Г. Гололоб
На первый взгляд кажется, что этот вопрос абсурден, однако, чтобы понять то, что он подразумевает, его лучше адресовать ортодоксальным иудеям. Действительно, был ли Иисус евреем в их глазах? Наверное, их ответ будет содержать массу оговорок и уточнений по отношению к значению слова «еврей». В чем же дело? Дело в том, что понятие «еврей» подразумевает тесное единство между национальной принадлежностью и национальной религией Израиля. Это значит, что с точки зрения иудаистской ортодоксии еврей не может быть и оставаться евреем, не исповедуя учение иудаизма. Как только он это сделает, он из полноправного еврея превращается в его безжизненное чучело. Именно по этой причине, каждый ортодоксальный еврей устраивает похороны по случаю отказа своего сына или дочери от иудаизма.
Стало быть, такие же похороны евреи фактически устроили и по отношению к Иисусу Христу, чтобы показать, что Он в их глазах перестал был евреем (иудаистом). По этой же причине современные представители этой религии не считают ошибкой Его распятие своими предшественниками. А там, где нет ошибки, там нет и никаких извинений за нее. Неудивительно, что формальный статус Иешуа (как это имя звучит на иврите) в иудаизме - это «обманщик» (см. Мф. 27:63), а само это имя в конце первого века иудейским раввином Гамаллиилом Вторым умышленно было сокращено до Ешу, означающего оскорбительную аббревиатуру. При этом из этого имени совсем исчезла приставка «Ие», означающая священное имя Бога - Яхве.
Стало быть, наш вопрос и не такой уж странный, как может показаться на первый взгляд. А это значит, что распространенное мнение о том, что современный иудаизм и христианство - это родственные религии, является спорным. Да, между ними есть много общего (напр. представление о Боге как о Творце мира, о Богооткровенном характере Священного Писания, вера в пророчества о будущем воскресении людей и Вечный суд над ними), но этим небольшим перечнем сходств и исчерпывается всё доктринальное родство между иудаизмом и христианством. При этом становится очевидным следующее: все то, что остается за его пределами, представляет собой сравнительно больший интерес для представителей обоих этих видов богословия.
По большому счету, существование примерно такого же вероисповедного родства не сближает между собой и иудея с мусульманином. Почему же три эти монотеистические религии не могут найти между собой общего языка? Потому что двух истинных религий не бывает, так что кому-то придется если не уступить другому этот важный титул, то, по крайней мере, считаться с тем, что другой имеет определенные основания для своей правоты. Мы понимаем, что это - претензия на исключительность, однако, во-первых, она определена не нами, а во-вторых, она должна доказываться только средствами убеждения, но не принуждения.
Конечно, поднимая этот вопрос, мы не хотим выглядеть оголтелыми антисемитами или ксенофобами, хотя под эти понятия при желании можно подвести кого угодно. Мы прекрасно понимаем, что грех царствует над всеми людьми, не доверившимися Богу, в одинаковой степени. Знаем мы также и то, что Божья любовь не выделяет ни еврея перед язычником, ни язычника перед евреем, но что Бог любит всех и каждого. Конечно, Он действительно наделяет некоторых людей сравнительно большими Своими благами, но эти некоторые люди представляют собой лишь действительно верных Ему людей, а не просто носящих названия «еврей» (иудей) или «христианин». Вопрос в другом: для того, чтобы узнать что такое лучшее, нужно научиться отличать его от хорошего. Это значит, что каждый обращенный ко Христу еврей является образцом для христианина, поскольку своим еврейством лишь дополняет сказанное Христом, но не убавляет и не искажает его.
Читать далее