Памяти Владимира Солоухина

Jun 18, 2013 19:31

14 июня исполнилось 89 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и публициста Владимира Алексеевича Солоухина, который в конце уже далёких 90-х оказал большое влияние на формирование моего мировоззрения.



В этот день стало своеобразной традицией проводить на его родине в селе Алепино Владимирской области памятные Солоухинские чтения, в которых принимают участие писатели, поэты, журналисты, певцы и музыканты. Впервые подобное торжественное событие на Владимирской земле состоялось в 2000 году, и мне посчастливилось быть его участницей и свидетельницей в качестве корреспондента газеты "Я - Русский". Также от коллектива редакции в Алепино поехали Алексей Широпаев, Сергей Крюков, Игорь Дьяков, его сестра Светлана со своим мужем Дмитрием Яншиным - руководителем собственной группы "Весёлые Картинки" и гитаристом легендарного проекта Сергея Жарикова "ДК", Благословил поездку иеромонах Никон (Белавенец). В составе делегации были как писатели-ветераны (старый друг Солоухина Семён Иванович Шуртаков, знаменитый Александор Николаевич Стрижёв - те,кто в советское время был постоянным читателем журнала "Наука и Жизнь", наверняка помнит его "Заметки фенолога", посвящённые природе и народным приметам, а также Владимир Николаевич Афанасьев - автор-составитель книги "Восхождение. Современники о великом русском писателе Владимире Алексеевиче Солоухине"), так и представители более молодого поколения (Михаил Моисеев с "Народного радио", Андрей Фефелов и Андрей Смирнов из газеты "Завтра", один из руководителей движения "За Веру и Отечество" Константин Касимовский с женой Татьяной)
Рано утром 14 июня 2000 года делегация московских писателей, журналистов и общественных деятелей на комфотрабельном автобусе отправилась в старинное владимирское село Алепино, где родился Владимир Алексеевич Солоухин, и где он нашёл свой последний приют.


Иеромонах Никон (Белавенец) в своей небольшой проповеди намекнул на арест некоего олигарха, как на начало восстановления справедливости. Раздались аплодисменты, но не все разделили общее ликование по поводу препровождения в Бутырку известного "прихватизатора". Вдруг автобус остановился, со своего места соскочил пожилой лысоватый человек невысокого роста и с громким криком "В знак протеста я не могу находиться в этом обществе с этими людьми" пулей вылетел из автобуса. Ему, как потом выяснилось, литературному критику, не по нраву был арест этого олигарха.
Дорога из Москвы шла мимо населённых пунктов с такими символическими названиями, как Красная Роза, Ногинск, Красный Электрик, Ногинск... Нетрудно было себе представить, как сжималось сердце Солоухина, когда он читал эти придорожные указатели. А за окнами автобуса уже проносилась Владимирская земля - бескрайние поля, луга и пастбища, смешанные дубравы, колокольни сельских храмов - весь тот мир, который сформировал личность будущего писателя. Надо признать: то там, то тут на этой прекрасной земле можно было видеть раны, нанесённые жестокой рукой псевдореформаторов: полуразрушенные фермы и элеваторы, уродливые особняки "нуворишек".
Алепино - небольшое старинное село, которое находится в живописном уголке нашей страны. Кроме нашей делегации на Солоухинские чтения приехали владимирские писатели, местное телевидение. Народа из области было маловато, что не удивительно - заработки во Владимирской земле очень маленькие, и далеко не каждый желающий мог позволить себе поездку на Родину своего знаменитого земляка.





