Комфортная жизнь для россиян. Сытость, общество потребления, больше магазинов, больше товаров, "сто сортов колбасы". Разве может быть всё это целью, смыслом существования России и нашего народа? Не может. Супермаркеты, "моллы", торговые центры, кинотеатры, кафе, бары, рестораны, стриптиз-клубы, навязчивая реклама, эксплуатирующая низкое в человеке и насаждающая инфантильность во взрослых людях? Вас от этого еще не тошнит?
Не может быть "комфортная, нормальная жизнь" (так выражается наша "элита"), то есть набивание брюха, получение наслаждений от разных "благ потребления", покупка очередного телевизора, смартфона или автомобиля быть достойной целью бытия России и русского народа. А значит достойной, высшей цели в нашем сегодняшнем бытии нет.
На подходе к смысловой глубине
«Когда на корабле не знают куда плыть, никакой ветер не будет попутным». Так сказал известный философ-стоик Луций Анней Сенека, родившийся в 4 году до нашей эры и умерший в 65 году нашей эры. Наставник императора Нерона, одно время фактически управлявший Римом Сенека жил во времена, когда Рим уже почти исчерпал себя и был близок к своему краху. В то время вопрос будущего, смыслов, целеполагания стоял не менее остро, чем сегодня и может быть с этим связано процитированное нами его высказывание о корабле, курсе и ветре. Философ Сенека считался тайным христианином, считается, что он переписывался с апостолом Павлом и возможно в христианстве Сенека видел силы будущего возрождения Рима.
Сенека отказался санкционировать гонения на христиан и противников Нерона, позже он был убит по приказу Нерона, своего бывшего ученика. Ну а Рим, через три века принявший христианство еще более тысячи лет жил и развивался в форме Византии, которая далее передала эстафету православной империи Московской Руси. Так слова Сенеки о поиске цели (смысла - проекта) и ветра (сил, реализующих проект) для корабля (государства) связаны с русским прошлым и ставят правильный вопроса для русского будущего. Куда плывет Россия? Какой ветер является нам попутным?
Россия сформировалась, как государство под огромным влиянием православия, которое оказало на историю, культуру, глубинные коды русского народа решающее влияние. И даже некоторое ослабление влияния православной веры на общество конца 19 века и века 20-го не меняет того, что и сегодня, в веке 21-м мы живем в государстве с православной культурой и много наших с вами сограждан живут в православной вере. Поэтому говорить о прошлом, настоящем или будущем России можно и нужно в том числе используя язык христианский, православный на том уровне, на котором он будет понятен и людям серьезно религиозным, и людям неверующим, которых можно назвать светскими.
Для людей, которым близки взгляды советские, коммунистические, но по не понятным для меня причинам эти люди не могут понимать или воспринимать язык православный я хочу сказать, что образованный и патриотичный человек, живя в России обязан понимать русский православный язык и говорить на нем, иначе этот человек не может быть ни до конца образованным, ни патриотичным, и он не будет понят большинством граждан России.
К тому же, Владимир Ленин, основатель Советского Союза говорил, что нужно осваивать все мировые (а значит и русские) культурные богатства. Вот что говорится об этом в БСЭ:
"Программу коммунистического воспитания молодёжи Ленин ставил в зависимость от развития культурной революции. Для того чтобы построить коммунизм, молодёжь должна настойчиво учиться - учиться коммунизму. Ленин разъяснял, что «... ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм» (там же, с. 303). Учиться надо потому, что настоящим «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (там же, с. 305). Ленин говорил, что культуру коммунизма нельзя рассматривать обособленно от мировой цивилизации".
В том числе и поэтому коммунист должен осваивать православный пласт русской культуры, тем более, что мы живем в веке 21-м, а не в 19-м. Время изменилось...
Русские философы конца 19-века так же говорили на языке, включавшем в себя серьезный православный уровень о том, что и есть основная цель нашего разговора. О Русской идее. О смысле, идеале существования России. О той гавани, куда должен держать курс русский корабль. Величайший русский философ Владимир Соловьев в работе "Русская идея" (1888 г.) говорил: "идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности". Такое определение может поставить в тупик, ведь невозможно даже приблизительно сказать человек, что Бог думает о России в вечности. Но нам важно то, что в понятие идеи нации (а значит и "Русской идеи") В.Соловьев включает понятия "Бог" и "вечность".
В.Соловьев, говоря о русской идее, говорил о всееднистве, о развитии всемирного христианского наследия в будущем для "соединения народов и преображения человечества": "Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы - вот в чем русская идея." ("Русская идея", 1888 год).
Кто-то может обвинить философию В.Соловьева в излишнем "мистицизме", но что говорил о русской идее один из обвинителей Николай Бердяев: «Россия призвана быть освободительницей других народов... Необходимо освободить жизнь духовную, религиозную от прикованности к материальному быту. Россия должна преодолеть страх перед новым, взять на себя активную роль в преобразовании мира. Россия должна стать между западом и востоком. Россия должна освободиться от влияния Европы, от стремления быть на нее похожей, тогда наша страна станет духовно независимой и приведет человечество к единству. В христианском мессианстве России нет отрицания роли других народов, Христос равно расположен ко всем нациям, продолжение культурной миссии России связано с продолжением других культур. Русская идея есть «идея коммюнитарности (соборности, единства) и братства людей и народов».
