12 августа 2011 года было завершено строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (сокращенно - КЗС, в просторечии - дамба). Завершилась более чем 40-летняя история создания одного из наиболее сложных и масштабных гидротехнических сооружений в нашей стране. История чрезвычайно поучительная в некоторых моментах, о которой стоит рассказать поподробнее, хоть она и не о ГЭС.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/15_водопропускное-сооружение-1024x682.jpg)
Дамба и водопропускное сооружение
Как известно, Санкт-Петербург построен в низменной дельте Невы. Стратегически это весьма выгодное положение, но вот природные условия весьма непросты, что впрочем Петра не пугало. Помимо знаменитых болот, проблемой города являются наводнения.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/7_ноября_1824_года_на_площади_у_Большого_театра.jpg)
Наводнение 1824 года.
Обычно наводнения возникают на реках вследствие обильных осадков, таяния снега, заторов льда. Но в Санкт-Петербург большая вода приходит с моря. Есть три причины наводнений:
1. Длинная волна - при заходе на море циклона в его центре, в области низкого давления, вода как-бы приподнимается, а после ухода циклона - опускается, образуя здоровенную волну до 2,5 м высотой.
2. Сейши - своего рода раскачивание воды в водоеме в результате перепадов атмосферного давления, физически - стоячая волна. Подъем воды до 1,5 м.
3. Нагон воды с моря сильным ветром. До 1 м.
Сложившись, эти факторы теоретически могут вызвать подъем воды до 5 м, фактически в 1824 году вода поднималась на 421 см, это максимальный зафиксированный уровень.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/1_Наводнение-595x1024.jpg)
Вот это - всего лишь подъем воды на 219 см в 1977 году. А ведь вода может подняться и до 5 метров…
Наводнения, которым считается подъем уровня более чем на 1,6 м, приносят городу огромные убытки. Относительно слабые наводнения происходят практически ежегодно. За 300 лет вода 17 раз поднималась выше, чем на 2,5 м - а это уже очень серьезно. Катастрофические наводнения (более 3 м), которые случаются примерно раз в 100 лет, как правило сопровождаются человеческими жертвами. Кроме того, крупные наводнения несут колоссальную угрозу многочисленным архитектурным памятникам и музеям. Очевидно, что такое положение недопустимо и требовалось радикальное решение проблемы.
После наводнения 1824 года инженером П.П.Базеном был предложен проект защиты города, предусматривающий строительство защитной дамбы, соединяющей остров Котлин с берегом с севера и юга. В то время этот проект был отвергнут как неосуществимый. Аналогичная участь постигла и другие проекты.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/2_АгалаковКураев-1024x933.jpg)
Главные инженеры проекта КЗС - С.С.Агалаков и С.Н.Кураев.
Всерьез взялись за дело в конце 1960-х, когда институтом «Ленгидропроект» была начата разработка проекта сооружений защиты города от наводнений. Разрабатывали долго и тщательно, с привлечением профильных институтов, с постройкой во ВНИИГ им.Веденеева огромной гидравлической модели Невской губы с КЗС, с прохождением нескольких экспертиз. Для начала, была выбрана принципиальная концепция защиты.
Дело в том, что существовало два основных варианта создания защитных сооружений - Западный и Восточный (был еще и третий - вообще без сооружений, но с локальной гидроизоляцией зданий и переделкой канализации; от его детального рассмотрения отказались сразу, как по-сути не решающего проблему). Западный вариант предусматривал строительство дамб в Невской губе, примерно по линии, предложенной Базеном. Восточный вариант предполагал перекрытие затворами протоков Невы между островами дельты, обвалование незащищенных участков и строительство плотины на Неве для регулирования стока из Ладожского озера.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/2-1024x635.jpg)
Схема КЗС
После долгих дискуссий, победил Западный вариант, как более эффективный - обеспечивающий защиту всего города и пригородов, не мешающий развитию города в сторону моря путем намыва территории, позволяющий построить по КЗС кольцевую автодорогу, да к тому же и более дешевый. Подготовительный этап строительства начался в 1974 году.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/6_закладка-камня-1012x1024.jpg)
Закладка первого камня в дамбу, 1 октября 1980 года
Что же представляет собой это сооружение? Во-первых, это две дамбы из песка и суглинка (на самом деле их больше - 11, но условно можно считать, что две - северная и южная), соединяющие остров Котлин (на котором расположен Кронштадт) с берегами Невской губы. В дамбах сделаны специальные сооружения - два судопропускных, для обеспечения судоходства, и 6 водопропускных, для обеспечения свободного стока воды. Сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время находятся в открытом состоянии, свободно пропуская воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря. Конечно, уровень воды в изолированной части будет подниматься за счет стока реки, но происходит это медленно и не представляет угрозы городу.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/8_куб-бетона-1024x730.jpg)
Укладка первого куба бетона в основные сооружения, 1981 год
Размеры пропускных сооружений весьма велики. Например, судопропускное сооружение С1 имеет пролет 200 м и глубину 16 м. Автомобильная дорога под ним ныряет в тоннель. Судопропускное сооружение С2 поменьше - пролет 110 м, поэтому там построен мост (правда, с подъемной средней частью). Водопропускные сооружения имеют пролеты 240-284 м, но они разделены быками на пролеты поменьше, по 10 м. Таким образом, дамба с открытыми затворами практически прозрачна для стока воды, свободно проходящей через пролеты.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/4_Горская-1024x610.jpg)
Дамба в 1984 году.
