Одним из аргументов участия христиан в Майдане была статья 5 Конституции Украины, которая утверждает, что властью в Украине является народ. Но в тринадцатой главе послания к Римлянам говорится о том, что общество делится на три категории - власть, тех, кто делает добро и тех, кто делает зло. Добрых власть хвалит, а злых наказывает. Таким образом, народ, согласно Рим 13 гл, не может быть властью. Иначе - кого тогда такая власть будет хвалить и наказывать? Не может же власть наказывать сама себя да еще и мечом?
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое."
(Послание к Римлянам 13:1-4)
Все распоряжения властей, не противоречащие Слову Божьему, христианам необходимо выполнять. Если власть, к примеру, издаст распоряжение ездить по улице со скоростью 50 километров в час, то христианин должен стараться выполнять это требование. Это будет правильно перед Богом. Даже если кажется, что разумнее ездить со скоростью 60 км в час. Даже если большинство водителей решит, что разумнее ездить со скоростью 60 км в час. Все равно нужно выполнять распоряжение власти.
Или если власть скажет уплатить штраф за превышение скорости - христианину в таком случае необходимо подчиниться и заплатить штраф, а не устраивать революцию. Так как власть поставлена Богом. И всякое ее распоряжение, не противоречащее Слову, нужно выполнять, даже если это распоряжение и не кажется разумным.
Правильное отношение к власти демонстрировал Иисус. Например, Он безукоризненно платил налоги Риму, хотя большинство его соотечественников считало, что это несправедливо. Покорны властям были и христиане во времена первой церкви. Это следует из книги Деяний и исторических сведений. Такая покорность христиан, в конце концов, даже стала главным аргументом того, что в Римской империи христианство сделали государственной религией, т.к. римским императорам было выгодно иметь подданных, не устраивающих мятежи.
Но что, если перенести этот принцип отношения к властям на события Майдана? Как следовало в этом случае вести себя украинским христианам?
На определенном этапе протестов, действующая власть призвала протестующих разойтись с площади. Было также решение суда с требованием к протестующим покинуть центр города и освободить захваченные административные помещения. Эти повеление власти разойтись с Майдана и покинуть захваченные помещения ничем не противоречило Слову Божьему. Согласно Рим 13 гл. любой христианин должен был подчиниться этому требованию. Ослушавшись и не подчинившись этому требованию, христиане Майдана лишили себя Божьей защиты, так как "...противящийся власти противится Божию установлению" (Послание к Римлянам 13:2).
В первой главе того же послания к Римлянам, говорится о последствиях лишения такой защиты:
"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
так что они исполнены всякой неправды…"
(Послание к Римлянам 1:28,29)
В последние дни, в связи со второй годовщиной победы Майдана, многие вспоминали и сам Майдан и участие христиан в нем. Одним из главных символов Майдана стала молитвенная палатка, существовавшая практически весь период протестов в центре Киева. Очень многие протестующие бывали в этой палатке и совершали там регулярные молитвы. Христиане, поддержавшие Майдан, считают эту молитвенную палатку неким символом Богоискания и Божьего благоволения к протестующим. Но так ли это?
Угодны ли Богу такого рода молитвы? Угодны ли Богу какие-то "правильные действия", если они совершаются не по воле Божьей?
Конечно же нет. Дьявол искушал Иисуса в пустыне, призывая Его совершить вполне правильные поступки, но не по воле Божьей. Например, превратить камни в хлеб и покушать. Или "прославить Бога", кинувшись со стены храма. Что плохого в том, чтобы покушать? Или что плохого в том, чтобы совершить чудо во славу Божью?
Позднее Иисус совершил много таких чудес. Но в тот момент не было воли Божьей для такого чуда. Поэтому никакое "правильное действие" не может прославить Бога, если оно совершается не по воле Божьей.
Весьма показательной в этом отношении является история царя Саула, описанная в пятнадцатой главе первой книги Царств. Господь через пророка Самуила призвал Саула поразить Амалика, истребив все живое. Но Саул решил сделать "лучше" - он оставил часть скота амаликитян для жертвоприношения Господу.
Жертвоприношение - это хорошее дело, но на это в той ситуации не было воли Божьей:
"И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил;
народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале.
И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем."
(Первая книга Царств 15:20-23)
Парадокс этой ситуации в том, что приносить жертвы - это было хорошим и правильным поступком. И Саул видимо не понимал - как можно ослушаться Бога, делая то, что Бог Сам велел?
