Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно-статистического описания Илийского края. - Ташкент, 1903.
Другие части:
1. Китайцы (хань), 2. Маньчжуры, сибо, солоны,
3. Дунгане,
4. Монголы восточные и западные,
5. Уйгуры, казахи,
6. Население Кульджи и Россия.
Маньчжуры, или знаменные люди, являются потомками армии (восьмизнаменные войска) завоевателей Китая, родоначальников теперешней маньчжурской династии Цин. В состав этой армии, одаренной различными привилегиями, вошли, как известно, не одни маньчжурские племена, но и различные народности (не исключая и китайцев), заслужившие верною службою благоволение императоров. Поэтому на маньчжур нельзя смотреть как на чистый племенной тип, скорее, это известное сословие, вроде нашего казачества. В Илийском крае к ним относятся собственно маньчжуры, сибо и солоны.
По внешности маньчжуры дороднее китайцев, более подвижны, живого характера и веселого нрава. Вообще же они чрезвычайно окитаились и совершенно забыли свой язык и грамотность, которые употребляются лишь в редких официальных случаях обращения к императору. Между собою они говорят исключительно по-китайски.
Собственно маньчжуры (вай-па-чи - 8 внутренних знамен) появились в крае с армией цзянь-цзюня Цзина, принявшего у нас в 1881 г. Кульджу.
Старые, или одолийские, маньчжуры названы так по городу Одоли-хэчэнь в Гиринской области в горах Чаньбо-шань, где жили ранее предки маньчжурской династии. Основатель династии Нурхаци перенес затем свою резиденцию в г. Ень-день при горе Хэту-ола. По завоевании Китая войска из старых маньчжуров были оставлены гарнизонами внутри собственно Китая (за стеной), откуда и получили название внутренних знамен (вай-чи). В то же время (около 1782 г.) из остальных маньчжурских племен были образованы новые войска, получившие название ичэ-маньчжу (новых маньчжур), расселенные впоследствии гарнизонами в разных провинциях, покоренных Китайской империей (вне стены), названные поэтому также внешними знаменами (ли-чи) [И. И. Р. Г. Общ., 70 г., VI, № 7, стр. 237].
В настоящее время они составляют население города Хой-юань-чен: их официально считается до 1000 семей, по другим сведениям всего 520 семей. К ним в 1892 г. добавлено еще, по одним сведениям 1000, по другим всего 520 семей сибо, названных новыми маньчжурами и разделенных также на 8 знамен (па-чи). По вероисповеданию они буддисты, хотя одинаково почитают и духовенство остальных религий. Маньчжуры заняты службой; им отведены казенные поля, которые они и обрабатывают для своего пропитания, получая, кроме того, еще содержание частью зерном, частью деньгами. Живут они в таких же постройках, как китайцы, выстроенных казною.
Генри Лансделл. Сибо - военные поселенцы. 1882
Сибо (ли-па-чи 8 внешних знамен) по некоторым сведениям потомки маньчжур, выселенных сюда из-под Гирина и Мукдена при императоре Цянь-Луне (около 1765 г.). Сами себя они считают китайцами из Шан-хай-гуана (в Гуан-дуне или Ляо-дун'е близь теперешнего Порт-Артура), обращенными в маньчжур.
По антропометрическим измерениям д-ров Мацеевского и Пояркова в 1882 г., это предание следует считать достоверным, так как полученные цифры измерений близки к китайским. Сибо говорят чистым языком маньчжурских завоевателей Китая [В. Радлов. И. И. Р. Г. О., 1870 г., т. VI, стр. 96], живут они в 7 укрепленных городах или сумунах [1-й и 3-й сумуны составляют один большое поселок Коджигер], расположенных на левом берегу р. Или. В сумуне считается теперь от 460 до 400 дворов или семей. Всего сибо считается до 3200 семей, или 20-23 тысяч обоего пола.
Семья сибо. Город Верный, 1908
По наружности, одежде и обычаям они вполне похожи на китайцев, но несколько их крепче телосложением. Жилища и предметы обихода их также вполне похожи на китайские. По характеру они вполне миролюбивы и при занятии нами Кульджи в 1871 г. отнеслись к этому факту вполне равнодушно.
Из 3200 семей, 1800 занимаются хлебопашеством, 1000 семей отбывают воинскую службу, а остальные занимаются поденною работою и другими случайными заработками. Они возделывают пшеницу, ячмень, мак, рис, хлопок, табак, джугару и много огородных растений.
В. В. Верещагин. Китайский чиновник племени сибо. 1869-1870
Сибо разводят много свиней, которые ценятся очень высоко: 4-5-летние продаются за 25 рублей, годовые за 5 руб. Свиное мясо ценится на базаре от 20 до 30 коп. цзин (1½ ф.).
Сибо производят много местной водки (шау-тью), прозванной русскими «чжун-чжун». Занимаются также приготовлением грубой ткани и плетут корзины. К работе сибо относятся достаточно лениво и наклонны к пьянству, отчего поселения их довольно бедны и весьма неопрятны.
