Оригинал взят у
sergeylarin в
Протопресв.Михаил Помазанский: автор догматики и богослов.
Продолжаю тему
западных отцов Церкви.
Полемизируя с католиками, протестантами, православными экуменистами и модернистами, о. Михаил не проявляет раздражительности, не оскорбляет и нё переходит на личности.
Экклесиология о. Михаила агиографична, он особенно подчеркивает единство бытия Церкви - Церкви Земной и Небесной Церкви - ныне живущих православных христиан и покоившихся о Господе святых.
____________________________________________________________________________________________________
Протопресвитер Михаил Помазанский.
1. Место и время рождения: с. Корысть, Волынск. губ.; 1888 г.
2. Место и род служения: Джорданвилль; богослов, проповедник и преподаватель.
3. Место и время кончины: Джорданвилль; 22 окт./4 нояб 1988г.
4. Характер сочинений: догматический, полемико-апологетическо-богословский.
Протопресв. Михаил Помазанский
§1. Жизнеописание.
Протопресвитер Михаил Помазанский родился 19 ноября 1888 г. в селе Корысть Ровенского уезда Волынской губернии и происходил из старого рода западно-русского духовенства.
О. Михаил закончил Клевенское духовное училище, а затем духовную семинарию в Житомире в период епископства там владыки Антония (Храповицкого). Крупный богослов и будущий глава Русской Зарубежной Церкви, владыка Антоний, оказал сильное положительное влияние на юного служителя Церкви. В 1908 -1912 гг. о. Михаил учился в Киевской духовной академии. Там же, в Киеве, он прошел высшие педагогические курсы при управлении Киевского учебного округа.
В 1912 г. о. Михаил cтал противосектантским миссионером в г.Тирасполь. В 1913 г. после женитьбы, он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии. В 1916 г. о. Михаил стал преподавателем русской словесности в женской гимназии города Ровно. Революция и последующие события надолго оставили о. Михаила на Волыни, которая вошла в состав вновь возникшего Польского государства. С 1920 по 1934 гг. о. Михаил преподавал в Ровенской русской гимназии.
В 1936 г: после беседы с митр. Дионисием Варшавским, о. Михаил был рукоположен во иереи и принят в клир Варшавского кафедрального собора с получением впоследтвии звания епархиального миссионера. Он также был сотрудником редакции еженедельной церковной газеты «Слово», а после ее закрытия редактором журнала «Воскресное чтение».
В 1944 г.. о. Михаил и его семья были вынуждены эмигрировать, и четыре года жили в Германии в лагерях Ди-Пи. В эмиграции о. Михаил присоединился к Русской Зарубежной Церкви. В лагерях Ди-Пи он ревностно исполнял свои пастырские обязанности, страждущих. Затем в Мюнхене о. Михаил редактировал журнал «Церковная жизнь» - печатный орган Синода Русской Зарубежной Церкви и нес обязанности секретаря комитета при Синоде РПЦЗ. В августе 1949г. о. Михаил с семьей, по приглашению влад. Виталия (Максименко) переехал в селение Джорданвилль (США), где был преподавателем Свято-Троицкой семинарии (в последние годы о. Михаил занимал келью в семинарском общежитии.По свидетельству очевидцев, в это время он жил весьма уединенно и молитвенно, "знал только свою работу, келью и храм."
В семинарии о. Михаил преподавал богословие, греческий и церковно-славянский языки, Он активно сотрудничал с монастырскими периодическими изданиями и внес весомый вклад в создание умеренно-консервативного охранительнаго джорданвилльскаго богословского направления. За свои многолетние плодотворные труды на ниве Христовой о.Михаил былъ возведен в сан протопресвитера.
Протопресв. Михаил Помазанский дожил до столетнего возраста, сохранив память и ясный ум, и отошел ко Господу в юбилейный год тысячелетия крещения Руси, в день праздника Казанской Иконы Божией Матери, 22 октября/4 ноября 1988 г. Честные останки о. Михаила покоятся на монастырском кладбище в Джорданвилле.
§2. Сочинения.
Сочинения протопресв. Михаила Помазанского делятся: на догматические, полемико-апологетические, литургико-богословские.
