анафема Сталину и ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА

Feb 24, 2012 13:03

Оригинал взят у sanych56 в ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА 19 января ( 1 февраля по н.с.) 1918 года
Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи - К. А. Максимович), анафема может быть снята при условии принесения покаяния анафематствованным лицом - органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в каковом случае допускаются все виды поминовения усопшего.[35][2] Однако единственное известное из практики Русской Церкви снятие соборно наложенной анафемы - решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся «старых обрядов» Московского Собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем»)[36] и утверждённое Поместным Собором РПЦ 1971 года[37] - произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.[16][38]

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году вИерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

К чему всЁ это ? а вот к чему :

http://rus-vopros.livejournal.com/1793108.html

и вот к чему :

анафема кобе ( 1970 год )



Анафематствование Ленина и Сталина.

Мало кому известно, что в 1970 году Русская Православная Церковь Заграницей анафематствовала Ленина и иже с ним.

Вероятно, еще менее известно, что в 2010 году церковное сообщество митроп. Антония (Орлова) анафематствовало также Ленина и Сталина.

Текст анафемы 1970 г., приводимый ниже, поясняет причину, вызвавшую это церковное мероприятие, а именно протест против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина.

Вторая анафема 2010 года фактически копирует первую, причем, против всякой логики, сохранив в постановлении провозглашение вечной памяти Царю-Мученику и иже с ним, тем временем уже прославленным!

В обоих случаях ссылка делается на анафему Патриарха Тихона, которая, без указаний лиц, касалась всех «безумцев», творящих «поистине дело сатанинское»: «Властью, данную нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Произнесение анафемы с церковного амвона на Ленина и Сталина ставит, однако, вопрос о несовместимости с благочестием озвучения в святом месте зловонных слов.

Анафема 1970 г.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 
19 декабря 1969 г./1 января 1970 г. 
Имели суждение: О заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рожденія Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин, мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения. 
Постановили: Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасеніи нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет : 
1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасеніи державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме: 
Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовыя Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема. 
Хор поет: трижды анафема. 
3. Возгласит Вечную Память: 
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, убиенному Благочестивейшему Царю-Мученику Николаю Александровичу и всем с ним убиенным, Святейшему Патриарху Тихону, убиенным митрополитам, архиепископам, епископам, священнослужителям, монахам и монахиням, воинам и всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным и сотвори им вечную память, 
Хор трижды: Вечная память. 
и 4. Возгласить Многолетие: 
Православному Епископству гонимыя Церкве Россійскія и господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Филарету, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоіерарху Русскія Зарубежныя Церкве, и господину нашему (имярек Епархиального Архиерея), страждущей стране нашей Россійстей, всем подвизающимся за Православную Веру и Отечество и всем русским людям в порабощенном безбожниками Отечестве и в разсеяніи сущим, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же победу и одоленіе и многая лета. 
Хор трижды: Многая лета. 
О чем с приложением текста вышеозначенного молебна, а также и текста послания Святейшего Патриарха Тихона, послать циркулярный указ всем Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.

Председатель Архиерейского Синода 
Митрополит Филарет 
Секретарь: Епископ Лавр 
Указъ № 107.  9/22 января 1970 г.

Анафема 2010 г.
Российская Православная Церковь 
УКАЗ - Февраль 6/19/2010

1. Вь Недѣлю 1-ю Великаго Поста 8/21 февраля 2010 года во всѣхъ храмахъ Россійской Православной Церкви во отечествѣ и за рубежомъ огласитьПосланіе Святаго Патріарха Тихона отъ 1918 года объ отлученіе большевиковъ.

2. Послѣ отпуста молебна возгласить анафемуВладиміру Ленину, Iосифу Сталину и всѣмъгонителямъ Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссіискимъ Тихономъ въ 1918 году, по следующей формѣ:

ВЛАДИМИРУ ЛЕНИНУ, IОСИФУ СТАЛИНУ И ПРОЧИМЪ ГОНИТЕЛЯМЪ ХРИСТОВЫ ЦЕРКВЕ, НЕЧЕСТИВЫМЪОТСТУПНИКАМЪ, ПОДНЯВШИМЪ  РУКИ ПА ПОМАЗАНИКА БОЖIЯ, УБИВАЮЩИМЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ПОПИРАЮЩИМЪ СВЯТЫНИ, РАЗРУШАЮЩИМЪ ХРАМЫ БОЖІИ, ИСТЯЗУЮЩИМЪБРАТIЮ НАШУ И ОСКВЕРНИВШИМЪ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, АНАФЕМА.

Хоръ поетъ: трижды Анафема.

