражским раввином Левом, который бывал вего доме. Из сохранившихся записей семьи Провазников следует, что именно Матей обозначил дом знаком Белого лебедя.
Нынешний барочный рельеф с изображением лебедя на Нерудовой улице исходит от начала 18 века во время перестройки дома владельцами Прохазка. Спокойная история этого дома под лебедиными крыльями не отличается пикантными случаями или бурными переворотами.
У синей лисы - (На Кампе 1)
Синяя лиса на кампе с виду является милым исключением из льстивых хищников. Вместо пернатой добычи она несет в пасти ветвь или розу. Наблюдает за всем этим каменный Езулатко (изображение Иисуса-младенца).
Не известно, куда и откуда бежит лиса. Согласно преданию, вероятно, из глухого леса, который в давние времена покрывал всю Кампу. Господствовал тут старый дуб - дерево, посвященное богу Перуну. Некоторые предания повествуют об идоле Перуна на Кампе, который был сброшен в реку с приходом христианства.
Старый дом у Синей лисы, говорят, когда-то был сторожкой, стоящей на краю леса. Из истории известно лишь то, что Синяя лиса охраняла дом еще при перестройке в 1664 году, о чем свидетельствует вытесанная на каменном портале дата.
Согласно старых преданий, на острове издавна господствовали водяные. Когда-то на Чертовке было семь мельниц, и у каждой мельницы свой водяной. Работе Сововой мельницы помогал водяной Пуркрабек, который ходил к мельничихе лакомиться сливками. Другого здешнего мельника прославила непереносимо фальшивая игра на скрипке (перестал играть только из любви к дочери мельника). Еще одного водяного из Чертовки звали Прейз - он кроме своих обязанностей еще изготавливал трубки. Водяной Кабоурек больше всего любил пиво из пивных на Кампе, куда ходил за вкусным напитком и поболтать с соседями. Мирослав Швандрлик о нем писал: «Со временем друзья Кабоурка умирали, пивные перестраивались, и это водяному не нравилось. Особенно он не переносил граммофоны и радио. В конце концов совсем перестал общаться с людьми. Только жажда заставляла его выныривать из Чертовки, чтобы попросить прохожего принести бутылку пива. Кто исполнял его просьбу, мог быть уверен, что Кабоурек отблагодарит его прекрасной щукой или угрем».
Водяных Кампы встречал также и писатель Андрей Гъюрич, написавший о них рассказы, в которых Синей лисе выделил особую роль. «Водяной Вацлав Ваничек смотрел на воду и тихо насвистывал. Я знал, что это песенка для карпа Кулды, который выплывал только на эту песенку или когда ему самому хотелось. В этот вечер с Кампы шел запах приправ, а от Чертовки - воды. Я тоже тихо засвистел кусочек карповой песенки (однажды утром Вацлав Ванечек научил меня, но по-настоящему это умеет только водяной). Он посмотрел в сторону мостика и спрашивает:
- Куда бежит Синяя лиса?
- На Кампу, - ответил я. И тут уже я спросил: - А что несет во рту?
- Зеленую ветвь, - спокойно ответил Ванек…»
Синяя лиса - домовый знак. Знак на доме сразу на краю площади Кампы, слева, если идете от парка к мосту. Кто ее заметил, тот понимает, о чем речь…
У двух солнц - Нерудова 47
Дом с наиболее красивым знаком «У двух солнц» находится в верхней части улицы. В этом доме в 1845-1857 гг. жил поэт и писатель Ян Неруда, о чем говорит памятная доска на доме. Этому факту улица и обязана своим современным названием.
Сегодня дом «У Двух солнц» хорошо известен. Почему два солнца? Объяснений тому много, но дело в том, что хозяин дома должен был в ратуше Малой Страны попросить разрешение на символ солнца для своего дома, но ему не повезло. Золотое солнце уже сияло на одном из домов. Ему пришлось изменить цвет солнца или количество символов.