Как догматист о. Михаил является автором знаменитого учебника
Православное догматическое богословие , Джорданвилль (1963 г.), а также ряда статей, вошедших в его двухтомный сборник "О жизни, о вере, о Церкви". Сборник статей (1946 -1976)» (Джорданвилль, 1976 г.).Полемико-апологетические сочинения о. Михаила объединенные в сборник «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхощет, сотвори".
Апологетические очерки (1978 - 1982)» (Джорданвилль,1985 г.). Ряд полемико-апологетических статей" в уже упоминавшемся сборнике «О жизни, Сборник статей 1946 - 1976 »
Наиболее ярким сочинением о. Михаила по литургике и литургическому богословию является книга «
В мире молитвы . Краткие сведения о православном богослужении» (Джорданнвилльь, 1957 г.). Подборка статей, посвященных осмыслению богослужений главных церковных праздников, вошла в сборник «О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей. Интересно отметить, что первым исследованиемъ о. Михаила (диссертация в семинарии было именно литургическае богословие и свод богослуженияi Церкви.О Михаил много сотрудничал с периодическими изданиями Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, где на протяжении десятков лет публиковались его статьи. 2-я часть этих статей вошла в вышеназванные сборники.
Однако время от времени публикуются еще неизданные сочинения о. Михаила, - в качестве примера назовем догматическое исследование «Митр. Макарий (Булгаков), как составитель старой Русской школы богословия. Догмат Искупления в изложении митр. Макария» («Православный путь.) Некоторые статьи и доклады о. Михаила публиковались в разные годы издательством Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле отдельными брошюрами. Среди них: Учение Церкви Христовой в свете веры православной» (1953 г,) Причисление к лику святых в Православной Церкви» («Опасное начинание. (о вариантах Священного Писания Нового Завета в новом переводе "(1954 г.), «О вере. Апологетические заметки» (1960 г.) Ветхий Завет в Новозаветной Церкви. (Апологетический очерк (1961 г,), «
Экуменика на фоне православной литургики ), «Православие ли?... или неприемлемый для православия модернизм, истинное Православие отвергающий (1968 г.).
Труды протопресв. Михаила многократно переводились на английский язык, и его авторитет, как богословский ,так и образовательный был значим для православных американцев.
Фундаментальный труд о. Михаила «Православное догматическое богословие» был дополнен и переведен о.Серафимом (Роузом) на английский язык. Вот как Михаил оценивает английское издание своего учебника и характеризует переводчика: «Существует различие между курсом (в русской печати) "Православного догматического богословия" и английским изложением того же. Мой курс представляет собой учебник для молодых учащихся в духовной семинарии; английское же изложение догматов православной веры предназначено к распространению интереса к Православию в широкой английской общественности среди и к соответствующему его удовлетворению и соединена здесь с восполнением курса с разных сторон особенно в виде ссылок на святоотеческия творения. Труд этот принадлежит американцу, принявшему Православие и иноческий чин, иеромонаху Серафиму (Роузу), к нашей скорби усопшему до выхода его труда в печати. Господь да учинит в Своих Светлых селениях слугу Своего , праведного Серафима! ». Эти слова о. Михаил написал своей рукой на Пасху 1985 г. на присланном ему сигнальном экземпляре английского издания его учебника "Orthodoх dogmatic Theology" (Platina, 1984; Архив издательства Свято-Троицкого монастыря).
Издан сборник статей о. Михаила на английскомъ языке " Selected Essays" (Jordanville, 1996).
§3. Учение.
В своем богословско-литературном творчестве прот. Михаил не пытается найти что-то новое или выделиться т.н. «сверх-правильной» критикой, вся его забота состоит в передаче и сохранении православного предания. Он истинный традиционалист в богословии.
В “Догматике”, о. Михаила нет ничего лишнего, она ясна, ясна, логична и одновременно воодушевлена и теплом православной святости.
Полемизируя с католиками, протестантами, православными экуменистами и модернистами, о. Михаил не проявляет раздражительности, не оскорбляет и нё переходит на личности.
Экклесиология о. Михаила агиографична, он особенно подчеркивает единство бытия Церкви - Церкви Земной и Небесной Церкви - ныне живущих православных христиан и покоившихся о Господе святых.