Строительство шло довольно быстрыми темпами - уже в 1984 году остров Котлин с северной стороны был соединен с материком. Но где-то с 1987 года стройка стала центром беспрецедентной общественной кампании.
Первые протесты против строительства КЗС начались еще в 1975 году, когда ряд известных людей (в основном, непрофильные ученые, такие как академик А.Тахтаджян, занимающийся ботаникой) направили письмо на имя председателя комитета партийного контроля Пельше. Ученые опасались превращения Невской губы в болото.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/5_-1024x613.jpg)
Строительство водопропускного сооружения.
Определенные основания для таких опасений были. Петербург испокон веку обходился без очистных сооружений, сбрасывая свои стоки просто в Неву и Невскую губу. Уже к 1960-м вода стала весьма грязной, тогда же началось строительство очистных сооружений, впрочем весьма затянувшееся (так, Юго-Западные очистные сооружения были введены в эксплуатацию лишь в 2005 году). Однако, проектировщики доказали расчетами и модельными испытаниями, что на водообмен в Невской губе КЗС повлияет незначительно и грязная вода как выносилась, так и будет из нее выноситься. На этом тогда все и закончилось.
В 1987 же году уже была Перестройка и Гласность. На КЗС обрушился шквал критических публикаций, и чем дальше-тем больше. В чем только не обвиняли несчастное сооружение - и в неминуемой экологической катастрофе, и в экономической неэффективности, и даже в безнравственности (!), называли «памятником ушедшего деспотизма» и тому подобными эпитетами.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/Zatvor-c2-1024x768.jpg)
Затвор судопропускного сооружения С-2.
Фото отсюда Сформировалось целое движение «антидамбистов», лидером и знаменем которых стал знаменитый филолог, академик Д.С.Лихачев. Вот его слова по этому поводу: “Для меня несомненно, что строительство дамбы было ошибкой и даже преступлением”. Впрочем, такого мнения придерживались далеко не все, скажем директор Эрмитажа Пиотровский отказался подписывать очередное воззвание против КЗС, отметив, что в сложных технических вопросах должны разбираться специалисты.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/13_водопропускное-сооружение-1024x680.jpg)
Затворы водопропускного сооружения.
Критиковали КЗС главным образом не специалисты-гидротехники, а люди иных профессий - писатели, медики, биологи, химики-технологи, физики-теоретики и т.п. Несколько ошалевшие от такого напора специалисты-гидротехники и строители отбивались, но не особенно успешно. Хоть их доводы были правильны и логичны, их не слушали. Дамба стала символом существовавшей тогда политической системы, и в ее образе с этой системой и боролись.
В дело пошли различные экспертизы. Комиссия Ленинградского научного центра АН СССР в 1989 году, изучив проект, выдала 200-страничное заключение, подтверждающая обоснованность проектных решений. Комиссия Президиума АН СССР (в составе которой не было ни одного гидротехника или строителя), под руководством зоолога Яблокова в 1990 году на 30 страницах своего заключения обвинила во всех грехах КЗС. Пришлось звать международную комиссию из авторитетнейших мировых специалистов. Те в конце 1990 года подготовили свое более чем 200-страничное заключение, подтвердившее правильность проекта. Впрочем, «антидамбистов» это ничуть не смутила - борьба продолжалась вовсю.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/Bridge-c2-1024x768.jpg)
Мост через судопропускное сооружение С-2.
Фото отсюда После развала СССР борьба с дамбой еще некоторое время продолжалась по инерции. В 1992 году был объявлен конкурс на проект реконструкции КЗС или иных, альтернативных КЗС вариантов защиты города от наводнений. Результат оказался обескураживающим - состоящая из «антидамбистов» конкурсная комиссия не обнаружила в 71 поданном на конкурс предложении никаких реальных альтернатив КЗС… и предложила продолжить ее строительство по первоначальному проекту. Впрочем, с 1992 года стройка была остановлена по причине банального отсутствия финансирования. На этом и завершилась эпичная битва за дамбу, беспрецедентная по своим масштабам - ни одно гидротехническое сооружение не становилось объектом таких страстей.
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/Kronstadt_from_east_to_west_with_a_Cruiseship_0188-1024x682.jpg)
Затвор судопропускного сооружения С-1.
Фото отсюда ![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/9_С-1.Вид-на-зеленогорс-1024x682.jpg)
Они же, общий план
![](http://blog.rushydro.ru/wp-content/uploads/2011/08/10_С-1.батопорты_закрыты-1024x682.jpg)
Они же в закрытом состоянии.
С 2001 года строительство находящихся примерно в 60% готовности КЗС было возобновлено. К концу 2009 года, с вводом в строй затвора судопропускного сооружения С1, сооружения начали функционировать. Кстати, затвор весьма интересной конструкции - плавающий. В обычное время он стоит в специальном доке, а при угрозе наводнения выводится в пролет, заполняется водой и становится на свое место.
Еще два года ушло главным образом на строительство автомобильного тоннеля под судопропускным сооружением. Наводнения в Санкт-Петербурге стали историей.