Подавляющее большинство владивостокцев не знает, что их город имеет давнюю и богатую историю евангельского протестантизма. Этот факт известен сейчас узкому кругу светских специлистов-религиоведов и кругу посвященных верующих - тоже совсем неширокому. А еще 10 - 15 лет назад он не был известен вообще никому, поскольку по единичным работам религиоведов советского периода невозможно было составить хоть сколько-нибудь полную картину. Несколько книг и научных работ по истории протестантизма на Дальнем Востоке, вышедших за последние полтора десятилетия, приокрыли завесу тайны, однако очень многое еще сокрыто. Возможно, с годами исследователи получат доступ к документам, касающимся антирелигиозных репрессиий Советского государства в 1920-1960-е годы. И тогда многое прояснится.
.
Съезд Дальневосточного отдела Всероссийского союза евангельских христиан (ДОВСЕХ) во Владивостоке, 1924 г.
.
Одной из страниц, до сих пор малоизученных, является деятельность Дальневосточного отдела Всероссийского союза евангельских христиан (ДОВСЕХ), существовавшего во Владивостоке в 1920 - 1928 годах.
Евангельским христианством в первой половине XX века называлось протестантское движение, схожее с набиравшим силу баптизмом. Оба движения не отличались, за исключением незначительных частностей, в богословии, главной идеей которого было максимально точное следование Евангелию и воссоздание Церкви точно в том виде, в котором она существовала во времена Апостолов (отсюда проистекало свойственное протестантам пренебрежение к более поздней традиции православия и католичества).
Разница между евангельскими христианами и баптистами заключалась в истории. Баптизм был завезен в Россию немецкими миссионерами во второй половине XIX века и развивался в южных губерниях России, на Украине и на Кавказе в среде русских сект со схожим богословием - молокан, духоборов, штундистов (которые постепенно практически полностью влились в баптизм). В то время баптизм был преимущественно крестьянским движением.
Корни евангельских христиан уходят в среду петербургской аристократии, пережившей духовное пробуждение после проповеди английского миссионера лорда Гренвилла Редстока и его последователей - русских аристократов В. А. Пашкова, М. М. Корфа и др. Духовный подъем в высшем обществе повлек за собой обширную благотворительную и просветительскую деятельность, а также аристократическое «хождение в народ», что, в свою очередь, породило движение евангельских христиан.
В начале XX века это движение возглавил чрезвычайно одаренный проповедник и организатор Иван Проханов (приходится двоюродным дедушкой современному писателю-публицисту Александру Проханову). Движение быстро распростронялось по стране. В 1907-1911 годах возникла первая община евангельских христиан на территории современного Приморского края - в селении Лутковском (ныне город Лесозаводск). В 1912 году начала открыто проводить богослужения совместная евангельско-баптистская община во Владивостоке. Благодаря работе миссионеров (к тому времени - сплошь российских граждан) движение стало распространяться по всему Дальнему Востоку (включая Маньчжурию и Забайкалье).
Царский режим, защищавший православие, подвергал евангельских христиан и баптистов жестокому прессингу вплоть до ссылок, тюрем и каторги. С падением монархии в стране начался короткий период религиозной свободы, который был использован протестантами для взрывного численного роста и организационного укрепления.
В 1920 году во Владивостоке на съезде представителей общин евангельских христиан Дальнего Востока был создан Дальневосточный отдел Всероссийского союза евангельских христиан (ДОВСЕХ). Председателем правления ДОВСЕХ был избран инженер губземуправления Николай Никитович Красев. ДОВСЕХ координировал деятельность общин не только на российском Дальнем Востоке, но и в Маньчжурии, в которой тогда жили сотни тысяч русских.
.
Н. Н. Красев, председатель ДОВСЕХ.
Судьба после 1926 года неизвестна
.
Благодаря пожертвованиям верующих ДОВСЕХ развернул активную миссионерскую и издательскую деятельность. Во Владивостоке начал регулярно выходить духовно-назидательный журна евангельских христиан «Слово и Жизнь», издавалась другая духовная литература. ДОВСЕХ полностью или частично содержал 6-8 благовестников-миссионеров, которые ездили по селам проповедуя и крестя обратившихся. К проповеди призвались и другие верующие. Например, описан случай, когда верующие из общины Николаевска-на-Амуре проповедовали в колонии прокаженных, расположенной близ города. В результате проповеди уверовали 17 человек, которые были крещены ночью в реке, протекающей у ограды колонии. Один из крещенных был поставлен пресвитером.
