Тамерлановы ворота

Sep 18, 2011 12:40

В. И. Масальский. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга. Том XIX. Туркестанский край. - СПб., 1913.

…дорога вступает в ущелье Санзара, представляющее единственный проход через горы Нура-тау, и потому служившее с древнейших времен путем для торговцев, полководцев и завоевателей. Самая узкая часть ущелья (Ильян-ута, или Джилян-ута - змеиное ущелье) находится на 1.509 версте и носит название Тамерлановых ворот.


  

В. В. Верещагин. Тамерлановы ворота. 1869-1871

Здесь, слева от дороги, на утесе, у подножья которого проходит поезд, высечены две арабские надписи; из них первая относится к 1425 году, а вторая к 1571 г. Верхняя, более древняя надпись гласит следующее: «С помощью Господа Бога, великий султан, покоритель царей и народов, тень Божья на земле, опора постановлений сунны и закона Божеского, государь, вспомоществующий вере, Улугбек-Гурган (да продлит Бог время его царствования и правления) предпринял поход в страну джетов и монголов и от того народа возвратился в эти страны невредимым, в 828 новолунном году». Нижняя надпись говорит: «Да ведают проходящие пустыню и путешествующие по пристанищам на суше и воде, что в 979 году происходило сражение между отрядом вместилища халифата, тени Всевышнего, великого хана Абдулла-хана, сына Искандер-хана, в 30.000 человек боевого народа, и отрядом Дервиш-хана и Баба-хана и прочих сыновей. Сказанного отряда было всего: родичей султанов до 50.000 человек и служащих людей до 400.000 из Туркестана, Ташкента, Ферганы и Дешт-и-кипчака. Отряд счастливого обладателя звезд одержал победу. Победив упомянутых султанов, он из того войска предал стольких смерти, что от убитых в сражении и в плену в течение одного месяца в реке Джизакской (Санзар) на поверхности текла кровь. Да будет это известно».

Несколько выше этих надписей утверждена медная доска с золоченым государственным российским гербом и подписью золотыми буквами: «Николай II 1895 г. повелел: „Быть железной дороге”. 1898 г. исполнено».


См. также:
Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии.

стройки века, история узбекистана, масальский владислав иванович, железные дороги, древности/археология, .Самаркандская область, 1876-1900

Previous post Next post
Up