На протяжении последних двадцати лет эксперты, правозащитники говорили о том, что Закон о свободе совести доказал свою эффективность и что он работает на благо религиозной свободы в стране. Однако пора стабильности закончилась не только в России в целом, но и в этой сфере в частности. Изменения в Закон о свободе совести стали предлагаться давно - с 2006-2009 годов обсуждались проекты о регулировании миссионерской деятельности и о фактическом запрете религиозных групп с тем, чтобы их можно было контролировать.
Проекты были отвергнуты, когда оказалось, что они столь же больно ударят по РПЦ, как и по всем остальным, - проповедь и развитие общин являются одним из приоритетов деятельности православных епископов в регионах. В связи с этим реформа религиозного законодательства ограничилась внеправовым введением капелланов в армии, бесконфликтным экспериментом по преподаванию религиозных культур в школах, а также принятием Закона о церковной реституции, который периодически оставляет музеи без помещений.
В процессе наблюдения за законодательной деятельностью оказалось, что логика у разных проектов специфическая. Ранее казалось, что во властных верхах есть намерение в целом поддержать направляющую роль РПЦ и задавить религиозные меньшинства. Но любые изменения в Конституцию блокируются первым лицом - Путиным. Контроль религиозных групп также не стал приоритетом для России, в первую очередь, потому что этот путь показал свою неэффективность и хлопотность в республиках Средней Азии и потому что у России есть другой инструмент для выборочной дискриминации - Закон о противодействии экстремистской деятельности.
Прокуратуре и Центрам о борьбе с экстремизмом в МВД легче выбрать мишень для битья в виде иеговистов, саентологов, некоторых пятидесятников, а не проверять все религиозные группы вообще. Законодатели предлагают поправки, которые решают сиюминутные проблемы власти и РПЦ. Например, 28 ноября 2014 года в Государственную Думу РФ был внесен проект закона «О внесении изменений в федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект закона был подготовлен депутатами А.Д.Жуковым, С.А.Гавриловым, Е.Б.Мизулиной, Я.Е.Ниловым, С.А.Поповым. Суть поправок в том, чтобы привести религиозное законодательство в соответствии с Гражданским кодексом. Функции членов и учредителей религиозные объединения должны определять сами, но главное - в отличие от других НКО, которые хотят заниматься предпринимательской деятельностью, религиозные объединения не должны предоставлять сведения об уставном капитале. Предложения, которые касаются функций учредителей и членов, также были навеяны неопределенным статусом учредителей, членов и участников религиозных объединений, что выяснилось после того, как в 2013 году были приняты поправки к Закону о свободе совести про экстремистов.
В законе теперь отмечается, что люди, осужденные за экстремистскую деятельность, не могут быть учредителем (участником, членом) религиозной организации. Это значит, что религиозной организации надо самой следить за потенциальными экстремистами в своей среде (хотя по идее и экстремист имеет право на свободу совести). Помимо этого, большие объединения и общины, богатые монастыри и РПЦ в целом смогут не бояться за имущество. Согласно предлагаемым поправкам в Гражданский кодекс и Закон о свободе совести, учредители и члены не имеют права на имущество, переданное объединениям (в том числе на взносы), и они не отвечают по обязательствам друг друга. А также - религиозная организация, признанная унитарным объединением в законе, не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Авторы законопроекта сами подчеркивают главную мотивацию своей инициативы - чтобы приходы в сельской местности не закрывались. Для религиознооо объединерия будет лостаточно «включения в решение о создании религиозной организации сведений о размере, способах и сроках образования имущества религиозной организации».
Данные поправки стали прямым ответом на беспокойство Юридической службы Московской Патриархии. Игумения Ксениия (Чернега) еще в сентябре 2014 года .в журнале "Приход" писала о том, какие проблемы могут возникнуть у епархий, монастырей и приходов. Дело в том, что в мае 2014 года был приянт закон, согласно которому у НКО, которая хочет заниматься приносящей доход деятельностью, должен быть хотя бы минимальный уставной капитал (от 10 тыс.руб.) или неденежный вклад. Поправки должны были вступит в силу с 1 января 2015 года. В статье игумении Ксении отмечается:"В настоящее время уполномоченные структуры Церкви ведут переговоры о внесении поправки в принятый закон". Очевидно, что переговоры были проведены успешно и, скорее всего, поправки будут приняты.
В данном случае этот законопроект сможет облегчить жизнь также и другим религиозным объединениям, так как формально законы принимаются для общин всех вероисповеданий. Однако не все так просто - одновременно власть намеревается ужесточить контроль за финансами религиозных объединений. 24 ноября 2014 г. Минюст РФ предложил свои поправки к закону «О свободе совести», которые устанавливают фактически систему тотального контроля за религиозными организациями. Формирование системы контроля очевидно не только из положения, которое касается поиска неформальных «иностранных агентов» среди религиозных объединений, но и из всего текста законопроекта.
