Разрушители мечетей

Apr 27, 2022 20:34

С. М. Дудин. Орнаментика и современное состояние старинных самаркандских мечетей // Известия Императорской Археологической комиссии. Выпуск 7. 1903.



С. М. Дудин. У мечети. Самарканд, начало XX в.


I

Во время моих неоднократных поездок в Туркестан мне пришлось довольно близко ознакомиться с памятниками древней архитектуры в Самарканде и других городах. Мое ознакомление с ними все время было направлено исключительно на те декоративные украшения (изразчатые мозаики и изразцы), которыми были облицованы стены упомянутых сооружений и довольно значительные остатки которых, хотя и в различном количестве, сохранились на них и по настоящее время. Кроме знакомства с ними на месте, необходимость сборки и приведения в порядок изразчатых мозаик и изразцов, которыми мне пришлось заняться для составления коллекций этих вещей в музее Императора Александра III, в целях их сохранения от случайных расколов и осыпания, неизбежных при переносках с места на место, впредь до постоянного выставления, дала мне возможность, так сказать, проникнуть в те технические приемы, какие, по-видимому, применялись прежними мастерами при их выработке. Сколько мне известно, об этом вопросе говорено еще не было, и я буду рад, если мои соображения смогут пригодиться лицам, специально интересующимся этим вопросом.

Декоративные украшения древних сооружений в Средней Азии, каковы мечети в Самарканде, Бухаре, Анау, Байрама-Али, Ак-Сарае и Шахрисябсе, могут быть разделены по технике на следующие виды: а) изразчатые мозаики, б) майолики (изразцы), в) рельефные изразцы.

<…>

II

Все памятники древности, украшенные вышеописанными изразцами и мозаиками, по степени их сохранности можно разделить на две группы. В первую войдут здания или остатки, дальнейшее сохранение которых от разрушения вполне возможно без особенно даже больших денежных затрат. Во вторую же группу мы отнесем те сооружения, сохранение которых возможно лишь при условии огромных затрат, или даже и совершенно невозможно, или бесполезно [Ввиду того, что на них сохранилось слишком мало декоративных украшений и самое здание представляет почти только план с остатками стен (мавзолей Чильдокторан, могила Биби-ханым).].

Я имел возможность довольно подробно осмотреть самаркандские мечети 4 раза, причем между моими посещениями их протекли промежутки времени в 5 лет и затем два раза по 5 месяцев. За 5 лет в них произошли довольно большие опустошения, особенно заметные на свежий взгляд. Причины этих опустошений заключаются в следующем. Все старые мечети не ремонтируются вовсе и находятся в совершенно разброшенном состоянии. Исключение составляют только мавзолей Живого Святого в Шах-Зинде (на плане № 12) и те части других мечетей, которые обитаемы еще муллами, при них состоящими. Не говоря уже о таких памятниках, как Ишрат-хана, мавзолей у мечети Тамерлана или Чильдокторан, предоставленных на полный произвол судьбы, даже те части обитаемых мечетей, которые не заняты никем, служат местами для свалки мусора, сараями для овец или кухнями для мулл. Отсутствие крыш на многих мечетях, попорченная штукатурка стен и трещины в них дают свободный доступ дождевой и снеговой воде, которая, проникая в гипсово-лессовую поддержку изразцов и мозаик, постепенно разрушает ее и тем порывает связь ее с этими последними.

Вода, просачивающаяся из почвы в стены зданий, действует на поддержку еще сильнее, обращая ее в пыль. Землетрясения, представляющие в крае далеко не редкое явление, кончают работу, начатую водой, и обрушивают иногда массы изразцов. В частности, по отношению к мозаикам влияние воды сказывается следующим образом. Гипсовый цемент, связывающий отдельные кусочки мозаик, напитываясь водой и увеличиваясь в объеме, выпирает кусочки мозаик вперед; при высыхании он снова принимает прежний объем, и тогда кусочки мозаик оказываются уже не закрепленными в цементе и поэтому легко вываливаются. Конечно, процесс этот идет чрезвычайно медленно, но стоит пойти к мавзолеям с мозаичной облицовкой после нескольких дождливых дней в ясную сухую погоду, чтобы найти на земле много мозаичных кусочков, вывалившихся из своих гнезд. Зимой, когда происходит еще и замерзание воды, процесс разрушения мозаик идет еще энергичнее и количество вываливающихся кусочков делается еще значительнее.