Сначала мы почтили память писателя. Молебен на могиле Солоухина отслужил отец Никон. Я обратила внимание на то, что по соседству с памятником писателю растут два как бы случайно посеявшихся дубка - один прямо на могильном холмике его деда, а другой - немного сбоку. Нетрудно себе представить, как лет эдак через двести под сенью гордых деревьев наши потомки будут рассказывать о том, что пришлось испытать поколениям их предков в жестоком ХХ веке.
Поклонники творчества Солоухина и его земляки собрались на небольшой площади около родного дома писателя. Люди слушали воспоминания друзей, которые с ним учились, товарищей по Литературному институту. Особенно тепло народ встретил публициста и поэта Алексея Широпаева, который прочитал свои новые стихи. Всех поразила своим голосом и своеобразной манерой пения молодая певица Светлана Дьякова, солистка группы "Весёлые картинки", которая исполнила несколько старинных русских и казачьих песен. Когда известный ученый-физик Владислав Павлович Быстров поставил плёнку с записью живого солоухинского голоса, к нему подошёл зам. главы администрации Владимирской области - член КПРФ - и попросил выключить. Ему не понравились критические высказывания великого земляка об октябрьском перевороте.
Над сельской площадью возвышается старый обшарпанный храм.







Он не действующий - нет денег на его окончательную реставрацию. Пробираясь сквозь заросли крапивы, я зашла вовнутрь. Над входом в храм и в прихожей сохранились фрагменты старинной росписи. Над головой было высокое пространство, ободранный кирпичный свод старинной кладки производил впечатление человека, с которого содрали кожу. Где-то в углу жили птицы, которые летали под сводом. И в то же время чувствовалось, что эта пустота - временная, нет той загаженности и захламлённости, которая присуща ветхим, заброшенным постройкам, алтарная часть храма закрыта от чужих любопытных глаз кирпичной кладкой... До меня вдруг дошло - а ведь здесь крестили мальчика, которому суждено будет стать одним из тех, кого позднее назовут совестью русского народа.
На обратном пути можно было узнать много интересного. Обедали мы в придорожном ресторане небольшого городка Лакинска, хотя название "ресторан" по отношению к этому заведению может вызвать лишь усмешку у столичного прожигателя жизни. Но, тем не менее, накормили нас там сытно и вкусно. Признаться честно, порадовало нас местное пиво - свежее и дешёвое, всего лишь четыре (!) рубля за большую поллитровую кружку (в Москве тогда кружка разливного пива стоила 15 рублей)..
Кстати, о напитках... Какие ассоциации вызывает у нашего читателя упоминание о городке Петушки? Интеллектуал будет рассуждать о сложной философской подоплёке творчества Венедикта Ерофеева, человек попроще вспомнит про коктейль "Слеза Комсомолки"... Но мало кто знает, что в Петушках находится уникальный памятник отечественной истории и архитектуры начала ХХ века - Успенский храм, освящённый в 1912 году - красивое здание из красного кирпича, сочетающее в себе стиль "модерн" и вековые традиции православного зодчества. Но не только в этом его своеобразие. Этот храм все ";пятилетки безбожия" был действующим. Не раз власти хотели его закрыть, заставив общину заплатить огромный налог. Но всякий раз люди собирали деньги. И не давали властям закрыть храм и разграбить эту уникальную красоту. Внутреннее убранство храма осталось нетронутым, его не коснулась рука "экспроприаторов" - талантливая роспись, резной дубовый иконостас, сделанный искусными руками покровских умельцев. Покровский уезд издревле славился своими плотниками и резчиками по дереву. К сожалению "красное колесо" поломало эту традицию. В наше время мы больше знаем Покров по шоколаду "Алпен Голд", который делают на совместной российско-германской кондитерской фабрике.
Сейчас многие русские люди жалуются на свою судьбу, кликушествуют: "что делать, всё пропало, скоро будет конец света"... От безысходности кто идёт в монастырь, чтобы подготовиться к будущей жизни и очистить себя от скверны мирского греха, кто, напротив, потребляет наркотики, пьянствует, прожигает жизнь. Но не лучше ли вспомнить гениальные в своём оптимизме строки Солоухина: "Россия ещё не погибла, пока мы живы, друзья!". То есть страна - это, прежде всего - люди. И пока есть на нашей земле люди, которые не заразились унынием, которые не плывут по течению, не колеблются в соответствии с генеральной линией партии власти, у нашей страны есть шанс стать достойной державой, населённой свободными гражданами, для которых честь и собственное достоинство - не пустой звук.
На следующий год я также посетила Алепино. На могиле писателя уже стоял не старый деревянный крест, а памятник из чёрного гранита, увенчанный большим крестом.