Стоит обратить внимание, что раздельная отчетность о финансировании из отечественных и зарубежных источников является лишь одним из многих пунктов данного законопроекта Минюста РФ. Все остальные посвящены проверкам, обязанности предоставлять ту или иную отчетность и ответственности за непредоставление всей требуемой информации о деятельности организации. С одной стороны, законопослушным объединениям не стоит беспокоиться, если они готовы быть абсолютно прозрачными перед Минюстом, прокуратурой и обществом, вывешивая, как этого требует законопроект, всю отчетность в интернете. Кроме того, официально никто статус «иностранного агента» все равно не присвоит - об этом речи нет. С другой стороны, судя по тексту законопроекта, провести проверку и затребовать отчетность после принятия закона можно будет когда угодно. Оснований для этого в проекте масса - от плановых проверок до ссылок на указания и распоряжения президента РФ и правительства РФ.
За непредоставление отчетности вовремя, за несообщение об иностранном финансировании - ликвидация. Еще после 2009 года, когда разрабатывался закон «О некоммерческих организациях», сначала усложнилась, затем упростилась отчетность НКО, многие религиозные объединения решили отказаться от регистрации своих филиалов, а также общественных инициатив в качестве организаций. И это учитывая, что существование в качестве религиозной группы без регистрации в 2000-е годы стало казаться самым лучшим выходом, чтобы избежать «наездов» представителей власти.
Другой удар был нанесен, когда в 2013 году в том числе и религиозные объединения стали проверять на наличие иностранного финансирования в рамках общей политики поиска «иностранных агентов» среди НКО. Были отдельные жалобы со стороны мусульман, протестантов, католиков на то, что верующим приходилось отвечать на унизительные вопросы, типа «а не шпионы ли вы?» Логики в этой кампании не было, так как статус иностранного агента не предусмотрен для религиозных объединений. Почти уверен, что, даже несмотря на принятый закон, любые финансовые отчеты подразделений РПЦ останутся государственной тайной тем более, что согласно поправкам к Гражданскому кодексу - сообщать об уставном капитале необязательно. Большинство других религиозных объединений давно уже напрямую не получают значительной иностранной помощи. Поддержка мусульманских общин из-за рубежа является объектом пристального внимания спецслужб и вряд ли происходит и будет происходить открыто и отражаться в отчетности. Поэтому реальный смысл поправок заключается в том, чтобы на самых законопослушных, у которых все легально и открыто, как у Свидетелей Иеговы или Церкви Иисуаа Христа святых последних дней, навесить новые неофициальные ярлыки. А также проверять кого захочется и когда захочется. Основные примеры странных проверок , помимо вопиющих антиэкстремистских процессов, касаются как срывов богослужений у харизматов и иеговистов, что почему то никогда не рассматривалось как оскорбление религиозных чувств.
С 2013-14 года пошла волна проверок вероучений, так как чиновники решили, что они лучше знают, каким должно быть вероисповедание. К примеру, в 2014 году Минюст РФ вынес предупреждение Союзу миссий христиан веры евангельской Тюменской области, где помимо других претензий вдруг указал, что «христиане веры евангельской» и христиане веры евангельской (пятидесятники) - это разные вероисповедания. Союзу надо еще доказать, что он является христианским, так как христианство - это уже другое - третье исповедание. Подобные проблемы испытывает также Армия Спасения - Минюст РФ отказывается признать ее отдельной христианской деноминацией. Церкви Саентологии отказывают в праве быть именно религиозной организацией (на основании экспертизы Экспертного совета при управлении Минюста РФ в Москве, подписанной людьми не имеющими отношения к религиоведению). За отказ быть нужным вероисповеданием - ликвидация.
Россия избежала пути среднеазиатских государств, когда жестко пресекается деятельность религиозных групп. Однако законодатели зачищают публичное пространство, получая «домашние группы» в подполье. О том, что же делать с незарегистрированными группами и с публичной деятельностью "нетрадиционных" законодатели еще думают. Свидетельство работы их мысли на лицо. 22 октября 2014 года президентом был подписан закон, согласно которому обряды и церемонии в общественных местах религиозные объединения могут совершать по общим правилам, согласно с Законом о митингах, шествиях и демонстрациях.
Законодательство о митингах, как известно, было также подправлено после выступлений 2012 года. 7 октября 2014 года Госдума приняла в первом чтении проект поправок к Закону о свободе совести. Они отменяют обязательный 15-летний срок существования для религиозных объединений до момента, когда они могут получить все права юридического лица. Однако вводится 10-летний срок, ужесточается регистрация религиозных групп. Главное, что группа по этому проекту поражена в правах - она не может создавать средства массовой информации, учебные заведения, приглашать иностранных миссионеров.
В рамках российской прокурорской практики и проверок Минюста РФ все эти ограничения могут очень широко толковаться. А потом непонятно, почему собственно религиозную группу нужно столь ограничивать в ее деятельности - неужели нужно предполагать везде наличие преступников. Этот законопроект был задержан в Госдуме, наверное, в том числе потому что представителям РПЦ не нравится снижение срока с 15 до 10 для существования вновь создаваемых религиозных объединений. В поправках к Гражданскому кодексу, инициированных де факто Юридической службой РПЦ упоминается все тот же 15 летний срок.
Законодательные инициативы в России являются лучшим примером византийского лукавства и того, как в стране с французским определением светскости и отделением религии от государства в Конституции можно поддерживать одну конфессию, выборочно проверять и ограничивать других и показательно сажать в тюрьму третьих. Всегда нужно иметь в голове скрытую подоплеку, секретную повестку дня.
Роман Лункин
источник