СевМорПуть

Jan 05, 2012 00:12


Трасса Северного морского пути является на циональной транспортной магистралью,

простирающейся вдоль всего северного фасада России. Ее грамотное использование

оказывает значительное влияние как на экономику, так и на политику страны.

Тысячи безвестных землепроходцев и море ходов, следуя с запада на восток, исследовали

и наносили на карту острова и окраинные земли арктических морей. Архивные документы и

археологические находки свидетельствуют, что не позднее 1617 г. поморские суда обогну

ли мыс Челюскин (тогда, естественно, он не имел такого названия).



В 1648 г. Семен Дежнев

«со товарищи» прошел на кочах проливом, разделяющим берега Азии и Америки

(впоследствии этот пролив был назван Беринговым). Огромное пространство от Новоземельских проливов до мыса Дежнева (2548 миль, или 4720 км) требовало изучения, нанесения на карту, включения в экономику страны.

23 декабря 1724 г. (3 января 1725 г.) император Петр I подписал указ об организации

Сибирской экспедиции, задачей которой были описание и нанесение на карту северных берегов страны. Руководить экспедицией было поручено капитану Берингу. Однако смерть Петра I задержала отправку экспедиции, и только через 7 лет Сенат подтвердил его распоряжение и издал указ об образовании Великой Северной экспедиции, которая работала 10 лет - с 1733 по 1743 г. Это была первая попытка решения проблемы Северного морского пути в государственном масштабе. Участники экспедиции нанесли на карту почти все

евро-азиатское побережье нашей страны. М.В. Ломоносов в сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможности прохода Сибирским

океаном в Восточную Индию» высоко оценил результаты Великой Северной экспедиции,

особо указывая на их базовое значение не только для нового промышленного подъема, но

и для превращения России в великую морскую державу. Впоследствии в Арктику было направлено еще несколько экспедиций. На картах Севера появилось много новых названий, на отдельных участках трассы осуществлялось торговое мореплавание. Но никто не пытался пройти всю трассу Северного морского пути. И только шведский исследователь Адольф Эрик Норденшельд на паровой шхуне «Вега» и пароходе «Лена» осуществил в две навигации 1878-1879 гг. сквозное плавание по всей трассе Северного морского пути от Новоземельских

проливов до Берингова моря. По окончании плавания Норденшельд высказал мнение, что

сквозное плавание хотя и возможно, но неоправданно экономически. К сожалению, мнение такого авторитета на много десятилетий притормозило дальнейшие попытки выполнения сквозных рейсов.

Однако развитие капитализма в России, интенсивное вовлечение Сибири в экономику

страны потребовали интенсификации судоходства на отдельных участках трассы Сев#

морпути. В 1893 г. для постройки Сибирской железной дороги морским путем на Енисей было переве зено значительное количество стройматериалов, в том числе рельсы и цемент.

А в 1905 г. уже целая флотилия из 22 судов доставила для этой же цели грузы из Германии и Англии. В 1912 г. судоходство в Карском море объединила и возглавила компания с норвежским капиталом под названием «Сибирская компания пароходства, промышленности и торговли», образованная для транспортировки товаров в Сибирь и из Сибири на собственных морских и речных судах. Компания проработала шесть навигаций, вплоть до революции.

В эти годы на Обь - Енисейском направлении работали и суда российских судовладельцев.

Начало XX столетия ознаменовалось работой на различных участках СМП ряда

гидрографических экспедиций. В 1912 г. одна из них на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» прошла от Владивостока до Архангельска, проведя множество научных исследований. Для проведения навигации 1919 г. правительством А.В. Колчака был создан «Комитет Северного морского пути» («Комсеверопуть») во главе с генерал-майором А.В. Поповым. Перед Комитетом ставились задачи продолжения исследовательских работ в Арктике, обеспечения работы товарообменных экспедиций из стран Европы и Европейской части России в Западную Сибирь («Карские экспедиции»), переброски военных грузов.

В 1919 г. Карскую экспедицию возглавил Б.А. Вилькицкий. После разгрома колчаковского движения «Комсеверопуть» начал функционировать уже при Сибирском революционном комитете. В задачи его первое время входили снабжение крестьян Сибири промышленными товарами и вывоз сибирского хлеба для голодающего на селения Европейской части России. В дальнейшем перед Комитетом была поставлена задача освоения всей трассы Северного морского пути от Архангельска до мыса Дежнева.

В 1926 г. Комитет перешел в ведение Наркомата внешней и внутренней торговли. В 1928 г.

в системе этого Наркомата было создано Северо-Сибирское государственное акционерное общество промышленности и торговли (АО «Комсеверопуть»). С 1929 по 1933 г. его

возглавлял большевик с дореволюционным стажем Борис Васильевич Лавров.

Основной задачей новой организации стало экономическое развитие Севера России.

В 1929 г. под руководством Б.В. Лаврова началось строительство крупнейшего лесоэкспортного порта в Игарке.

