Рецензия на экспертное заключение Н.А.Низовских

Aug 27, 2010 12:07



Экспертиза проведена на крайне низком уровне, специалистом, не владеющим необходимыми знаниями и методиками, а также способностью усвоить содержание поставленных перед ним вопросы.

На это указывает крайне скудный перечень литературы, привлеченной для проведения экспертизы. Это всего четыре наименования, а два издания - просто словари. Словари, в силу компактности статей, посвященных каждому из слов, не могут вскрыть всего многообразия контекстов словоупотребления, а в быстро меняющейся политической лексике они давно устарели и не могут применяться с достаточной продуктивностью. Указанные словари составлены более полувека назад. Две литературные ссылки на методологические материалы не представляют авторитетных источников и не могут быть серьезным основанием для экспертизы. Из сказанного следует, что экспертиза, проведенная Н.А.Низовских, заключается в изложении частно-бытовой, а не научной точки зрения. Что следует также из анализа текста экспертного заключения.

Эксперт продемонстрировала полное непонимание того, что такое социальная группа. Именно поэтому к социальной группе Н.А.Низовских отнесла правительство, власть и либералов. Подобные группы в научной литературе никогда не называются «социальными группами».


Правительство в правовом отношении - группа чиновников с определенным статусом, установленным законом. Это не социальная группа. В обычном политическом лексиконе «правительство» - неопределенная группа «правящих». Это может быть правительство РФ, правительство региона, государственная власть в целом. Неопределенность примененного оратором термина не позволяет говорить не только о социальной группе, но и о группе вообще.

Власть также не является социальной группой. Власть ассоциируется в большей степени не с людьми, а с некими функциями, которые они осуществляют. В данном случае никакой определенности ни в круге лиц, ни в их функциях установить невозможно. Оратор говорит «власть», а слушатели каждый по-своему понимают, о чем идет речь. Объединять их может только понимание функции, с которой они сталкиваются в жизни, - властвования, а не отношение к какой-то социальной группе.

Либералы - также неопределенная группа лиц, не имеющая какого-либо социального статуса. К тем, кто определяет себя как либерала, могут относиться люди самых разных профессий, этносов, уровней материального достатка и т.д. Этот термин отражает лишь идеологическое направление, по поводу сущности которого в науке отсутствует однозначная определенность.

Если уж эксперт так увлекается словарными значениями терминов, то стоило бы ему заглянуть в словари и уяснить для себя самые примитивные описания того, что такое «власть», «правительство», «либералы», «социальная группа».

Вопреки утверждениям эксперта, невозможно определить, что имел в виду оратор, когда презрительно назвал представителей неких взглядов «либерастами». Вполне возможно, он отделил некую группу либералов, как это делают некоторые политологи, выделяя либертарианцев как представителей идейного течения, серьезно отличающегося от классического либерализма времен Просвещения. Но это лишь гипотеза. Строить на ней какие бы то ни  было умозаключения о позиции оратора невозможно. Также и утверждать, как это делает эксперт, наличие «оскорбительно-бранной идеологемы» нет никаких оснований. Здесь нет никаких признаков «идеологемы». Эксперт некорректно использует термины или не знает их значения.

Пренебрежение в данном случае (если он и было), может быть отнесено не к группе, а к взглядам. Эксперт явно не в курсе политического дискурса и путает критику взглядов неопределенной группы лиц, которую можно искусственно примыслить только по последствиям этой деятельности - попранию конституционных норм (о чем говорил оратор) и бедственному положению народа (о чем известно подавляющему большинству), с социальной группой.

То, что оратор считает правительство бессовестным («хоть ссы в глаза, скажет - Божья роса»), не может его дискредитировать ни в чем. Это его мнение, на которое он имеет полное право. Оно выражено в народной присказке не вполне приличного свойства. Что, впрочем, не формирует никакого состава преступления. Ибо нет даже объекта преступления. «Правительство» - не объект, поскольку в данном контексте оно не может быть отнесено ни к какой группе лиц.

Просто поразительно, что для определения значения экспрессивной народной поговорки эксперт пользуется обсуждением на каком-то интернет-форуме и приводит выдержки из досужего обмена фразами! Эксперт называет все это «опросом», вероятно, не имея представления, что означает слово «опрос» и какого типа исследования могут быть экспертным или социологическим опросом. Подобный подход к экспертизе демонстрирует полную несостоятельность эксперта. В общем-то, достаточно было бы одного этого факта, чтобы забраковать целиком весь текст экспертного заключения.

Также эксперт совершенно не в курсе прав граждан на свое мнение, а также на его публичное изложение. В том числе, и о политических правах граждан. Критика правительства (даже вполне конкретного правительства как органа власти) - неотъемлемая часть политического процесса. Выдвижение моральных претензий - обычный фон политической полемики. Эксперт об этом не догадывается, и полагает, что правительству как социальной группе предъявлена «недопустимая эмоциональная оценка» и формируется «негативная установка».

Невежество эксперта граничит с цинизмом. Эксперт как будто не понимает, что его заключение имеет характер юридического документа и может быть связано с административной и уголовной ответственностью!

Эксперт Н.А.Низовских позволяет себе заведомо несостоятельные умозаключения, недостойные научного работника: пользуется для определения значения экспрессивных выражений академическими словарями и энциклопедиями! Нет сомнений, что речь идет об изданиях, выпущенных задолго до появления в политическом лексиконе слова «либераст» (по моему мнению, оно распространилось не ранее 2006 года). Да и ожидать появления экспрессивных выражений в академических изданиях заведомо невозможно.