Подробнее сравнивать взгляды на Русскую идею Н.Бердяева и В.Соловьева нужно отдельно, но в этих взглядах очень много общего. Тут и русское мессианство, и опора на христианство, и отрицание национализма и опора на соборную целостность, симфонию всех народов, коммунитарность, единство, братство всех народов и разговор об "активной роли России в преобразовании мира к этому идеалу".
Мы понимаем, что среди русских мыслителей и философов можно найти и другие идеологические построения, как различные право-националистические, так и лево-социалистические, так и другие (евразийство, панславинизм...). Но, во-первых, невозможно и не нужно пытаться объять всю русскую философскую и социальную мысль 19 века в ЖЖ-стиле и, во-вторых, все, что необходимо для рассмотрения практического вопроса о смысле жизни и будущего России в веке 21-м мы постараемся указать ниже или в других заметках.
Россия сегодня. Проект и его бессмысленность
Россия в 21-м веке наряду с серьезным общественным регрессом с одной стороны находится в очень сложной, многомерной, неоднозначной и не понятной геополитической и внутренней ситуации. И тем сложнее обществу понять реальность. Приведу набивший оскомину в патриотической среде пример про статью 13 Конституции РФ, где в России "признается идеологическое многообразие" и указывается, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
Но на практике в Российской Федерации сегодня установилась и правит антисоветская капиталистическая либерально-демократическая частично суверенная, частично глобалистическая система (АК ЛДС ГС), а значит и идеология.
Антисоветской является эта идеология потому, что РФ построена на основе советских материальных и прочих достижений и поэтому элита РФ должна быть умеренно или накалено антисоветской, ибо и она построена на разрушении и отрицании предыдущего государства. При этом идеологическая антисоветскость прямо публично элитой не объявляется, ведь объявление этого и полноценная реализация взорвет и уничтожит РФ, но антисоветский курс безостановочно и ползуче проводится в жизнь в сильно советизированной стране (от 60 до 90% просоветски настроенного населения). И это есть первое серьезное противоречие в сегодняшней России. Антисоветская элита не может праздновать День Победы 9-е Мая.
Капиталистическая экономика, при которой большая часть средств производства сосредоточена в частных руках немногих, которые, не создав ничего, получают основной доход от использования этих средство производства. При этом если вспомнить, как эти средства производства (нефтяные и газовые вышки, заводы, порты и трубопроводы) в 90-е годы были воровским образом приватизированы, то становится абсолютно ясно, что российский капитализм в своей основе криминален. И эта криминальность есть второе серьезное противоречие, которое в пределе ставит крест на капиталистическом проекте России вообще.
Либерально - демократическая политическая система - это многопартийость, при которой якобы существует конкуренция партий в Госдуме и конкуренция кандидатов на выборах Президента. По факту же власть в Думе передается внутри одной группой элиты, которая имеет разные имена: "Демократическая Россия" - "Отечество Вся Россия" - "Единая Россия" - (ОНФ ???).
Президентская политическая власть после 1999 года передается внутри этой же элитной группы (силовики) и легитимизируется на всероссийских выборах. Народ выбирает Путина, Медведева, потом снова Путина руководителем страны и этим власть в России элитной группы силовиков становится формально законной и легитимной в глазах общества.
И это несоответствие декларированной демократии с фактической элитной властной "эстафетой" есть третье серьезное противоречие в современной России.
Часть руководящей элитной группы является либералами - рыночниками, но считает непреложной ценностью суверенитет и территориальную целостность России, модулируется Путиным и проводит либерально - суверенный политический курс.
Другая часть элитной группы является еще большими либералами и рыночниками и ради более глубокого вхождения в глобальную мировую систему готова поступиться частью или всем суверенитетом России, и разрубив Россию на куски, войти "в Европу" (в НАТО... нужное подчеркнуть).
Незатухающий вялотекущий элитный конфликт между "националами" и "компрадорами" (аллохтонами и автохтонами, патриотами и западниками) есть четвертое серьезное противоречие в современной России.
Каждое их этих перечисленных противоречий является само по себе серьезным, но совокупность этих факторов есть неразрешимая без серьезных социальных и государственных потрясений комбинация противоречий. Россия, как корабль полна внутренних противоречий. Мы пока даже не затрагиваем противоречия внешние, которые еще более серьезны.
Не понятно зачем проводится сегодняшний российский (АК ЛДС ГС) курс, для чего реализуется этот проект. Для того, чтобы штучные российские олигархи заработали лишний миллиард зелени, немногочисленный средний класс вкушал (пока) "комфортной жизни", а простой народ еле сводил концы с концами? Об этих идеалах не мечтали даже не социалисты, а почвенные и христианские русские философы. Нынешней элите даже перед ними уже должно быть стыдно...
Нынешний "джинсовый рай" не есть достойная цель для России, это есть позор.
Нужно обсуждать и сегодняшнее неблагополучие России и наше прошлое, которое нам и поможет найти правильные пути в будущее и повести за собой мир.
Кораблю нужно обрести место назначения и попутный ветер.