Но проблема была не в том, что Саул принес жертвы. А в том, что сделал он это не так, как хотел Бог.
Так же и в ситуации с молитвенной палаткой Майдана. Многие восприняли такую палатку и молитвы в ней как ценность саму в себе. Но молитва не имеет ценности сама в себе, а лишь тогда, когда эта молитва совершается по воле Божьей. И молитвенная палатка или любое сооружение не имеет ценности само в себе, но только если освящается Господом.
Поэтому на Майдане, как и в ситуации с Саулом произошел своего рода парадокс. Христиане-мятежники ослушались Бога... молитвой. Но молитвой не в то время и не в том месте, как этого хотел Бог.
Жертва Саула была мерзостью в глазах Божьих, хотя выглядела вполне достойно в глазах людей.
Так же и молитвы священников и мятежников Майдана были мерзостью в глазах Божьих, хотя выглядели и выглядят до сих пор привлекательно в глазах людей.
Непокорность - очень серьезный грех, чем бы эта непокорность не прикрывалась. Каким бы благовидным не был предлог. Даже если этот предлог - это такая "правильная" вещь, как молитва.
Поэтому молитвенная палатка на Майдане не была символом Богоискания и Божьей воли, как это сегодня пытаются представить. Молитвенная палатка Майдана - это символ непокорности, греха и Богопротивления.
Это лицемерие, начавшееся на Майдане продолжается и по сей день. Так как христиане-майдановцы не только не покаялись в своем противлении воле Божьей, но продолжают это делать до сего дня. Так, начиная с марта 2014 года во многих крупных городах Украины регулярно начали проводиться публичные молитвы на центральных городских площадях.
На днях появилась новость о том, что в Запорожье состоялась уже сотая такая молитва, которая прошла перед зданием облсовета на площади "Майдан Героев". Эти молитвы начали проводить на площадях города с 15 марта 2014 г. и продолжают это делать регулярно до сего дня.
Как черкащанин, могу засвидетельствовать, что примерно такие же молитвы с того же времени регулярно проходят в Черкассах. Молитвы на центральных площадях регулярно проводятся и в других областных центрах и крупных городах Украины. Основной контингент - евангельские верующие. В некоторых городах к протестантам присоединяются Римо-католики, Греко-католики и УПЦ Киевского патриархата, т.е. те конфессии и те верующие, которые поддерживали Майдан и войну на Донбассе.
Но угодны ли такие молитвы Господу? Имеются ли библейские основания для подобных молитв?
Ведь если читать евангелия, то можно заметить, что Иисус очень редко молился на центральной площади Иерусалима. В евангелии от Иоанна описывается одна такая молитва, но она была очень короткой и состояла всего из нескольких слов:
" Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю."
(Св. Евангелие от Иоанна 12:27,28)
Апостолы и ученики так же не молились на центральных площадях городах. Для этого они собирались по домам. Например, при наступлении дня Пятидесятницы около 120 учеников молились в горнице дома. Первые ученики молились также в храме. Христиане Рима укрывались для молитв в катакомбах.
Такое поведение Иисуса и учеников вполне соответствовало учению о молитве, которое Христос преподал в Нагорной проповеди:
"И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."
(Св. Евангелие от Матфея 6:5,6)
Суть учения очень проста:
1. Молиться на заметных и людных местах (синагоги, углы улиц) очень любили фарисеи. Смысл таких показных молитв заключался не в том, чтобы обратиться к Богу, а в том, чтобы заработать авторитет у людей.
2. Богу такие показные молитвы неугодны.
3. Результат показных молитв - это авторитет у людей, а не награда от Бога. Наибольшей наградой от Бога для молящегося человека является ответ на его молитву. Таким образом, показная молитва не будет отвечена Господом.
Вероятно по этой причине регулярных публичных молитв избегал Иисус и Его ученики. Они молились не для людей, а для Бога - и поэтому Господь отвечал им на их молитвы. Это было наградой. Но, украинские христиане, поддержавшие Майдан, как видно, поступают по-другому. По-своему. Следуя какому-то своему, извращенному богословию.
Сначала они были на Майдане вместе с мятежниками, чего ни Иисус, ни ученики никогда не делали. Потом христиане-майдановцы взяли в руки оружие и отправились на Донбасс для участия в войне, чего так же ни Иисус, ни ученики никогда не делали.