Кроме этих стихийных сил, большое участие в разрушении мечетей принимают и люди. Изразцы и мозаики давно уже служат предметами довольно бойкой торговли. Внимательное изучение мечетей может даже показать, что из облицовок погибло естественным путем и что украдено для продажи, так как работа времени и работа рук человека носят слишком резкие признаки, чтобы их можно было смешать. Летом 1901 и 1902 гг. я имел возможность изучить этот вопрос на месте и беру на себя смелость заявить, что разрушено без всякого смысла и украдено не менее трети из того, чего вообще не хватает из декоративных украшений. Кто занимается кражей изразцов и мозаик, сказать нетрудно. Кто бывал в Самарканде, тот знаком с теми продавцами всяких антиков, которых так много в чайханах Регистана. Прежде воровством «камней» занимались почти все они, в последнее же время, ввиду некоторой опасности, сопряженной с кражей (арест), этим ремеслом занимаются немногие, и я имею основания думать, что грабят мечети некоторые из мулл, живущих в них. Благодаря мерам, принятым русской администрацией, открытая торговля «камнями» прекратилась, но заменилась продажей из-под полы. В Бухаре же она ведется довольно открыто и теперь. Ближайший надзор за мечетями поручен муллам, живущим в них. Их надзор весь сводится к тому, что они сидят здесь днем да спят ночью; в случае обвала чего-нибудь они обязаны собирать обломки и складывать в кучу впредь до распоряжения. Но на деле ничего подобного они не делают. Правда, обломки они собирают, но прячут их так, что вы никогда не найдете крупных кусков, а только мусор, ни на что почти не годный. Судьбу же крупных кусков можно узнать из следующих фактов. В 1900 году, разобрав хлам, сброшенный в сарай после землетрясения 1895 года, разрушившего главный портал Биби-ханым, я нашел в нем 4 больших куска мозаик и сложил их в присутствии муллы и одного самаркандского обывателя в том же сарае. В 1902 г. я не нашел уже мозаик в сарае, - они исчезли, хотя ключ от сарая, по уверению муллы, все время хранился у заведующего мечетью базарного аксакала.

В той же мечети Биби-ханым зимой 1901-2 г. обвалилась часть облицовки северного минарета. На мой вопрос, куда делись изразцы из этой развалины, мулла заявил, что они будто бы в одну ночь были украдены кем-то. В ту же зиму с фасадной стены 1-го правого мавзолея в Шах-Зинде отпало несколько кусков рельефной изразцовой надписи и кирпичей, ее обрамляющих. В куче, которую мне показали, я не нашел ничего из этих изразцов, и только уступая моим настоятельным требованиям, мне принесли несколько кусочков надписи, не составляющих и ¼ того, что упало.

Весной 1902 г. с рамы, окружающей дверь мавзолея № 1 левой стороны, по заявлениям мулл, украдено 6 рельефных изразцов, а в июне месяце того же года - еще 3 штуки. В мавзолее № 3 правой стороны выломан узорчатый тимпан над окном; кто и когда выломал его, муллы не знают. А между тем на выемку этого тимпана, по-видимому, было потрачено очень много времени.

В ту же зиму обрушилась часть верхнего карниза в мавзолее № 2 и несколько изразцов с фасада мавзолея № 3 - и из них я не нашел ничего. На мой вопрос, где они, - мне заявили, что они были украдены. Между тем в куче, из которой они будто бы были украдены, я не нашел и следа их.

Прямых улик в том, что грабят мечети и торгуют изразцами некоторые из мулл, у меня лично нет, но Дмитриев-Кавказский прямо указывает, что им с мечети Тамерлана было куплено 5 кусков мозаик за 5 рублей у муллы.

Мне передавали, кроме того, что изразцы и мозаики продаются главным образом персам и евреям. Русским же продают редко из боязни полиции. В Бухаре у одного антикварного торговца (армянина) я видел изразцы с Биби-ханым и Мирза-Улуг-бек, купленные им, по его заявлению, от одного самаркандского еврея.

