Дирижабль на все времена

Oct 12, 2013 19:31



Французский военный дирижабль, 1908 год

В первой трети двадцатого века энтузиасты воздухоплавания были всенародными героями. Своими успехами бесстрашные пилоты оказались обязаны немецкому офицеру, побывавшему в Америке во время Гражданской войны в США. Его чрезвычайно заинтересовали аэростаты, которыми противники пользовались для ведения воздушной разведки. Звали немецкого офицера граф Фердинанд фон Цеппелин (8 июля 1838 - 8 марта 1917). С тех пор слова «дирижабль» и «цеппелин» стали синонимами.

Фон Цеппелин считал, что огромные дирижабли будут способствовать достижению военной мощи Германии. Однако проект о применении в военных целях аппаратов легче воздуха, направленный в 1887 году кайзеру, был признан несерьезным.
Дело дошло до конфликта с самим императором Вильгельмом II. Раздражающему командование графу-фантазеру присвоили звание генерал-лейтенанта и в 1890 году уволили из армии.

Цеппелин вернулся в места своего детства. На собственные деньги на берегу Боденского озера он открыл небольшую мастерскую и нанял молодых талантливых инженеров. Целых восемь лет потребовалось, чтобы подготовиться к строительству первого дирижабля. За эти годы в округе к нему прилепилось прозвище граф-дурак - мало кто понимал, чем занимается этот сумасброд, тратя семейные деньги рода Цеппелинов.

Дирижабли могут быть трех видов: мягкие - с корпусом из прорезиненной ткани, полужесткие - с металлической фермой вдоль днища, и жесткие - с металлическим каркасом, на который натянута ткань. Граф строил жесткий тип. В качестве подъемного газа использовались мешки с водородом, которыми наполняли каркас дирижабля. Снизу к днищу корпуса крепилась гондола управления и гондола с моторами. Каркас делали из новомодного и невероятно дорогого алюминия.

Однако Цеппелин был первым, кто отнесся к своему увлечению как к бизнесу. Кроме того он обладал значительным капиталом, а его другом детства был сам король Вюртембергский, позволивший построить на Боденском озере ангар для первых аппаратов. В 1898 году было создано акционерное общество, одну треть капитала внес граф.

Его первый «цеппелин» поднялся в небо над Боденским озером недалеко от Фридрихсхафена в июле 1900 года. Множество людей с замиранием созерцало, как в течение 18 минут 127-метровый дирижабль совершал полет. Им управлял сам граф. Аппарат оказался медленным и неуклюжим. В движение его приводили два слабых двигателя Даймлера.

После 20 минут полета его пришлось посадить на воду Боденского озера. Разочарованные акционеры потребовали свои деньги обратно, и Цеппелин выкупил их доли. Второй дирижабль LZ-2 был построен только в 1906 году - однако при взлете у него отвалились двигатели, и неуправляемый корпус с трудом опустили на воду озера. Вскоре была создана компания по строительству дирижаблей (Luftschiffbau Zeppelin GmbH) и на свет появились другие «цеппелины». Графа перестали считать чудаком - он обрел известность. «Величайшим немцем XX века» стал называть его кайзер.

"Цеппелины" отличались огромными размерами и по форме напоминали сигару. Металлический каркас был обтянут снаружи тканью. Внутри дирижабля либо под ним находилась гондола с экипажем, здесь же располагались пассажиры. Для подъема аэростата в небо использовали водород, хранившийся в корпусе дирижабля, в многочисленных отсеках или баллонах.
Эпоха «цеппелинов» достигла расцвета в 1929 году, когда «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие. Стартовав в Лейкхерсте, дирижабль облетел земной шар с запада на восток за 21 день, сделав остановки во Фридрихсхафене, в Токио, в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе.

Путешествие в дирижабле отличалось от полета в современном самолете. «Гинденбурга» по длине в три раза превосходил современный аэробус, а по высоте был равен 13-этажному зданию. Пассажирам отводили не кресло, а целую каюту с кроватью и туалетом. В каюте можно было стоять, прогуливаться по салону или палубе. Все эти помещения находились в огромном «брюхе» дирижабля, рассчитанном на 50 пассажиров. В ресторане столы под белыми крахмальными скатертями были сервированы серебряными приборами и фарфоровой посудой. А в салоне был даже небольшой рояль.  Двигаясь со скоростью 130 километров в час на высоте 200 метров над уровнем моря, «Гинденбург» в 1936 году совершил свой самый быстрый перелёт через Северную Атлантику за 43 часа.

Новые аппараты теперь не являются игрушкой ветра, который несет их туда, куда дует сам. Современные дирижабли, которые могут развивать скорость до 200 км/ч (то есть до 55 м/с), способны противостоять очень сильному ветру, даже штормовому. А если учесть, что штормы случаются не так уж и часто, то применение дирижаблей вполне оправданно. Во время Второй мировой войны патрульные дирижабли оставались в воздухе, даже когда начинались сильные шторма и вылет самолетов был невозможен. Вот как отличается современная техника от старой проверенной. Кроме того, многие дирижабли совершают полеты при сильнейшей облачности и даже при обледенении.



Американец Томас Скотт устраивает полёты на дирижабле за деньги, 1905 год



Немецкий цеппелин готовится  к подъёму,  1908 год


Французский дирижабль Клемент - Баярд перед стартом, 1908 год



Английский дирижабль с  прикрепленными лёгкими самолётами, 1926 год



Американский дирижабль, принадлежащий военно-морским силам, над Вашингтоном, 1931 год



Гигантский немецкий цеппелин в  Нью-Джерси, 1929 год



"Граф Цеппелин" над Иерусалимом, 1931 год



"Гинденбург"  пролетает над Манхеттеном, 1933 год



Американский военный дирижабль над Нью-Йорком, 1933 год



Гибель "Гинденбурга" в мае 1937 года. Тогда погибли  36 пассажиров, совершивших трансатлантический перелёт.



Американский военный  дирижабль над морским конвоем в Атлантике, 1943 год



Немецкий цеппелин над Нью-Йорком, 1936 год



Морское базирование  американского военного дирижабля, 1937 год



Пассажиры "Гинденбурга" завтракают во время полёта над Атлантикой, 1936 год



Норвежский дирижабль в полёте, 1926 год



"Гинденбург" готовится  к перелёту через Атлантику, 1936 год



Современные воздухоплаватели на мини-дирижабле, 2007 год



Современный дирижабль постройки 2012 года

цеппелин, дирижабль

Previous post Next post
Up