Первый раз французы потеряли столько пушек и первый раз бежали, как зайцы

Sep 03, 2012 18:53

Оригинал взят у asnecto в Бородинская битва в письмах Кутузова

Эти памятные дни - юбилейные для Бородинского сражения и войны 1812 г.
Все это мы знаем еще со школьных учебников.

Но гораздо интереснее и захватывающее узнать о Бородинском сражении и всему, что ему сопутствовало, из первых рук.
Из писем Кутузова (как и Суворова, очень религиозного православного человека).




Подлинники писем хранятся в архиве Института русской литературы РАН (Пушкинский дом). Они были опубликованы -в значительной мере в извлечениях в журнале "Русская старина", 1872, №2, 5, 6 и "Журнале Министерства народного просвещения", 1912, №1. Некоторые публиковались в подлинниках, написанных по-французски.

Писем много, поэтому публикую лишь несколько - наиболее ярких.
Итак, хроника Бородина - не по учебникам:


22 августа (армия занимает позиции при Бородине).
Жене:
"Армия в полном духе, верст шесть перед Можайском.
Я, слава Богу, здоров, мой друг. Три дня уже стоим в виду с Наполеоном; да так в виду, что и самого его в сером сюртучке видели. Его узнать нельзя, как осторожен. Теперь закапываемся по уши. Вчерась на моем левом фланге было дело; однако мы несколько раз прогоняли и удержали место. Кончилось уже в темную ночь. Наши делали чудеса, особливо кирасиры, и взяли французских 5 пушек".

29 августа (после битвы):
"Я, слава Богу, здоров, мой друг, и не побит, а выиграл баталию над Бонапартием. Детям благословение. Верный друг Михайло Г.К.".

2 сентября (день оставления Москвы):
"Я, мой друг, слава Богу, здоров и как ни тяжело, надеюсь, что Бог все исправит. Детям благословение".

15 сентября
Кудашеву:
"Я баталию выиграл прежде Москвы, но надобно сберегать армию и она целехонька. Скоро все наши армии, то есть Тормазов, Чичагов, Витхенштейн и еще другие, станут действовать к одной цели, и Наполеон долго в Москве не пробудет".

1 октября:
"По всем маленьким делам, которых всякой день происходит несколько, имеем поверхность над неприятелем, так, что берут пленных даром. Кудашев ходит с партией и служит отлично.

Стоим уже более недели на одном месте и с Наполеоном смотрим друг на друга, каждый выжидает время. Между тем маленькими частями деремся всякий день и поныне везде удачно. Всякой день берем в полон человек по триста, и теряем так мало, что почти ничего. Кудашев разбойничает так же с партией, и два хороших дела имел. В Рязани можете быть спокойны, к вам никакой француз не придет".

7 октября:
"Бог мне даровал победу вчерась при Чернишне; командовал король Неаполитанской. Были он от 45 до 50 тысяч. Немудрено было их разбить, но надобно было разбить дешево для нас, и мы потеряли всего, с ранеными, только до трехсот человек. Недоставало еще немножко счастия и была бы совсем баталия Кремская. Первый раз французы потеряли столько пушек и первый раз бежали, как зайцы".

13 октября
Царю:
"Неприятель, кажетца, совсем уж оставил Москву, и с намерением отступить изобильными нашими провинциями, потянулся всеми своими силами по новой Калужской дороге к Боровску.
Предмет сражения был город, который восемь раз занимался нами и столько же был уступаем сильному стремлению неприятеля. При последнем же ударе наших стрелков остался он за нами.
Завтра я полагаю, быть генеральному сражению, без коего я ни под каким видом в Калугу его не пущу".

16 октября:
"Здесь, ей Богу, все хорошо. Наполеон бегает по ночам с места на место, но по сю пору мы его предупреждаем везде. Ему надобно как-нибудь уйти; и вот чего без большой потери сделать нельзя".

17 октября
Ф.М. и П.М. Толстым:
"Эти дни покою нет. Неприятель бежит из Москвы и мечется во все стороны, и везде надобно поспевать. Хотя ему и очень тяжело, но и нам за ним бегать скучно. Теперь уже он ударился на Смоленскую дорогу. Теперь вы далеко от театра войны и будьте спокойны".

23 октября:
"Не знаю, как быть с Марией Алексеевной? Она поручила мне сына, которого я было взял к себе, но не мог удержать. Пристал ко мне и выпросился командовать полком у Винценгерода и по непонятной глупости Винценгерода попался в полон с им вместе в самой Москве. Но знаю, что здоров, всякой день у пленных спрашиваю, и пошлю денег.
Детям благословение".

7 октября:
"Остатки французской армии перешли за Неман... Карл XII вошел в Россию так же как Бонапарте и не лутче Карла из России вышел; 380 тысяч составляли его корусы, кроме Макдональда, а что вывел?
Благодарю за стихи Синельникова, есть места прекрасные; напиши, пожалуйста, кто этот Синельников? Надобно ему написать".

1 января 1813%
"Дай Бог, чтобы тринадцатый год кончился так щастливо, как начинается".

Previous post Next post
Up