Сооружения первой группы

К сооружениям первой группы, т. е. таким, сохранение которых от дальнейшего разрушения представляется вполне возможным и нетрудным делом, я отношу следующие.

1. Медрессе Регистана. Все они сохранились довольно хорошо. Менее всего пострадали Ширдар и Тилля-Кори. В Мирза Улуг-бек некоторые части разрушились. Но наиболее ценные части - главный портал, боковые пристройки и минареты главного портала еще могут быть исправлены и поддержаны. Ремонт некоторых стен, закрепление некоторых изразцов, мраморных резных плиток и мозаик и очищение стен от сартовских попыток реставрации, кстати сказать, довольно нелепых, не представит большого труда. В Тилля-Кори и Ширдаре необходимо лишь закрепление некоторых мозаик.

2. Мечеть Тамерлана (Гур-Эмир). Сохранился главный корпус, часть главных ворот и правый минарет. За 5 лет в нем произошли следующие изменения к худшему: увеличилась трещина, отделяющая минарет от главного корпуса (до 7 вершков), и минарет приобрел еще более наклонное положение, которое грозит ему падением. Обрушилась часть потолка в комнате направо от бокового входа. Мозаичная облицовка на фасадной стене главного корпуса местами отстала и мозаики ослабели и вываливаются. В зиму 1901 г. фронтонная надпись на протяжении 5 аршин отстала от стены и один кусок ее в аршин длины уже отвалился; остальная часть вскоре также обвалится. Часть ониксовых плиток пола у надгробных памятников внутри мечети вынута вон, так же как и кусок ониксовой же резной надписи на одной из надгробных плит. Муллы говорят, что эта кража произведена ночью, когда они не ночевали в мечети. Ослабели мозаики на воротах. Части старой резной двери продолжают служить наружными ставнями для окон, подвергаясь всем влияниям непогоды. Мозаики нижней части фасада также разрушаются под влиянием просачивающейся из почвы воды, вместе с кладкой стен.

Закрепление ослабевших мозаик, перекрытие потолка железом для того, чтобы прекратить доступ воды, покрытие железом верха ворот (конечно так, чтобы не изменить их настоящего вида) и бетонирование фундамента фасада в тех же целях не представит затруднений. Что касается минарета, готового рухнуть, то вопрос об его сохранении может быть решен только специалистом-архитектором. Дверь следовало бы убрать с ее места в музей, так как она представляет хороший памятник старой резьбы по дереву, мало чем уступая по достоинствам двери, уже взятой в 1895 году.

3. Мавзолеи Шах-Зинда. Замыкающий мавзолей (на плане № 9). Сохранилась только фасадная стена без верха. Наклонное положение ее вперед осталось прежнее. Выпало несколько изразцов в арке и из филенок, обрамляющих рельефные надписи; остальные, равно как и рельефная надпись, благодаря разрушению поддержки почвенной водой, держатся очень слабо. Задняя часть стены почти разобрана. Необходимо забрать ее кирпичом и оштукатурить, верх перекрыть, фундамент бетонировать, изразцы закрепить на новую поддержку.

Мавзолей Эмир-Гассана (на плане № 11). Сохранился недурно корпус, хотя передняя стена дала несколько трещин, и части купола (последние очень плохо). Изразцы внутри мавзолея и на фасадной стене еле держатся. Необходимо укрепить стены, перекрыть мавзолей если не куполом, то хоть какой-нибудь крышей, закрепив предварительно остатки купола, и закрепить все изразцы на новой поддержке,

Мавзолей Шах-Зинда (на плане № 12) сохранился хорошо и снаружи и внутри, благодаря ремонту, производимому муллами, обитающими при нем, хотя и обезображен позднейшими пристройками. Внутреннее убранство стен все цело, так же как и мозаики главного входа. Резные двери наружная и внутренняя также остались в том же виде, как и несколько лет тому назад.

Мавзолей 3-й правый (на плане № 13). Корпус и купол сохранились хорошо. Снаружи остались только мозаичные украшения над одним окном [Так было в 1901 г., а в 1902 эти мозаики оказались украденными.], а внутри изразцовые украшения там же. Для него достаточно только самого легкого ремонта.

