Сайрамские древности

Jun 11, 2012 20:31

А. К. Гейнс. Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан.

Въезд в этот город производит обыкновенное впечатление всех здешних городов. Сперва пойдут пашни, не огороженные стенами, далее по обе стороны дороги протянутся низенькие валики из глины, из-за которых кое-где станут показываться деревья. Вдали по долине реки Сайрам-су стоят аулы киргизов и живописно разбросаны по косогорам стада. С каждым шагом вперед сады становятся гуще; арыки попадаются чаще, вода в них обильнее, отчего выбитая арбами дорога становится труднее и вас крайне шибко подкидывает в тарантасе, грозя ежеминутно выбросить в пробегающий мимо арык. Наконец на дорогу выступает лишенная окон стена дома - мы въезжаем в город.



Кишлак Сайрам. Местность Сырлык Масчит.
Фото из «Туркестанского альбома» (1871-1872)

Аксакал и почетные лица города встретили нас еще за городскими садами и скакали верхами около экипажей до самой нашей квартиры, отвести которую позаботился Чайковский, ехавший с нами. Отдохнув немного, мы сели верхом и отправились по городу. Наружная его физиономия похожа на все другие среднеазиатские города, с некоторым только различием.

Сайрам известен большим количеством подвизавшихся здесь святых, конечно, из числа потомков Магомета. Особенно почитаются могилы Ибрагима-Ходжи, отца туркестанского Азрета, и матери последнего. Над ними поставлены памятники из жженого кирпича, похожие на те, которые мы встретили по пути из форта Перовского. Есть еще очень старый памятник над местом, где спасался Хазыр, какой-то особенно уважаемый святой. Мусульмане говорят, что мы тоже чтим его, что он взят на небо живой, но на наши вопросы, Енох ли это или Мафусаил, они ответили «джок».

Я спускался в пещеру Хазыра. Сперва идут прямые ступени, далее идет винтовая трудная лестница, приводящая к узкому отверстию в глиняной почве, в которое нужно пролезать, послав вперед ноги. Таким манером добираешься до пещеры в несколько шагов шириною. На полу ее брошены циновки для молитв благочестивых пилигримов. Здесь спасался в созерцании величия Аллаха Хазыр, не выходя на свет Божий шестьдесят лет, а потом, прожив еще очень многие годы, взят живой на небо. Над пещерою стоит теперь полуразвалившаяся мечеть из жженого кирпича, на поверхности которого остались еще следы глазури. Она когда-то была весьма красива.



Кишлак Сайрам. Местность Бут-бай мазар

Были в медресе, очень большом, неопрятном сарае, на дворе которого, около пруда, стоят столетние туты. Один из них в три обхвата. Внутри потолок медресе подперт многими деревянными колоннами, среди которых наше внимание остановилось на очень древней колонне из твердого песчаника. По виду она напоминает маленькие колонны в наших древних церквах, утолщающиеся к середине. На капители какие-то клинообразные буквы. Г. и П. нашли, что это старославянские буквы, и на мой вопрос, как они могли сюда попасть, они отвечали, что колонна могла быть привезена сюда в пору татарского погрома. За разъяснением этого вопроса мы обратились к почетным сайрамцам, нас окружавшим.

- Эта колонна сделана одним из сыновей Адама и ниоткуда не перевозилась, а тут же и стояла, - был их ответ.

Хотя эта колонна не построена сыном Адама, однако этот ответ напомнил мне, что здесь все очень старое, известие о котором потерялось в давно прошедшем времени, относят к Адаму. Это признак очень старой жизни на одном и том же месте.



Кишлак Сайрам. Местность Базари-Капка

Потом мы проехали по базару, очень большому и опрятно содержимому, и по одному хорошему караван-сараю, только что отстроенному купцом города Сайрама; после этого мы вернулись домой, где нас ждал сервированный Чайковским стол.

Сайрам занят отрядом, посланным Черняевым, под начальством артиллерии капитана Абрамова. Подойдя сюда, Абрамов потребовал сдачи, но киргиз-джигит, передававший это требование, был впущен в город и за ним захлопнуты двери. Разъяренные сарты кинулись на него и убили. Прождав немного, Абрамов открыл по городу огонь и готовился начать штурм, но сарты сдались. <…>

К вечеру мы выехали обратно. Полная луна поднялась над снежными горами, обрамляющими Сайрам с востока. Вечерний свежий воздух был совершенно прозрачен и показывал все детали альпийского ландшафта, с зеленью садов внизу, в которых утонули здания Сайрама. Картина была чрезвычайно красива.

Сайрам, казахи, .Сырдарьинская область, войны: Туркестанские походы, сарты, 1851-1875, история казахстана, древности/археология, гейнс александр константинович, описания населенных мест

Previous post Next post
Up