АО «Комсеверопуть» разрабатывало курейский и ногинский графиты, уголь на Нижней Тунгуске, организовало зверобойный промысел в заливе Гыдояма и рыбный промысел в низовьях Оби и Енисея, построило рыбоконсервный завод в Усть-Енисейске, развивало сельское хозяйство для создания местной продовольственной базы и выполняло

другие работы.

На первоначальном этапе АО «Комсеверопуть» не могло использовать для проводки

транспортных судов мощные ледоколы из-за их высокой себестоимости и отсутствия баз

для бункеровки. Основное внимание уделялось научно-оперативному обеспечению и ледовой

авиационной разведке. Начиная с навигации 1929 г. ледовые разведки проводились систематически на самолетах «Комсеверопуть-1», «Комсеверопуть-2» и «Комсеверопуть-3» под командованием Б.Г. Чухновского, П.К. Иванова, А.Д. Алексеева.

Во второй пятилетке предполагалось освоить плавание не только через Карское море, но и

далее до устья Лены, куда уже доходили пароходы с востока. 16 марта 1931 г. АО было преобразовано во Всесоюзное объединение, в его подчинение передавались территории от острова Колгуев на западе до Медвежьих островов на востоке. На предприятиях Всесоюзного объединения работало более 35 тыс. человек. Правление обосновалось в Москве, а для руководства на местах были созданы территориальные управления.

Первое советское научное учреждение для изучения Арктики было организовано в Петрограде 4 марта 1920 г. при научно-техническом отделе ВСНХ и получило название «Северная научно-промысловая экспедиция». Руководителем был назначен доктор географических наук Р.П. Самойлович. В состав ученого совета входили президент Академии наук А.П. Карпинский, академик А.Е. Ферсман, профессор Н.М. Книпович, президент Географического общества академик Ю.М. Шокальский и другие известные ученые.

В 1925 г. «Северная научно-промысловая экспедиция» была преобразована в Институт

по изучению Севера, а в 1930 г. - во Всесоюзный арктический институт при Президиуме

ВЦИК (ВАИ). Директором института стал известный ученый и государственный деятель

О.Ю. Шмидт.

В 1938 г. ВАИ был переименован в Арктический научно-исследовательский институт Главсевморпути, ныне - ордена Ленина Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). Вторым научным арктическим центром стал

организованный в Москве при Наркомпросе Плавучий морской институт - «Плавморнин».

В учредительном документе СНК от 10 марта 1921 г., подписанном В.И. Лениным, «Плавморнин» создается с целью всестороннего и планомерного исследования северных

морей, их островов, побережий, имеющих в настоящее время государственно важное

значение». Получив в свое распоряжение судно «Персей», институт сосредоточил свои исследования в Белом, Баренцевом и Норвежском морях. С 1923 по 1941 г. «Персей»

совершил 84 плавания. На его борту трудились академик В.В. Шулейкин, профессор Н.Н. Зубов и другие. Сеть полярных гидрометеорологических станций на островах и арктическом побережье, успешная проводка транспортных судов в устья Оби и Енисея, экспедиционные рейсы на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю, растущее участие в арктических операциях полярной авиации и гидрографических учреждений, создание угольных баз и портов, концентрация научных исследований во Всесоюзном арктическом институте - все это позволило приступить к решительному штурму Арктики.

В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» совершил сквозное плавание по

всей трассе Севморпути от Архангельска до Берингова пролива. Пароходом командовал

В.И. Воронин, начальником экспедиции был О.Ю. Шмидт.

Итоги рейса были доложены правительству.

Результатом явилось постановление СНК СССР от 17 декабря 1932 г. № 1873, в котором

говорилось:

«1. Образовать при Совете Народных Комиссаров Союза ССР Главное Управление Северного морского пути. Поставить перед ГУСМП задачу проложить

окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать

этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому

пути .

  1. Передать в ведение ГУСМП все существующие метеорологические станции и радиостанции, расположенные на берегу и островах Ледовитого океана».

Начальником ГУСМП был утвержден О.Ю. Шмидт. В 1933 г. Шмидт предложил организовать первый коммерческий сквозной рейс по Севморпути для доставки грузов из Ленинграда на Чукотку и остров Врангеля. Предложение правительством было принято. Так начался исторический поход на пароходе «Челюскин». Начальником экспедиции был О.Ю. Шмидт, капитаном, как и в предыдущих трех походах,

В.И. Воронин. Пароход погиб у берегов Чукотки, однако Северный морской путь был пройден. Вместе с дрейфующими льдами судно было вынесено в Берингов пролив, и только

небольшая ледовая перемычка не позволила

выйти на чистую воду. Этим рейсом было доказано, что грузовые суда с ледовым подкреплением могут при наличии соответствующего ледокольного обеспечения активно использоваться для плавания в Арктике. Спасение челюскинцев показало, что у нас есть и авиация, способная работать в условиях Арктики.

В постановлении Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 20 июля 1934 г. «О мероприятиях по развитию Северного морского пути и северного хозяйства» предусматривалось строительство четырех новых ледоколов типа «Красин», морских портов и радиоцентров, воздушных линий и аэропортов. Согласно этому постановлению деятельность Главсевморпути значительно расширилась. На него возложили руководство изысканием и освоением природных ресурсов в Советской Арктике. В европейской части страны его территория охватывала острова и моря Северного Ледовитого океана, а в азиатской - всю материковую часть к северу от 62-й параллели. Многие хозяйственные предприятия на этой территории перешли в ведение Главсевморпути.