Мавзолей 2-й правый (на плане № 14). Корпус и купол сохранились хорошо. Передняя стена дала несколько незначительных трещин. Внутренние мозаики остались на всех четырех стенах в большом количестве, но запачканы штукатуркой и попорчены, очевидно, нарочно. Мозаики же на южной части барабана и на передней стене ослабели во многих местах и осыпаются. Опустошения, сделанные за 5 лет временем и людьми, очень велики, особенно на передней стене. Исправление некоторых мест кладки, закрепление мозаик и освобождение верха корпуса от куч мусора - вот все, в чем нуждается этот мавзолей.

Мавзолей 1-й правый (на плане № 15). Сохранилась только передняя стена, остальные части давно разрушились. Зимою 1901 г. упало несколько изразцов, образующих рельефную надпись, и других. Остальные местами держатся слабо и грозят падением. Необходимо закрепление ослабевших изразцов, перекрытие верха стены и укрепление ее задней стороны.

Мавзолей 1-й левый (на плане № 1) сохранился хорошо и внутри и снаружи. Нуждается только в обыкновенном ремонте и закреплении некоторых изразцов. Весной и летом 1902 г. в нем из рамы, обрамляющей вход, украдено 6 расписных рельефных изразцов (площадью около 100 кв. вершков).

Мавзолей 2-й левый (на плане № 2) также цел почти весь и снаружи, и внутри. Зимою 1901 г. в нем обвалилась часть верхнего карниза, образованного рельефною надписью. Нуждается лишь в небольшом ремонте и закреплении некоторых ослабевших изразцов, главным образом на колоннах.

Мавзолей 3-й левый (на плане № 3) внутри хорошо сохранился, но снаружи почти все изразцы отстали и держатся только тем, что налегают друг на друга. Часть их держится так слабо, что непременно рухнет в самом непродолжительном времени. Скорейшее закрепление на новой поддержке спасло бы их от неминуемой гибели.

Мавзолей 4-й левый (на плане № 4). Сохранилась только часть передней стены. Изразцы почти все ободраны или упали. То, что еще осталось на месте, может быть сохранено закреплением задней стороны стены и постановкой изразцов на новую поддержку.

Мавзолей 5-й левый (на плане № 5) сохранился хорошо, но запущен более других. Изразцов в нем очень немного, только внутри. Чистка и легкий ремонт для него вполне достаточны.

Мавзолеи 6-й и 7-й левые (на плане №№ 6 и 7) сохранились плохо, особенно снаружи на стороне, обращенной к Афросиабу. Потолки очень плохи, засыпаны кучами мусора, стены во многих местах обвалились и т. п. Мозаичные украшения передних стен держатся еще прочно, за исключением немногих мест, совпадающих с повреждениями на потолке. Необходимо исправить стены, потолки, закрепить мозаики. Внутри надо убрать позднейшую штукатурку, осушить стены и закрепить ослабевшие мозаики.

Мавзолей 8-й левый (на плане № 8) сохранился весь, т. е. корпус и купол. Попорчены почти все мозаики барабана, но те, которые еще остались, держатся довольно прочно. Мозаики передней стены нуждаются в закреплении. Внутренность мавзолея требует только освобождения от грязи и закрепления мозаик той же передней стены.

Стены, связывающие мавзолей Шах-Зинда с мавзолеем ему противоположным, также требуют закрепления мозаик в своих верхних частях.

Для ограждения мавзолеев Шах-Зинда от ночных посещений разных любителей старины, на которых любят ссылаться муллы, необходимо забрать стенками промежутки между мавзолеями, т. е. дополнить уже почти сделанную работу, и закрыть боковой выход, ведущий на Афросиаб. Кроме того, необходимо многие части стен освободить от покрывающей их штукатурки, вынуть изразцы, поставленные не на своем месте, и заменить их другими, по скольку это окажется возможным.

4) Мечеть Ходжи-Ахрар (в 7 верстах от Самарканда) сохранилась не вся, но то, что осталось еще, держится прочно. Мозаичные украшения ее сильно ослабели только в нижних частях стен главного здания и легко могут быть закреплены. Удаление обломков кирпичей и мусора, сваленного во дворе, также не помешало бы.