.
Семен Павлович Баданцев, с 1921 года - пресвитер
Харбинской общины евангельских христиан.
После победы коммунистов в Китае уехал в Австралию.
Скончался в 1957 году
.
«Обобщая все переданное можно заключить, что дело Божие ширится и углубляется. Там где были ранее общинки и отдельные верующие, там более-менее значительные общины и иногда целые районы. Общая нужда в благовестниках, в работниках на ниве Его. Выясняется и необходимость в учителях воскресных школ, и духовной литературе», - констатировал Третий съезд ДОВСЕХ (1922 год).
В 1922 году, учитывая успешный кооперативный опыт евангельских христиан города Спасска-Дальнего, на съезде было принято решение о создании евангельского кооператива Дальнего Востока. Целью кооператива была материальное обеспечение бедных, слабых, вдов и сирот, а также получения средств на миссионерскую деятельность.
.
И. А. Вахник, пресвитер Владивостокской
общины евангельских христиан в 1912-1935 году.
В 1935 году приговорен к высылке в Сибирь.
Дальнейшая судьба неизвестна
.
Увы, масштабным планам не суждено было сбыться. В конце 1922 года большевики в результате окончания гражданской войны установили Советскую власть во Владивостоке. В первые же месяцы после этого деятельность ДОВСЕХ была приторможена, журнал «Слово и Жизнь» перестал выходить, духовная литература на складах была конфискована, многие активные верующие лишились работы.
.
Титульная страница
журнала Слово и Жизнь №5-6, 1922 год
.
Тем не менее ДОВСЕХ еще несколько лет продолжал существовать и даже проводить съезды. Всего было проведено 5 съездов ДОВСЕХ - в 1920, 1921, 1922, 1924 и 1926 годах.
Активное миссионерство способствовало росту количество общин и численности верующих. Например, на территории Приморского края на 1 января 1924 года насчитывалось 56 общин евангельских христиан численностью 876 человек, а на 1 января 1925 года уже 68 общин численностью 1065 человек.
В 1926 году исчез председатель правления ДОВСЕХ Н. Н. Красев. Сведений о его судьбе найти не удалось, предположительно, он был репрессирован.
Новым председателем был избран Андрей Иосифович Савельев - пресвитер общины Спасска-Дальнего и благовестник. Однако в 1928 году исчез и он. Предположительно, и он был репрессирован, а ДОВСЕХ окончательно разгромлен чекистами. Во всяком случае, последним по хронологии документом, в котором упоминается А. И. Савельев, стала докладная записка заместителя начальника Владивостокского окружного отдела ОГПУ Петра Коркина партийному руководству «О религиозных организациях Владивостокского округа» (сентябрь 1928 года).
.
А. И. Савельев с женой
.
«Евангелисты во Владивостоке имеют Дальневосточный Совет (отделение Всероссийского Союза Евангельских Христиан - ВСЕХ), во главе стоит монтер, бывший каторжник за религиозные убеждения - Савельев. Савельев фанатик, работает много, не порывает с производством (сейчас работает в АКО по сборке рыболовного судна) хорошо знает запросы и нужды рабочих», - писал Коркин. В том же докладе Коркин сетовал на слабость антирелигиозной работы, проводимой Советской властью.
После прекращения работы (разгрома?) ДОВСЕХ деятельность евангельских христиан в Приморье не прекратилось. Владивостокской общине удалось официально просуществовать до 1937 года, хотя в период репрессий были расстреляны или отправлены в лагеря и ссылки за религиозные убеждения десятки верующих (вместе с баптистами список репрессированных из числа приморцев превышает 100 человек).
После официального закрытия всех протестантских общин в Приморье в 1937 году верующие несколько лет не собирались большими группами для богослужений, но после начала войны антирелигиозный пресс ослаб, и общины стали возрождаться. В том числе и Владивостокская община евангельских христиан-баптистов.
Благовестник ДОВСЕХ Владимир Михайлович Блуштейн.
Расстрелян в 1938 году
Оригинал взят у
baptisti_vl в
ДОВСЕХ (1920 - 1928)