Самым первым владельцем дома была супруга рыцаря Богуслава Гробницкого из Гробниц. Домом она пользовалась всего семь лет, потому что он был отнят из-за ее активного участия в Сословном восстании 1621 года.
В первой половине 18 века барочный дом «У Двух солнц» достался богатым пражским ювелирам. И только спустя более ста лет в дом с перестроенным в классическом стиле фасадом и табачным киоском переехал ветеран наполеоновских войн Антонин Неруда.
В барочном доме под негаснущим сиянием солнца его сын Ян Неруда провел свое детство. У его отца Антонина Неруды здесь был небольшой магазин, который стал для молодого Яна лабораторией изучения характеров, судеб и случаев из жизни людей. События, персонажи оживали в его фельетонах. Литературное бессмертие ему принесли «Рассказы Малой Страны». Хотя Неруда позже жил в других домах Малой Страны и Старого Места, о доме «У двух солнц» на Нерудовой, а тогда Оструговой, улице никогда не забывал. Дом навсегда остался в его памяти полным света, местом для размышлений.
У золотой короны - Тын 9 (Tyn 9)
Золотая корона появилась на доме примерно во второй половине 17 века. В 19 веке здесь была известная кофейня, которую посещали Й.К.Тыл, Ф.Л.Челаковски, К.Г.Маха, Ф.Палацки и другие литераторы и патриоты.
У трех красных сердец - Увоз 14 (Uvoz 14)
Сердце - хранилище души и чувств, стало символом мужественности и правды. Три алых сердца на доме расположены на доме с конца 17 века.
У трех перьев - Тынска 10 (Tynska 10)
Дом "У трех перьев" в первой трети 18 века получил величественный знак с короной дворянского достоинства. Он тогда принадлежал к имуществу графов Кинских.
У золотой звезды - Новый Свет 51 (Novy Svet 51)
Дом больше похож на сказочную декорацию. Представьте себе, что внутри даже есть засыпанный тайный ход! Этот романтический, таинственный дом несколько лет принадлежал семье Марианы Формановой. Почему домовый знак - семиконечная золотая звезда, никто не знает.
Улица Новый Свет, бывшее предместье Градчан, когда-то была самой бедной. Возможно, как символ предвестья лучшей жизни названия ее домов полны золота. И при этом звезда Нового Света с виду так очаровательно проста.
У золотого змея - Лилиова 17 (Liliova 17)
Здесь в 1714 году армянский купец Деодатус Дамаскенус открыл свое второе кафе (первое кафе он открыл в доме «У трех страусов» на Малой Стране)
«В Праге у Златого гада продается шоколад, который любит Златый гад»
Так писал о Златом Гаде на Карловой улице Витезслав Незвал. Златый Гад связан еще с одним вкусным напитком - кофе. Дом «У Златего гада» принадлежал по очереди ювелирам: в середине 15 века домом владел ювелир Михал, после него ювелиры Ешик и Климент. Современный домовый знак позолоченной змеи с короной на голове был помещен на доме во второй половине 18 века.
Дом прославился прежде всего тем, что здесь была одна из первых пражских кофеен. Пражан научил пить душистый напиток в начале 18 века торговец из Дамаска Георгиус Деодатус Дамаскенус. Сначала он ходил по улицам в своем восточном кафтане, шароварах и туфлях с загнутыми носами, с тюрбаном на голове, на котором поднос с кувшином. В одной руке он держал сковороду с раскаленными углями, на которой нагревал кофе, а в другой шкатулку с чашками и дорогим тростниковым сахаром. Убеждал, варил, наливал, продавал - и пользовался большим успехом. Вскоре Деодатус смог открыть первую пражскую кофейню в малостранском доме «У трех страусов». Тогда он уже был уважаемым пражским горожанином, а в 1714 году свою процветающую торговлю смог перенести в более просторный дом «У Златего гада». Примечательно, что первое кофейное дерево расцвело как экзотическое растение недалеко от этого дома - в 1698 году в оранжерее пражского иезуитского колледжа.
Продолжение следует...