У каждой уважающей себя страны должна быть военная доктрина. У каждой страны, которая претендует на статус более серьезный, чем статус региональной державы, должна быть доктрина информационной войны, так как информация уже давно стала оружием. У России такая доктрина есть, правда называется она чуть более мирно - доктрина информационной безопасности России. В этом документе очень реалистично перечисляются угрозы, с которыми мы сталкиваемся в инфополе, а также те структуры, которые с этими угрозами должны разбираться. Необходимость в новой доктрине давно назрела, так как старая писалась еще в 2000 году, и сейчас не соответствует вызовам нового времени, которое принесло нам попытку майдана в России и успешный переворот на Украине.
Меня, как интернетчика, очень радует тот факт, что в новой доктрине очень честно и очень четко прописана необходимость обретения цифрового суверенитета, хотя сам термин не упоминается. Авторы доктрины признают, что у "ряд западных стран", и мы даже знаем, какие это страны, наращивают "возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях". А с этим риском успешно можно бороться только в том случае, если у нас будет построена своя информационная система: от российских рутеров и серверов и заканчивая российским софтом и российскими специалистами по работе в соцсетях. Только в этом случае у наших оппонентов не останется потенциальных точек воздействия на российское инфополе и на российскую информационную инфраструктуру.
На примере предотвращенного ФСБ информационного теракта, а я расцениваю атаку на российский банковский сектор именно как теракт, которая должна была пройти 5 декабря, видно, что против нас используют комплексные методы воздействия, сочетающие в себе социальную инженерию, пропаганду и хакерские атаки. Что предполагала атака на российский банковский сектор? Предполагалась атака на банковские сервера с целью их "положить" и не дать им нормально обслуживать клиентов - это сугубо зона кибер - угрозы. Также предполагалось запустить в соцсетях панические слухи о том, что банки остались без денег, сопровождая это смс-рассылками с призывами срочно снимать деньги - это уже социальная инженерия. Абсолютно уверен, что в атаке поучаствовали бы и западные СМИ с сообщениями о том, что в России паника и коллапс банковской системы - а вот это уже чистая пропаганда. Видно, что планировалась по-настоящему сложная операция, которая могла нанести нам серьезный ущерб.
На этот раз нас защитили спецслужбы, но было бы глупо ожидать, что они смогут блокировать каждую такую операцию еще на стадии подготовки. Органы власти, силовые структуры и СМИ должны быть готовы отражать такие атаки даже в тех случаях, когда им удается развернуться в полную силу. Именно поэтому в новой доктрине и упоминается участие СМИ и операторов сетей связи в обеспечении информационной безопасности страны.
Я уже слышу в соцсетях стоны либеральной общественности о том, что новая доктрина предполагает цензуру. Ничего подобного. Просто власть выстраивает механизм, который обеспечит защиту страны от информационных атак. Цензурой как раз занимаются западные страны, например, Великобритания, где недавно приняли такой новый пакет законов об интернете, который обеспечивает полное уничтожение приватности. Или в США, где публикуются черные списки неблагонадежных СМИ, а вполне влиятельные политики высказываются за то, чтобы американские соцсети цензурировали контент, который не нравится политическому истеблишменту, который сильно расстроился из-за того, что американцы уже не доверяют нормальным СМИ, предпочитая новости из соцсетей. У нас же сохраняется здоровый баланс между свободами граждан и интересами общественной безопасности.
На мой взгляд, главной опасностью информационного характера сейчас является ментальность нашего журналистского сообщества. У многих журналистов погоня за кликами или за статусом "рукопожатного человека" начисто отключает совесть, а иногда и мозг, что приводит к распространению фейков, а также приводит к тому, что новостная картина дня у многих СМИ состоит из чернухи, зла и безнадеги. Какой толк от российского сервера, российской операционной системы и российской интернет-инфраструктуры, если над всем этим сидит журналист, у которого в голове есть свой личный Госдеп?
Эту ситуацию нельзя исправить законом или президентским указом, однако, есть кое-что, что может сделать каждый из нас. Поддержите кликом или рублем по-настоящему патриотические информационные проекты и постепенно именно они начнут задавать тон в нашем инфополе.