Князь А. Н. Искандер об отце

Nov 03, 2011 10:26

Перепост из журнала jnike-07

Князь А. Н. Искандер

Интересное свидетельство обнаружил в воспоминаниях князя Александра Николаевича Искандера, родился 15 ноября ст. ст. 1889 г. в Ташкенте, умер в Грассе 26 января 1957 г., похоронен на русском кладбище в Ницце. Это младший сын вел. кн. Николая Константиновича Искандер-Романова (1850-1918), о смерти которого я рассказывал. Отец был внуком Николая I и двоюродным дядей Николая II, сын, соответственно, - правнуком Николая I и троюродным братом последнего царя. Крестной матерью кн. А. Н. Искандера кстати была сестра отца - вел. кн. Ольга Константиновна (1851-1926), первая королева эллинов.

В 1911 г. он значится в числе выпускников 67-го курса Александровского лицея, бывшего пушкинского Царскосельского лицея. Зачислен в лейб-гвардии кирасирский Ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полк. Т. е. несмотря на то, что отец его был вечным изгнанником семьи Романовых, матери его, Надежде Александровне Дрейер, дочери оренбургского полицейместера, удалось наладить связи с романовской семьей через свекровь - вел. кн. Александру Иосифовну, вдову вел. кн. Константина Николаевича, брата Александра II, по романовской семейной терминологии - "тетушку Санни". Н. А. Дрейер стала княгиней Искандер, и двоих своих сыновей пристроила в престижные учебные заведения. Прослужив недолго в полку Царицыных кирасир, кн. А. Н. Искандер повредил ногу в итальянской езде по местности и после лечения был направлен в г. Верный (ныне Алма-Ата) офицером для поручений при генерале Фольбауме, военном губернаторе Семиреченской области.

После начала первой мировой войны вернулся в свой полк Царицыных кирасир и всю войну провоевал в его составе, как он пишет сам о себе: "покрыв себя славой неустрашимого воина". Октябрьская революция застала его в Крыму, где он находился в госпитале в Евпатории после ранения в ногу. 1 февраля 1918 г. он уезжает из Крыма в Ташкент к родителям. Однако приехав в Ташкент, уже не застает в живых отца. В Ташкенте в это время жила его супруга Ольга Роговская с двумя малолетними детьми. До 18 января 1919 г. он спокойно проживает в городе и работает в прокуратуре. Затем примыкает к мятежу туркестанского военкома Костика Осипова, эсера, бывшего прапорщика. Все, что удалось сделать офицерскому партизанскому отряду полковника Руднева, так он назывался, это ограбить банк и освободить из тюрьмы ферганского басмача Мадаминбека. Затем мятеж был моментально подавлен рабочими железнодорожных мастерских и красноармейцами.

Офицеры ушли в "Небесный поход", так кн. А. Н. Искандер назвал свою повесть-воспоминание. Зимой через непроходимые горные перевалы Чаткальского хребта, преследуемые отрядами красноармейцев, они упорно искали спасения в Ферганской долине. Очень помогли им золотые червонцы из Ташкентского банка, которыми они расплачивались с местными проводниками. В Ферганской долине их встретили люди Мадаминбека, который не забыл своего освобождения из ташкентской тюрьмы. Биография кн. А. Н. Искандера похожа на авантюрный роман. Из Ферганы остатки офицерского партизанского отряда пробираются в Бухару к эмиру и резидентам английской разведки. Затем уходят в Иран, перекочевываают в меньшевисткую Грузию, из порта Поти переправляются в Крым к барону Врангелю. В 1920 г. кн. А. Н. Искандер еще успел повоевать в составе своего полка Царицыных кирасир уже во врангелевской армии, с которой и эвакуировался в Константинополь.

Частично, конечно, ему тетя Оля, крестная мать и греческая королева, в эмиграции помогла, но работать троюродному брату Николая II пришлось тяжело. Он переехал во Францию, женился на дочери генерала Ханыкова, шоферил как и все русские эмигранты, пытался завести собственный бизнес по засолке огурцов в Бельгии, но разорился. В конце жизни занялся написанием мемуарных рассказов (первая публикация в парижской газете "Русская мысль" в 1951 г.) которые не потеряли своего исторического интереса.

Хотя бы вот этот факт - о том, как его отец, вел. кн. Н. К. Искандер-Романов, помогал русским переселенцам в Туркестане.

Я уже писал о политике этнозамещения, которую проводили представители романовской семьи и которая своего апогея достигла в годы правления Екатерины II. А что делает "изгой романовской семьи"? Тоже, кстати, человек без капли русской крови и женатый на немке. Он делает все наоборот! Вот как об этом пишет сын в мемуарном рассказе "Дворец". Дело происходит в 1896 г. в Ташкенте, потому что автор указывает, что было ему тогда семь лет:

"Всякому переселенцу Отец (в рукописи кн. А. Н. Искандер пишет слово "отец" с прописной буквы, наверное, можно так и оставить, по смыслу) дарил: парочку поросят, двух кур, двух уток и селезня и, конечно, некоторую сумму денег, для обзаведения хозяйством. Вспоминаю, как однажды приехали казак с казачкой за подарками. Как уже это случилось, не знаю, но только один поросенок вырвался и носился по саду, а за ним казак с казачкой и несколько садовников. Я, конечно, принимал горячее участие в ловле поросенка, мчась за ним со смехом и криками. И я был очень огрочен, когда поросеночка поймали, и интересная забава кончилась. Было мне тогда лет семь, а может быть, и того меньше. Увезли поросят во вновь образованный Отцом поселок - Никольский.

Проходит больше года. Приезжаю с родителями в бывшую "Голодную степь" и в поселок Никольский заглянул, конечно. Спрашиваю у приятелей-казаков:

- Где поросята?

- Поросята? - восклицает со смехом все семейство. - А, вот, идемте, мы Вам покажем.

Приводят и показывают громадных раскормленных свиней! Одна из них уже гуляет с маленькими, хорошенькими поросятками.

- А вот тот поросенок, за которым Вы гонялись! - говорит, ласково улыбаясь, казачка, указывая на свинью с поросятками.

Я был потрясен. Во дворе уже бродил табун уток и, ковыряясь в земле, во главе с черно-красным петухом, основательное количество кур. Диву даешься, до чего быстро на хорошем корму, распложается пернатое царство!"

Вот и выходит, что вел. кн. Н. К. Искандер-Романов первым из своей бывшей царственной семьи стал помогать русским переселенцам. Еще за 10 лет до убогой столыпинской реформы. По столыпинке крестьянам тоже помогали, давали ссуды под залог земельного надела, оплачивали смотровой проезд. Только вот 20% крестьян, взявших ссуды, разорились, а 16% переселенцев не выдержали тягот на новых землях и вернулись.Источник: Князь А.Н.Искандер об отце.

Николаевский/Никольское/Кият, история узбекистана, тюрьма/каторга/ссылка, история российской федерации, дом Романовых, .Сырдарьинская область, переселенцы/крестьяне, личности, русские, искандер александр николаевич, .Самаркандская область, 1876-1900

Previous post Next post
Up