Ссылки эксперта на публикацию, датировка которой ничем не подтверждена (кроме указания в сети Интернет авторства некоего И.Смирнова), дело не экспертного исследования, а досужего искания в глобальной сети. Домысел о порядке словообразования («либерал» соединяется с «педераст») является совершенно произвольным, бытовым. Классификатор «либерастов», также почерпнутый экспертом из сети Интернет, не может иметь никакого отношения ни к научным определениям, ни к политической литературе. Чьи-то произвольные упражнения, игра словами, перенесенная в текст экспертизы, выглядят просто возмутительно. Подобное могут позволить себе только невежды, не способные отделить действительность от слов и взвесить авторитетность того или иного источника. Безусловно, все эти упражнения безымянного словоблуда не имеют никакого отношения к выступлению оратора на митинге, к его личной позиции. А применение подобных «источников» представляет эксперта Н.А.Низовских в самом негативном свете.

Совершенно несостоятельны обсуждения экспертом применения в выступлении одного из ораторов слова «задница». В выступлении говорится: «Когда к вам стоят задницей, выражать в эту задницу протест бесполезно. Ее нужно только пнуть». Это высказывание экспрессивного характера, безусловно, относится к власти, и оратор сам на это указывает. Его слова - из разряда образных и экспрессивных высказываний, достаточно обычных не только для митингов, но и для всероссийских СМИ. Значение экспрессии и образа не может быть универсальным. Попытка вменить однозначный  характер смысла не может быть признана научно обоснованной. Но даже если предположить смысл фразы: «С властью бесполезно разговаривать», это вовсе не означает, что негативная оценка власти в чем-то может дискредитировать оратора. Что означает «пнуть власть», мы тоже не можем судить, не переходя к произвольным суждениям бытового характере.

Никакой группы «власть» не формирует, никакого социального слоя не затрагивает. Критичное отношение к власти является общим местом в политической риторике не только в России, но и вообще всюду, где публичная политика существует. Попытка со стороны эксперта представить дело так, что какой-то фрагмент публичного выступления формирует негативную оценку правительства, не соответствует действительности (она давно уже сформирована), а также не может рассматриваться как задевающая какую-либо национальную, расовую, религиозную или социальную группу.

Присутствие в выступлении оратора словосочетания «Ельцин-кровопийца» касается отдельного лица и не затрагивает какую-либо группу. Собственно, эксперт и не удосуживается назвать такую группу. Вставка соответствующего фрагмента в экспертизу лишь еще раз высвечивает полную некомпетентность эксперта.

Глубина невежества эксперта настолько невероятна, что он не замечает содержания обращенного к нему вопроса. Если вопрос гласит: «Содержится ли в данном материале информация, побуждающая к действиям против какой-либо нации, расы, религии, социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?», то эксперт Н.А.Низовских мысленно сокращает вопрос до: «Содержится ли в данном материале информация, побуждающая к действиям?» Поэтому весь соответствующий фрагмент экспертного заключения выглядит полным абсурдом. Как будто любое побуждение к действиям несет в себе нечто противозаконное!

Получается, что экспертиза вырождается в крайне неумную, не основанную на законе защиту власти от какой-либо критики власти вообще. Причем под критикой власти понимается все, что угодно. Эксперт совершенно произвольно собирает цитаты, не удосужившись поиском не только социальной группы, но и любимой им власти! Фактически эксперт предполагает ущемление конституционных прав граждан: запрет на общественную деятельность, запрет на политическую агитацию. Набрав цитат из трех выступлений, эксперт и не думает их анализировать. Вероятно, полагая, что цитаты говорят сами за себя. И действительно, они говорят лишь о стремлении граждан пользоваться своими конституционным правами. Очевидно, эксперт за гражданами этого права не признает.

Аналогичным образом, перед экспертом поставлен вопрос: «Использованы ли в данном материале языковые средства или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии, социальной группы или отдельных лиц как ее представителей?» Эксперт вопроса не читает, отвечая на какой-то другой вопрос: «Да, в данном вопросе использованы специальные языковые средства для целенаправленной передачи негативных установок и побуждений к действиям против правительства и власти в целом». Ответ не имеет отношения к вопросу. Правительство и власть не подходят ни под одну категорию, упомянутую в вопросе. Все остальные измышления эксперта на данную тему можно опустить. Эксперт совершенно не в состоянии следовать поставленным перед ним вопросам.

Не менее невежественно эксперт анализирует наличие в представленном для анализа материале наличие признаков поддержки терроризма. Эксперта спрашиваю про терроризм, а он говорит о наличии публичного оправдания экстремизма. Эксперт, таким образом, не видит разницы между экстремизмом и терроризмом. В таком случае никакой квалифицированной экспертизы ожидать не приходится.

Также эксперт не утруждает себя анализом лозунга «Слава Николая Королеву, взорвавшему рынок!» Эксперту кажется достаточным голословное утверждение, что в данном случае имеет место публичное оправдание терроризма. Никаких аргументов эксперт не приводит.

В целом экспертиза выглядит возмутительно невежественной. Я бы не рекомендовал в дальнейшем использовать Н.А.Низовских в качестве эксперта. Полагаю, что продемонстрированный уровень знаний настолько низок, что не позволяет говорить о Н.А.Низовских даже как о человеке минимально образованном и способном к связанным умозаключениям.

А.Н.Савельев,

Президент фонда «Русский информационный центр»,

Доктор политических наук

Киров

Previous post Next post
Up