22 июня 1936 г. СНК СССР утвердил первое «Положение о ГУСМП», в котором были сформулированы основные задачи: окончательное освоение СМП от Баренцева моря до Беринго ва пролива, организация морских, речных и воздушных сообщений, радиосвязи и научно-исследовательских работ в Советской Арктике;

развитие производительных сил и естественных богатств Крайнего Севера; содействие хозяйственному и культурному подъему коренного населения Крайнего Севера и привлечение этого населения к активному участию в социалистическом строительстве.

Постепенно Главк превратился в крупную территориальную комплексную транспортно промышленную, торговую и научную организцию.

В его состав входили многие отрасли хозяйства и науки - от морского транспорта до

культбаз и факторий.

Максимум наступления на Арктику пришелся на 1937 г. Весной - высокоширотная воздушная экспедиция с целью высадки первой дрейфующей станции «Северный полюс». Летом совершено три перелета в США через полюс экипажей Чкалова, Громова и Леваневского (последний закончился катастрофой).

В навигации 1937 г. участвовало 64 морских судна. Из-за сложившейся неблагоприятной

ледовой обстановки план морских грузопере возок не был выполнен. Подбор и расстановка

кадров, в особенности руководства морскими операциями, также оказались неудовлетвори#

тельными. В результате зазимовали 25 судов и ледоколы «Красин», «Ленин», ледорез «Федор Литке». Одно судно - пароход «Рабочий» -погибло.

В целях устранения недостатков ГУСМП было освобождено от выполнения многих производственных задач, а основное внимание в его деятельности сконцентрировалось на совершенствовании судоходства по трассе Северного морского пути.

Были сделаны и оргвыводы. Еще 28 марта 1938 г. постановлением СНК СССР № 401 первым заместителем начальника ГУСМП был назначен Иван Дмитриевич Папанин.

В марте 1939 г. начальника ГУСМП О.Ю. Шмидта перевели на работу в Академию наук, и на его место утвердили И.Д. Папанина. Заместителем Папанина стали М.И. Шевелев (морской флот), А.Д. Алексеев (полярная авиация), Э.Т. Кренкель (полярные станции) и П.П. Ширшов (научные исследования). Многие ведущие специалисты на местах и целый ряд ответственных работников Главка были арестованы. Директора Всесоюзного арктического института Р.Л. Самойловича расстреляли 4 марта 1939 г., начальник Политуправления ГУСМП С.А. Бергавинов умер на Лубянке 12 декабря 1937 г. Заместитель начальника Управления морского и речного транспорта А.Н. Бобров расстрелян в январе 1938 г. Заместитель начальника Гидрографического управления Н.И. Евгенов был приговорен к 8 годам заключения (его все таки выпустили и он вернулся в Ленинград). Полярный гидрограф П.К. Хмызников был приговорен к 5 годам заключения, умер от голода. Полярный гидрограф Е.С. Гернет, осужденный на 5 лет ссылки, работал счетоводом в колхозе в Казахстане…

По неполным данным, в эти годы были репрессированы 673 работника Главсевморпути.

В конце 1938 г. вступил в строй первый линейный ледокол отечественной постройки

«Иосиф Сталин». Началось возведение судоремонтного завода Главсевморпути в Мурманске.

В 1939 - 1940 гг. постепенно сужается круг деятельности Главсевморпути как территориально-комплексной организации. Он полностью ушел из бассейнов рек Обь и Енисей.

Территориальные тресты в Якутии, на Таймыре и Ямале упразднили, все их функции, связан

ные с обслуживанием населения, передали местным органам. В ведение Гидрометслужбы

перешла основная часть материковых полярных станций. Освоенные авиалинии Омск -

Салехард, Красноярск - Енисейск, Якутск -Тикси передали Главному управлению воздушного флота. Деятельность ГУСМП сосредоточили на дальнейшем освоении арктической морской магистрали.

Навигация 1939 г. прошла успешно. План перевозок выполнили полностью. Впервые был

совершен двойной рейс по всей трассе Севморпути: ледокол «И. Сталин» прошел с запада

на восток и вернулся обратно. Всего же трассу преодолели за навигацию десять грузовых судов. Успешно прошла и навигация 1940 г. По тяжести ледовых условий она была аналогична навигации 1937 г., однако план перевозок перевыполнили и ни одно судно не зазимовало в Арктике.

Многие хорошие начинания в вопросах совершенствования мореплавания в Арктическом бассейне, строительства ледокольного флота и развития научного обеспечения приостановила война. Но, несмотря ни на что, во время Великой Отечественной войны судоходство на трассе СМП продолжалось, велись научные исследования.

Работники Главсевморпути внесли свой вклад в Великую Победу.

http://www.morflot.su/archives/articles1694file.pdf
Previous post Next post
Up