В той поездке запомнился один эпизод - у Алексея Широпаева на шее был пластмассовый крестик "новгородского" образца. На обратном пути они с отцом Никоном решили искупаться в реке Киржач, что на самой границе Владимирской и Московской областей. Когда Алексей нырял, то крестик этот пропал. Не исключаю, что этот случай каким-то образом повлиял на решение Алексея стать язычником.
Третий раз я ездила в Алепино уже в 2006 году, по приглашению Владимира Николаевича Афанасьева. В той поездке мне наиболеее запомнились поэтессы Нина Карташева и Нина Краснова.
Ученица Солоухина Нина Краснова, поэтесса с рязанскими корнями, рассказала, как еще в юности открыла для себя Россию Солоухина, его «Каплю росы», его «Владимирские проселки», его роман «Мать-мачеха». Рассказала, как она, попав в Москву, познакомилась с Солоухиным и он рекомендовал ее в Литинститут, стал ее литотцом и покровителем. Рассказала, как перепечатывала на машинке его рукописи, в том числе и запрещенные, за которые его чуть было не исключили из партии и из Союза писателей, и как росла и училась на них литературному мастерству.
В тот раз мы заехали в краеведческий музей райцентра Собинка, где был открыт музей-библиотека Солоухина. Там на полках собраны практически все издания его книг.
Сейчас, когда я вспоминаю про свои поездки на родину Владимира Солоухина, мне становится немного грустно. Все эти годы бессменным организатором и спонсором меценатом Солоухинских чтений является предприниматель с испанской фамилией Михаил Орландович Мендоса Бландон - владелец торговой сети одежды под маркой "Вестланд" и президент благотворительного фонда "Энциклопедия Серафима Саровского". Ничего про поддержку солоухинского праздника со стороны местных предпринимателей, земляков писателя, я не слышала. А ведь Солоухин - это не просто писатель, это - один из символов Владимирской земли, то, что на современном "новоязе" принято называть "региональным брэндом". Творческое наследие Владимира Алексеевича само просится стать визитной карточкой этого старинного края. Но что же мы видим? Где фестиваль владимирского рыжика - вкуснейшего гриба, воспетого Солоухиным? Какие-то американцы зазывают туристов на искусственно придуманный чемпионат по метанию коровьх какашек и этим прославляют свой городок на весь мир, а владимирские чиновники палец об палец не ударили для того, чтобы поднять то сокровище, которое лежит у их ног... Сейчас набирает популярность экотуризм - организовали бы туристские тропы "Солоухинские просёлки"... Слабо? На слова Солоухина написано немало песен, но где их аранжировки в современном рок- или хипхоп-стиле, чтобы донести творчество поэта до современной молодёжи, ровесников его внучки? Не проводят и литературных и художественных "солоухинских" олимпиад среди школьников. В разных городах мира на площадях поставлены памятники писателям и поэтам. Только вот памятника Солоухину (за исключением того, что стоит сейчас на его могиле) ни в нашей стране, ни за её пределами нет.
Единственная в стране улица Солоухина находится в небольшом селе Черкутино, что рядом с Алепино. А если посмотреть на "уличную" топонимику. повнимательнее.... Посмотрим на карту старинного Владимира. Каких только улиц нет в этом городе. Проспект Ленина и улица Ильича, улицы Воровского, Урицкого, Володарского. Улицы 8 марта и 16 октября. Улицы Демьяна Бедного и Карла Маркса. Улицы Луначарского и Павлика Морозова. Есть улица III Интернационала. Есть даже улица, названная именами граждан США итальянского происхождения Сакко и Ванцетти. И только улицы Солоухина во Владимире нет. И вообще владимирская региональная топонимика густо нашпигована карлами либкнехтами, розаами люксембург, кларами цеткин и прочими урицкими-володарскими. Они, судя по всему, нынешней "партии власти" милее их выдающегося земляка, который подвергается с их стороны своего рода информационной блокаде.

Фото А.В. Трифонова. Источник - http://solouhin.voskres.ru/gallery.php

литература, личное, память, история

Previous post Next post
Up