праздник Святого Духа

Jun 03, 2012 00:49

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух - Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца.



Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына - Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы - «Ума, Слова и Духа - единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов)

Традиционным геометрическим символом Святого Духа в христианской культуре является свастика. Так, свастиками украшен купол церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково, свод придела Входа в Иерусалим Благовещенского собора Московского Кремля. В центре купола церкви в с.Дьяково, там, где согласно византийским образцам, писался Господь-Вседержитель, была выложена спиралевидная свастика с 13-ю окончаниями, расходящимися из единой точки. Образ Вседержителя здесь замещён равночестным изображением троичного Божества. Тут им стал геометрический символ Святого Духа, третьей Ипостаси Пресвятой Троицы.

Свастика как символ нахождения Святого Духа постепенно выделялась внутри иконографии Пятидесятницы. Уже на самом раннем сохранившемся изображении этого праздника Дух изливается на Апостолов в виде изогнутых линий, направленных вниз от небесного круга с Христом в центре (икона с праздниками из Синайского монастыря Великомученицы Екатерины, кон. VII в.)

Орнаменты со свастикой широко использовались в архитектуре византийского образца, возводившейся в Болгарии и на Руси в XIV в. Свастичный меандр применён во внешнем декоре Спасо-Преображенского собора г. Чернигова XIV в. В болгарском Несебыре свастичный меандр опоясывает верхнюю алтарную апсиду церкви Христа-Пантократора того же столетия. Фасад церкви Ивана Неосветени в Несебыре (XIV в.) венчает арка с инкрустацией из блоков в комбинации с кирпичом, выложенным в форме свастик. В центре композиции - Солнце Духовное (Пресвятая Троица), окружённое фоном из разворачивающихся и сворачивающихся свастик, естественно перетекающих друг в друга и символизирующих созидательную мощь Божества.

В октябре 1913 г. была освящена русская церковь на поле Битвы Народов в Лейпциге. В ходе сражения, длившегося с 4 по 7 октября 1813 г., силами союзных войск была практически уничтожена армия Наполеона, в память павших православных воинов невдалеке от немецкого памятника победы по проекту архитектора В.А.Покровского был построен храм в русском стиле с высоким шатром, покрытым золотой мозаикой. Собственно церковь расположена на втором этаже. Внизу, под алтарной частью, была устроена часовня-склеп, где покоится прах погибших русских командиров. Серебряный иконостас, построенный радением Войска Донского, для Храма-Памятника, был усыпан свастичными символами.

Спиралевидная свастика с глубокой древности вплоть до настоящего времени во множестве встречается на церковных потирах. Оклады напрестольных Евангелий, начиная с древности и до наших дней, несут элементы свастичной, спиралевидной символики, а могут быть и полностью покрыты ими. Спиралевидная скань, включающая разные углы закруглённых свастик, покрывает оклады XVI в.: Мстиславова Евангелия (1551), новгородского Евангелия (1527). Средневековые ирландские монахи-переписчики иногда вставляли между текстом Евангелия чисто орнаментальные страницы, испещрённые спиралями и закруглёнными свастиками. Такие страницы предназначались для сосредоточенного размышления о непрерывном созидании и растворении мира.

На обороте знаменитой Владимирской иконы Божией Матери, который предположительно был написан в начале XV в., на покрывале престола стоят две свастики. Золотым узорочьем из свастик испещрены многие изображения хитона Господня. Спиралевидные свастики ставились на ризах Спаса-Эммануила. Свастики различной формы и с разным количеством окончаний украшают одежды Богородицы “Духа Всесвятаго избранное жилище”. На Богоматери Одигитрии XVI в. два раза повторена свастика, являющаяся средокрестием круга. Разнонаправленные спиралевидные свастики украшали на иконах XVII в. латы святых воинов, например, св.Феодора Стратилата.

Литургический символизм свастики долгое время оставался недоступен для посторонних глаз. Такие моменты весьма сложны в описании, но в ходе богослужения просты и естественны. Некоторые из них зафиксированы в “Практическом руководстве по совершению Божественной литургии”, рукописи, составленной архимандритом Спиридоном (1908). Символ свастики возникает при объяснении архим. Спиридоном как правильно изымать из просфоры Агнец, соответствующий Искупителю. В этом действии воспроизводится добровольная жертва Спасителя, принесшего Себя в жертву за род человеческий. Делая надрезы на просфоре, священник должен изобразить на ней свастичный квадрат. После свастического изъятия по ходу литургии происходит крестообразное раздробление Агнца, чему свв. Отцами придавалось космологическое значение.



ключевые слова -- символ святого духа, русский вопрос, церковь, православие,

церковь, православие

Previous post Next post
Up