5) Мечеть Ходжи-Абду-бируна сохранилась хорошо и почти не нуждается в ремонте.

Сооружения второй группы

К числу построек, ремонт которых почти невозможен, должны быть отнесены следующие сооружения: 1) главный портал и корпус Биби-ханым, 2) могила Биби-ханым, 3) Чильдокторан (у Регистана), 4) Ишрат-хана и 5) мавзолей у мечети Тамерлана. Состояние всех их так плохо, что сохранение их от дальнейшего разрушения потребовало бы громадных затрат.

Наиболее богатым декоративными украшениями между ними, бесспорно, является Биби-ханым. Часть этих украшений - мозаичных и изразцовых - держится еще очень прочно, часть рушится постепенно или потому, что ослабела их связь с поддержкой, или вместе с кирпичной облицовкой, которая отстала во многих местах и держится только чудом. Так, мозаичная надпись в арке главного входа еще прочна, прочны и мозаичные звезды на стенах и сводах арки, но самая арка ждет только первого землетрясения, чтобы рухнуть и увлечь за собой, между прочим, и части упомянутой надписи. Мозаичная капитель - единственная оставшаяся - левой колонны той же арки уже отстала более чем на 4 вершка, вместе с частью стены, и также грозит падением в самом близком будущем. Мозаики над окнами с северной стороны почти совершенно осыпались. Изразцы барабана также еле держатся, отваливаются каждую зиму целыми рядами и исчезают, по словам мулл, в те ночи, когда они спят, или, вернее, сбываются на сторону самими муллами.

В других из названных мною памятников мозаик и изразцов сохранилось очень немного. Так, в могиле Биби-ханым остались только сильно попорченные, вероятно детьми или какими-нибудь изуверами, мозаики внутри самого мавзолея, да мозаики на нижней части передней стены, уцелевшие на небольшой площади благодаря тому, что засыпаны землей. Они, правда, еле держатся, будучи попорчены сыростью, но могут быть еще утилизированы.

В мавзолее у могилы Тамерлана от мозаичных украшений остались только следы. Но следы эти по высоте техники - лучшее, что мне известно в этом роде из всех старых мечетей всего Туркестана, и сохранение их, даже осыпавшихся, было бы весьма желательно. Кроме того, там же интересна хорошо (местами) уцелевшая живопись яичными красками на парусах и стенах по гипсовой штукатурке. Штукатурка эта еле держится и при падении купола, которое не заставит себя долго ждать, вся погибнет бесследно. Мавзолей этот никем не охраняется и служит частью для сбережения топлива, а частью хлевом для скота сарта, во дворе которого он расположен.

В Ишрат-хана сохранилось очень немного мозаик на барабане купола и в других местах. Разрушение их идет, по-видимому, чрезвычайно быстро; можно наблюдать громадные площади гипсовой поддержки с гнездами для мозаичных кусочков, а выломанные места на прочной еще кладке говорят об усердной работе рук человеческих. Никем не досматриваемая мечеть эта, несмотря на то, что сохранилась довольно сносно, в важнейших частях утратила почти все украшения.

В мавзолее Чильдокторан, от которого остались лишь полуобвалившиеся стены, сохранились только куски мозаичной облицовки внутренних стен, сильно попорченные водой и детьми соседних дворов, да часть мозаичной надписи у входа снаружи, также сильно попорченная. Одна из лучших надгробных плит, находившихся внутри этого мавзолея, по словам сартов, увезена в областное правление, хотя там ее нет. До 1894 года она еще лежала вместе с другими.

Было бы, конечно, чрезвычайно жаль, если бы эти последние памятники были предоставлены самим себе. Мне кажется, что для сохранения их нужно по возможности скорее сделать точные их описания, планы, рисунки и фотографии, нужно сфотографировать самым подробным образом части осыпавшихся мозаик, так как они позволят восстановить утраченные надписи и орнаменты, одним словом, необходимо сделать все работы, которые дали бы возможность продолжать изучение этих памятников. Все же декоративные украшения их необходимо собрать или в местный, или в какой-нибудь другой музей, как дополнение к указанным материалам. Мне кажется, что лучше унести эти сокровища, раз признано, что удержание их на месте невозможно, чем предоставить их на произвол судьбы только потому, что не надо разрушать памятников старины. Я думаю, что такой способ «сохранения», какой практиковался до сих пор, есть именно варварское разрушение памятников древности. - Раскопка куч мусора, которыми завалены перечисленные здания, дала бы также хорошие результаты. Обломки мозаик и изразцов, которые будут найдены при этом, помимо интереса, какой они имеют сами по себе, дадут еще возможность восстановить в рисунках многое из того, что теперь не может быть восстановлено.