3. Возгласить Вѣчную Память:

Во бляженпомъ успеніи Вѣчный покой подаждь Господи, усопшимъ рабомъ Твоимъ, УбіенномуБлагочестивѣйшему Царю Мученику Николаю Александровичу и всѣмъ съ нимъ убіеннымъ,Святейшему Патріарху Тихону, Убіеннымъ Митрополитамъ, Архіепископамъ, Епископамъ, Священнослужителямъ, Монахамъ и Монахинямъ, Войнамъ и всѣмъ православнымъ людямъ отъ безбожной власти убіеннымъ и умученнымъ заВѣру, Царя я Отечество и сотвори имъ  Вѣчную Память.

Хоръ поетъ: трижды Вѣчная Память.

4. Многолѣтіе:

Православному Епископству гонимой Церкви Россійскія и Господину НашемуВысокопреосвященнѣйшему Антонію, Первоіерарху Россійской Православной Церкви, и Господину нашему /имя рекь Епархіяльнаго Архіерея/,страждущей странѣ нашей Россійстѣй, всѣмъ подвизающимся за православную вѣру и отечество и всѣмъ русскимъ людямъ въ порабощенномъ безбожниками отечествѣ и въ разсѣяніи сущимъ,подаждь Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же побѣду иодолѣніе и многая лѣта.

Хоръ поетъ трижды: Многая Лѣта.
Председатель Архіерейскаго Синода
+ Митрополитъ Антоній



ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
19 января 1918 г.

Печатается с сайта Заметки на полях http://his95.narod.ru

Смиренный Тихон, Божею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе пастырям, архипастырям и всем верным чадам Православной церкви Российской.

Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого (Гал.,1, 4).

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христа о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному, все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и с беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны, и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.). Все сие преисполняет сердце наше глубокой болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету Св. Апостола: "Согрешивших перед всеми обличай, да и прочие страх имут" (1-е Тим., 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властям, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.

Гонения воздвигнуты на святую церковь Христову: благодатные таинства, освещающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующими обители святые (как Алексавдро-Невская и Пачаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства церкви Православной и подготовлявшие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются ими в училища безверия или даже прямо в рассадник безнравственности. Имущества монастырей и церквей Православных отбираются под предлогом, что это - народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа.

И,наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.

Враги церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Св.Апостола: "Кто не разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонения, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35)".

А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попранных ныне прав церкви Православной, немедленно устройте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов .которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование самого Божественного крестоносца: "Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ея".

Патриарх Московский и всея России Тихон 
Церковные ведомости. 1918. N 2. С. 11-12.

Выверено по изданию: История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993.

ключевые слова : тихон, русский вопрос, анафема, церковь, антиэлита, детандемизация

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/othistory/historyist/poslanie_Tihona.htm

Не мешало бы ещё анафематствовать тандем и курилла в купе с выше перечисленными господами самим РН в качестве искупления и причащения, - жертва так сказать ...

http://pisma08.livejournal.com/191289.html - про кобу
о роли Собора 1917 года в восстановлении церковного уклада, позволяющего эффективно функционировать ряду церковных институтов и уровней церковной жизни с коллегой более внимательно прочитали материалы этого собора и увидели послание Св. Патриарха Тихона от 19 января 1918 года и официально одобренное 22 декабря 1918 года Собором - с чётким определением "анафема" и указанием на кого она распространяется. Так и не смогли найти информации каково же состояние на данный момент - анафема снята? Не видел постановлений более поздних Соборов о её снятии ( плюс к этому я так понял есть ряд обязательных условий для её снятия).
Соответственно преследует ощущение шизофреничности ситуации, с одной стороны канонизированы новомученики с другой стороны не было какого-то публичного общенародного покаяния за дела предков (с учётом "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной").
Так и будем жить с этой анафемой и одновременно гордиться "великим прошлым"?

"Анафематствованием большевиков" этот документ назвали публицисты и комментаторы. В тексте Послания большевики не названы по имени. В самом документе речь идет о гонителях Церкви. Но и члены Собора, и власти прекрасно понимали, что речь идет именно о большевиках. Но с формальной точки зрения анафематствованы не большевики, а гонители. С гонителей ни один собор снимать анафему не будет.
НО. К раскольническим соборам это не относится. Анафематствование снял обновленческий собор 1923 г. (официально он назывался Поместный собо Русской православной Церкви 1923 г.). На заседании 3 мая 1923 г. была принята такая резолюция: "Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контрреволюционную борьбу и ее методы - методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех ее признающих. Собор объявляет анафематствование не имеющим никакой силы"
Следующий пункт этого решения лишал патриарха Тихона сана и монашества...
Так что раскольники эту анафему сняли. Но к Православной Церкви это решение отношения не имеет
Материалы этого раскольнически-еретического собора были изданы в 1923 г.

Как-то так и предполагал что по формулировке анафемы её отменить практически невозможно. Совершенно логично что она относится не только к большевикам, но и к самому советскому народу (просто на слуху она именно такова и ряд тенденциозных публицистов её пытаются исказить до некого политического инструмента - на чём основано много спекуляций и обвинений РПЦ в политической ангажированности)

http://kuraev.ru/smf/index.php?action=printpage;topic=432065.0

Previous post Next post
Up