Сибинки. Кульджинский край. Экспедиция К. Г. Маннергейма, 1906
В умственном развитии сибо ниже китайцев, грамотность между ними также менее развита. В каждом сумуне, однако, есть учитель, который учит в школе детей, за что получает жалованье от казны. Положение женщины униженное, они производят все полевые работы; как и у всех маньчжур, они не уродуют ног. Сибо любят театр, танцы, музыку и пение. По религии сибо буддисты. Богослужение соединено у них с большою театральностью. На все 8 сумунов сибо есть один старший лама (да-лама), один геске, четыре гелина, два бонза и младшие ламы. Ламы учат мальчиков - они пользуются почетом, но большого влияния на народ не имеют.
На все 8 сибинских сумунов существует один монастырь, построенный в 5-м сумуне амбанем Се на средства всех сибинцев. Храмов в нем несколько: средний, главный, малый и боковые; стены их расписаны картинами, изображающими события из жизни Будды. В главном храме помещается три идола-бурхана, по стенам полки с буддийскими книгами; украшением храма служат шелковые балдахины и китайские фонари. Ежедневное служение совершается в малом храме; в нем 44 бурхана, из которых самый большой изображает далай-ламу; перед бурханами стоит жертвенный стол с различными предметами: медными тазами, вазами и пр. Во время богослужения все ламы покрываются красными покрывалами и садятся на низкие скамьи перед столиками с музыкальными инструментами. Молитвы читаются всеми сразу нараспев и крайне беспорядочно, в конце богослужения начинается хаотическая музыка: звуки труб смешиваются с ударами барабана и медных тарелок. Близь храмов находится огромный чугунный чеканной работы жертвенник и две башенки-колокольни; храмы обнесены стеною, отделяющею их от жилищ лам, последних в монастыре 36; вообще, поступление в монахи не популярно. [Истор. Вест., 1900 г., июль, стр. 363].
Среди сибо сильно развит
сифилис.
В. В. Верещагин. Дети племени солонов. 1869-1870
Солоны - племя маньчжурского происхождения, прибывшее в край с берегов Амура в составе китайской армии при завоевании его Цянь-Лунем.
Солоны, дахуры и килен - тунгусские роды, названные бутха-ни (т. е. зверопромышленники), издавна осевшие по р. Бутхай-ула, притоку Сунгари, в Гиринской области, и занимавшиеся исключительно звероловством; около 1782 г. они причислены также к новым маньчжурам (ичэ-маньчжу) и расселены военными гарнизонами по Китайской империи. Дахуров много в приамурском военном округе на нашем берегу Амура, к югу от р. Зеи. [И. И. Р. Геогр. Общ., т. VI, стр. 236].
Первоначально их было восемь знамен: четыре дахурских (донор-солонов), поселенных на урочищах Алимту, Кер, Фусеку (Сонюру) и Хоргос (Даур), и четыре ункур (хунхур, или онгор-солонов), поселенных на урочищах: Тышкан, Чедзи (Ак-кент), Самуль (Джаркент) и Тургун (Боро-худзир - Голубевская). Есть сведение, что прибывшие в Илийский край дахуры взяли себе в жены калмычек, почему в их крови и обычаях много калмыкского.
Солоны, как пограничное племя, вели нескончаемые схватки с киргизами и в своих набегах доходили до
Алматы (Верного).
По преданию, возвращаясь с такого набега, ункур-солоны остановились для отдыха на Алтын-Эмеле и во время сна были поголовно вырезаны киргизами. Илийский цзянь-цзюнь, боясь ответственности за гибель солонов, донес в Пекин, что ункур-солоны вымерли от повальной болезни, после чего император приказал на их места поселить часть сибо, назвав их ункур-солонами. Во время таранчинского восстания эти новые ункур-солоны убежали в Тарбагатай - остатки же коренных ункур-солонов и часть дахуров были вырезаны мусульманами. Остальные дахуры укрылись также в Тарбагатае. В последнее время был проект переселения их обратно в Или, но почему-то он не был выполнен.
В. В. Верещагин. Мальчик солон. 1869-1870
В настоящее время коренных ункур-солонов всего 10 семей (5 здесь и 5 в Тарбагатае), дахур-солонов всего 80 семей, из которых в Алимту 40 дворов, в Дауре 20 дв. и Кер-сумуне 20 дв. Такое вымирание солонов, по преданию, произошло от того, что они во время резни чжунгар (при Амурсана) перерезали на ур. Ак-таш 1000 лам, из коих спасся один старший, да-лама, ушедший на левый берег р. Или. Последний проклял солон и просил Бога лишить их потомства. К остаткам солон в последнее время вновь добавлено несколько семей сибо, получивших название сибо-солонов.
Эти вновь наименованные солоны поселены в недавно (1895 г.) выстроенной крепости Ссы-гун (близь развалин Чулак-агача). Их насчитывают около 1000 семей. Наречья коренных солон, дахуров и ункуров, и сибо разнятся между собой. Донор-солоны говорят монгольским языком с примесью тунгусского, а онгор-солоны особенным тунгусским наречием [В. Радлов. И. И. Р. Г. О., т. VI, стр. 97]. Что касается до наружности и обычаев, то они схожи вполне с сибо. Солоны, как и все маньчжуры, имеют военное устройство, но делятся теперь лишь на 4 знамени; остальные 4 знамени (ункуров) составляют сибо-солоны. Часть их получает содержание, прочие занимаются земледелием на отведенных им полях.
По вероисповеданию они буддисты, но имеют кумирни только сибо-солоны.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: ДУНГАНЕ