Конечно, для охраны памятников старины не достаточно одного ремонта, так как он устранит только влияние стихийных сил. Для того же, чтобы уберечь их и от разграбления, необходимы еще и другие меры. Одной из них я мог бы назвать следующую. Надо заставить мулл стеречь мечети, в которых они живут, не предписанием за № таким-то, а обязательством внести известный денежный залог, с тем, чтобы в случае пропажи изразцов или мозаик, хотя бы одного куска, или в случае намеренного их повреждения залог поступал в казну. Такая мера заставила бы их зорко смотреть и за посетителями, - последнее, впрочем, они делают и теперь в надежде получить на чай, - и за теми лицами, которые при настоящих условиях живут целыми десятками в развалинах мечетей, в качестве будто бы состоящих при мечетях, и за самими собой. Чтобы облегчит задачу контроля декоративных украшений, не составит большого труда после ремонта зарегистрировать при помощи фотографии на больших планшетах отдельные части стен, украшенных изразцами и мозаиками, и повесить их на видных местах в самых зданиях. Сколько я помню, контроль этот и теперь возложен на некоторых лиц из местной администрации; но теперь он, в сущности говоря, как мера не заслуживает никакого внимания, так как для неопытного глаза положительно нет возможности разобраться в том, что пропало, когда и т. под. Кроме того, никто из этих контролеров никогда и не бывает в мечетях. Конечно, возможно, что и при новых условиях повторится то же обстоятельство. Но и в этом случае все-таки наблюдение за памятниками станет более возможным делом хоть для лиц, приезжающих из Петербурга.

Впрочем, какие бы ни были меры приняты для сохранения самаркандских и других памятников древности, важнее всего то, чтобы эти меры были приняты по возможности в наискорейшем времени, так как иначе, если дело их охраны останется в том же виде, в каком оно находится теперь, - недалеко то время, когда от этих чудных образцов среднеазиатской архитектуры останутся только жалкие остовы и кучи развалин.

Что касается отношения туземцев к таким действиям, как ремонт зданий, выемка изразцов и мозаик со стен зданий, обреченных на разрушение, и т. под., то оно будет вполне индифферентное со стороны массы населения. Муллы же отнесутся к этим действиям только сочувственно, по крайней мере та часть их, которая не повинна в грабеже изразцов. Насколько я могу судить, руководясь моими довольно продолжительными сношениями с муллами (в крае я, в общей сложности, прожил в разное время около 25 месяцев), они не придают никакого значения тем декоративным украшениям, которым мы придаем такую большую цену. Они для них нисколько не дороги, и заботятся они не об их сохранении, а лишь о сохранения самих зданий, и то лишь тех их частей, с которыми непосредственно связаны те или иные священные предания. Все остальное вовсе не ремонтируется, а раньше, до вмешательства русской администрации, прямо разбиралось на постройки и т. под. И теперь не редкость увидеть, что известкой замазываются целые площади изразцов или мозаик только потому, что кое-что отлупилось, или вывалился кирпич. Ремонт зданий не за их счет явится для них только приятным сюрпризом.

Выемка изразцов, связанная с ремонтом более сохранившихся зданий, покажет им, что она вызвана только крайней необходимостью и имеет целью также сохранение их от уничтожения. Если до сих пор муллы смотрели неодобрительно на увоз камней из Самарканда, то лишь потому, что до сих пор все, кто имел право брать, брали и увозили, не делая ничего взамен. Конечно, такие факты могли дать повод думать, что русские хранят и заставляют хранить только затем, чтобы понемногу забрать все, что есть, и увезти.