Поэтому логичным следствием такого поведения стали публичные молитвы на центральных площадях городов. Эти молитвы регулярно проводились на глазах у людей в течении 2 лет. Этого так же не делал ни Иисус, ни ученики.
Эти публичные молитвы на центральных площадях христиане-майдановцы совершали и летом, и зимой. И в зной, и в стужу. И в дождь, и в снегопад.
Зачем они совершали такие молитвы при таких неудобных погодных условиях? Ведь Иисус велел ученикам молиться в комнате. А церкви - в доме молитвы:
"...дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников."
(Св. Евангелие от Марка 11:17)
Если участники публичных молитв действительно стремились угодить Богу, то что мешало им собраться в доме Молитвы? Многие дома Молитвы во всех областных центрах легко бы вместили всех участников этих публичных молитв. Разве Бог не услышал бы их там? Конечно же услышал бы. Ведь Господь Сам призывал церковь именно к такой молитве. Молитве для Бога, а не для показухи.
Молитва в сложных погодных условиях никак не влияет на качество молитвы. Наоборот, такие погодные условия только мешают сосредоточиться во время молитвы на Господе. Единственный "плюс" таких молитв - это произвести еще большее впечатление на общество. Показать свою нарочитую "праведность", "геройство веры" в глазах людей. Мол, смотрите, мы такие праведные - ни дождя не боимся, ни снега, ни жары, ни стужи. Вот какие мы герои-патриоты!
Причина такого поведения не в желании молиться, а в стремлении лидеров церкви соответствовать веяниям общества. А также в их боязни потерять авторитет в обществе. Потеря такого авторитета неминуемо повлечет за собой массовый отход паствы из общин. Паства увлеклась Майданом, патриотизмом и новой идеологией, поэтому лидерам церкви приходится изображать из себя неистовых патриотов, чтобы остаться лидерами. Так как отход паствы неизбежно сократит поступления от десятины и пожертвований.
Боязнь потерять такие поступления и лишиться денежной должности в сложные времена и движет многими религиозными лидерами украинских церквей. Этим объясняется активное участие этих лидеров и их паствы в Майдане, войне и публичных молитвах.
Фактически лидеры украинской церкви делают выбор между тем, чтобы вести людей ко Христу и тем, чтобы угождать обезумевшей от пропаганды пастве. И, к сожалению, сребролюбие приводит к неправильному выбору. Последствием такого неправильного выбора является искажение христианского вероучения. Так как людям для того, чтобы ходить в церковь и вносить десятины важно слышать, что они находятся на правильном пути. Поэтому и рассказывают такие лжепастыри и о правильности Майдана, и о правильности публичных молитв. Такие молитвы нравятся власти, так как дают необходимое ей одобрение церкви, а также неплохую картинку для сми. Это устраивает пасторов, так как позволяет им обуздать вздыбившуюся было из-за патриотизма паству. И это устраивает паству, так как имитирует для нее некое патриотическое и в то же время "духовное" действо.
Казалось бы - все хорошо, но есть проблема. Такие публичные молитвы не устраивают Бога. А раз так, то, согласно Слова, такие молитвы никогда не будут отвечены. Бог не даст ответ на эти молитвы, т.к. такие "молящиеся" уже получают ответ за свое лицемерие и фарисейство. Этот ответ - мнение людей. Временный авторитет в обществе, который для украинских христиан-майдановцев оказался более важным, чем ответ от Господа.
Примечательно, что именно такой авторитет в глазах людей искал и царь Саул, пренебрегая волей Божьей:
"И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;
...И сказал Саул: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему."
(Первая книга Царств 15:24,30)
Все эти действия Саула красиво выглядели перед людьми и были направлены на то, чтобы завоевать их авторитет, но это было мерзко перед Богом. Так как этот царь поставил свой земной успех выше воли Божьей.
Именно так повели себя и украинские христиане, и ведут себя так же до сего дня. Заботятся об авторитете перед людьми, но пренебрегают волей Божьей. Их молитвы, начиная с молитв на Майдане и заканчивая нынешними публичными молитвами лишь имеют вид благочестия, Такое "благочестие", совершаемое не по воле Божьей является фальшивым:
"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды... имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся."
(Второе послание к Тимофею 3:1,2,5)
Сергей ПУШКАР