С этой точки зрения о. Михаил подходит и к критике экуменистического движения, отмечая; что православные не принесли бы инославным пользы, в случае «механического объединения первых и вторых, т.к. такое объединение было бы равносильно для православных отказу от собственного символического предания, от единства со святыми Церкви, от единства с Церковью Христовой прежних веков.
Первоначально взгляд о. Михаила на возможность участия православных в экуменическом движении не был категорично-отрицательным.
О. Михаил допускал такое участие - но лишь для того, чтобы «пользуясь этим форумом... напоминать об единственном возможном подлинном пути христианского воссоединения» - в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви Церкви Христовой в свете веры православной», Джорданнвилль, 1953 г.).
Позднее о. Михаил объясняет невозможность для Русской Зарубежной Церкви какого-либо участия в экуменическом движении следующими словами: «Не из потери чувства любви наша Церковь обособляется от Союза церквей (ВСЦ; прим. и. В. Ф. ), претендующего стать новой вселенской Церковью, - а потому, что она видит ложность нового пути и имеет прямую обязанность предостеречь всех нас, православных, от него. Жаждет Церковь возможности просвещения всего мира светом Евангелия, но для этого нужно сохранение в независимости; силе и внутреннем единстве самой Церкви. ... дерзаем в этом случае выразить учение вселенской Церкви, с которою находятся в единении сонмы апостолов, мучеников, святителей, подвижников и наставников благочестия всех веков» («Почему мы, православные выдвигаем теперь на первый план догмат о Церкви
"О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей", Вып: п. Джорданвилль, 1976 г.).
Вдумчивый, нефанатичный, обстоятельный разбор экуменического вопроса, сделанный о. Михаилом, сыграл свою роль в деле вынесения Русской Зарубежной Церкви анафемы на «экуменизм» в 1983 г.
§4. Будучи полноправным представителем русской школьной академической традиции о. Михаил выступает в ее защиту, справедливо замечая, что в последнее время термин «школьное богословие» употребляют, когда хотят выразить пренебрежительное и неприязненное отношение. В действительности же, «школьное богословие» - это собирательное понятие, обозначающее ряд предметов духовной школы, излагающих учение Церкви. О. Михаил указывает на то,` значение «школьного богословия» - «сохранять и проводить прямую апостольскую линию веры и жизни по вере» («Школьное богословие и вера», « О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей», Вып. второй, Джорданвилль; 1976 г.).
§5. В свете сказанного о «школьном богословии» о. Михаил приложил усилия и добился результатов в деле примирения русской школьной академической традиции и возникшего в конце XIX в. «антисхоластического движения», ведущим мыслителем которого был Влад. Антоний (Храповицкий).
§6. Церковно-литературное творчество о. Михаила не было лишено временами и публицистического накала. В качестве примера приведем такое высказывание: « Среди достижений технического прогресса не представляет собой такого высокого торжества ума, какое ему придано, запуск пресловутых искусственных спутников земли в СССР. По существу, не есть ли это событие просто торжество нагромождения массы силовой энергии для одного грандиозного выстрела? Но эти стрелы в небеса явились в глазах мира как бы символoм торжества безбожной науки, культивируемой коммунизмом. И нужно сказать, что их шум и блеск ослепил человека, массы, и эти вертящиеся над землей фейерверки вызвали на некоторое время общее головокружение» («При блеске новейших изобретений», Там же).
(эти слова могут показаться гносеофобией, но при современном развитии сциентизма и агрессивных выступлениях ученых атеистов против клерикализма они провидческие-Л.С.)
§7. Стройно и глубоко прочувствованно учение о. Михаила о молитве, церковных таинствах и богослужении. Он отмечает, что православные христиане составляют единое тело Церкви, единый дом Божий: это иной мир, отличный от широкоro мира суеты. Это мир молитвы; символом и сосредоточением которого на земле является храм. Каждому человеку дарована возможность соединяться с небесно-земной Церковью и в церковном богослужении, но для такого соединенiя необходимо участвовать в богослужении всею душой, умом и сердцем.
O. Михаил учит,что богослужение имеет возвышающую, таинственную, великую силу, поэтому очень важно тщательно и подробно вникать в содержание богослужения.
via
inok