Охрана мечетей теперь, когда она почти невозможна, доставляет лучшим из мулл только ряд неприятностей, если же она будет облегчена указанным мною или каким-либо иным путем, то я уверен, что они исполнят эту задачу лучше, чем нанятые для этой цели сторожа, все равно, будут ли это сарты или русские. Удаление же мулл из мечетей имело бы очень неприятные последствия, так как несомненно вызвало бы недовольство и населения, и самих мулл, для которых мечети являются довольно солидным источником дохода, благодаря громадной массе посетителей и из окрестных мест, и из далеких провинций.

III

Кроме самаркандских памятников старины, заслуживают еще серьезного внимания мечеть Анау у станции того же имени (у Асхабада), мечети у ст. Байрам-Али, Ак-Сарай в Шахрисябсе и маленькая мечеть Патхабот в Бухаре, представляющие прекрасные памятники древнего зодчества, богато украшенные изразцами и мозаиками. Из них в хорошем состоянии находятся только мечеть Анау и Ак-Сарай.

В Анау лучше всего сохранился фасад и мозаики, окружающие нишу внутри здания. На фасаде хуже всего сохранилась правая боковая арка, давшая ряд трещин, попортивших и мозаики. В главном куполе много трещин, но, вероятно, укрепление его еще возможно, так же как и укрепление других частей здания. Охраняется мечеть муллой туркменом и, судя по тому, что я видел, - хорошо и добросовестно, Туристами она посещается редко вследствие удаленности от города.

От Ак-Сарая сохранились только части главного портала, остальные же части здания представляют груды развалин. На уцелевших частях главного портала сохранились большие площади изразчатых мозаик очень солидного художественного достоинства и громадные площади, облицованные расписными изразцами, очень любопытными по рисункам. Охраняется здание очень хорошо уже тем, что здесь находится резиденция бека. Однако защита мозаик от дождей перекрытием верха развалин не повредила бы делу сохранения их от дальнейшего разрушения.

Старые мечети у станции Байрам-Али, за исключением мечети Султан-Санджар и крытой сводчатой цистерны, представляют груды развалин. На них не сохранилось никакого следа каких бы то ни было украшений, хотя они несомненно когда-то были. Раскопки вокруг зданий дали бы кое-какой материал для суждения об этом. По крайней мере, в Асхабадском областном музее я видел очень хороший мозаичный планшет, найденный среди мусорных куч у зданий. Во множестве валяющиеся вокруг их облицовочные кирпичи, покрытые бирюзовой, ультрамариновой и белой глазурью, также подтверждают высказанное предположение.

Мечеть Патхабот, по типу совершенно тождественная с мавзолеями Шах-Зинда, грабится чуть не каждый день самым варварским образом, рельефные изразцовые кирпичи разламываются вдребезги, и я видел на полу свежие осколки этих кирпичей. Караулят ее муллы, как мне сказали. Но, судя по тому, что я видел, я думаю, что это ложь, тем более что, как мне передавали, для одного французского путешественника, не знаю по чьему распоряжению, было выломано отсюда не дальше, как в прошлом году, несколько кирпичей. В конце 1901 г. или в начале 1902 г. в ней были выкрадены часть деревянной резной решетки от гробницы святого и одно из колец у входной двери. Несмотря на ее более чем жалкий вид, она еще может быть ремонтирована, но надолго ли?..

Интересны также некоторые мазары с рельефными кирпичами (без глазури) по тракту из Ташкента на Верный в дер. Николаевке, находящиеся также в полном забросе и запустении. Поездка прошлым летом (1902 г.) показала мне, что эти сооружения также сильно пострадали за 10-12 лет, но только от влияния времени. Исправление их также не потребовало бы больших денежных затрат.

С. Дудин

.Бухарские владения, персы, архитектурные памятники, .Сырдарьинская область, Бухара, дудин самуил мартынович, история казахстана, Мерв Старый, .Самаркандская область, выставки/музеи/библиотеки, туркмены, .Закаспийская область, история узбекистана, 1901-1917, Шахрисабз/Шахрисябз/Шаар/Шаршауз, Самарканд, известия имп. археологической комиссии, сарты, русские, история туркменистана (туркмении), административное управление, древности/археология, Аннау/Анау/Энев, евреи, стихийные бедствия, 1876-1900

Previous post Next post
Up