"Жму на сцепление- он тормозит, я по гальмам - как ракета летит..."

Jan 15, 2022 21:33

 Известная история, однако вспомнилось...

В далеком 2015-ом году, на Комсомольском-на-Амуре Авиационном Заводе (КнААЗ) ,
при испытании СУ-35, в воздухе произошла неприятная ситуация,
которую можно назвать "авиационной" версией небезызвестной песни про ЗИЛ,
но обо всем по порядку.

На прошлой неделе, в общем доступе появилась видеозапись того, как летчик-испытатель умело смог посадить неуправляемый СУ-35 на ВПП заводского аэродрома.
Теперь в сети появилось полное видео той ситуации от первого лица, т.е. видео с регистрационной бортовой системы.

Тезисно, что происходило на часовом (52 минуты) ролике:

- При отрыве от ВПП и уборки шасси, летчик стал замечать странное поведение самолета. Летчику не понравилось то, что самолет без команды, самостоятельно, переходит в режим кабрирования (набора высоты). Уже на третьей минуте полета: доклад руководителю полетов- с управлением возникли сложности. РУДы двигаются сами по себе. Из-за значительного кабрирования самолет начинает заваливать с одного бока на другой (значительное кренение). Летчик принимает решение перезапустить КСУ (комплексная система управления). Перезапуск КСУ не дал должного результата.

- Летчик отмечает то, что КСУ работает некорректно, но при этом никаких отказов на борту не фиксируется, на дисплеях (КИСС) тоже тишина- отказов не выявлено.

- Летчик, путем перебора всех вариантов,по взятию контроля над самолетом, находит единственное положение, в котором самолет находится в более-менее стабильном полете- с небольшим левым креном. Как только летчик устанавливает самолет ровно (без крена), через несколько секунд система управления самостоятельно, игнорируя летчика, начинает переводить самолет в режим кабрирования и задирать нос.

- Летчик слушает рекомендации РП и в большинстве случаев отвечает, что уже испробовал предложенные РП варианты.

- Летчик пробует вариант включить режим "КСУ резерв" в ручную (самолет не видит отказа основного КСУ, поэтому и не переходит автоматически в режим "ПРЯМАЯ СВЯЗЬ СДУ"). После включения "КСУ резерв" загорается сообщение "ПРЯМАЯ СВЯЗЬ СДУ" , летчик полностью теряет контроль над самолетом и начинает сваливаться в штопор. Летчик выключает режим "ПРЯМАЯ СВЯЗЬ СДУ", после чего восстанавливается хотя-бы прежняя возможность хоть как-то удерживать самолет.

- Далее, совместно с РП, продолжается перебор всяких режимов и вариантов: Выпуск шасси, отключение обоих инерциальных систем навигации (БИНС), перезапуски КСУ и т.д. К удовлетворительному результату ничего не приводит. Когда казалось бы "болячка" исчезала, она появлялась вновь.

- Паралельно с перебором вариантов, летчик оттачивает навыки управления самолетом и разрабатывает варианты посадки.

- Летчик постепенно выводит самолет в район аэродрома и делает несколько попыток посадить борт, раз за разом получая новый опыт и извлекая уроки из неудачных попыток.

- В итоге летчик находит оптимальный вариант: "бочком-бочком" ( с левым креном) выйти на ВПП, над ВПП на мгновенье выравнять самолет и выпустить тормозной парашют.

Итог (happy end): все видели: Самолет заходит с левым креном, выравнивается и сразу пытается задрать нос и устремится в набор высоты (тот самый баг, который так и не победили в полете), одновременно с этим, летчик выпускает тормозные парашюты и самолет плюхается на ВПП.

image You can watch this video on www.livejournal.com


image You can watch this video on www.livejournal.com


полная версия

image You can watch this video on www.livejournal.com



от "военного осведомителя"

Previous post Next post
Up