Оригинал взят у
philologist в
В Переславле РПЦ борется с популярностью Синего камняУже в течение нескольких недель дорожный знак на трассе М8 в Переславском районе Ярославской области, указывающий путешественникам дорогу к Никитскому монастырю и знаменитому Синему камню, выглядит весьма необычным образом. Никитский монастырь на указателе, как и прежде значится, а вот упоминание Синего камня аккуратно заклеено. Как удалось выяснить корреспондентам газеты «Независимая газета. Жизнь в Переславле», недавно в местное ГИБДД обратились представители Никитского монастыря и попросили убрать указатель «на языческий памятник», который «не вяжется с переславскими православными местами».
Фото:
uniport.pro «Церковь не против самого камня, - пояснил корреспондентам «Независимой» благочинный города Переславля протоиерей Александр Передернин. - То, что создано природой и Господом, неподвластно земным людям. Но чрезмерная популяризация и изменение сознания людей - это же ненормально. Да, каждый человек имеет право на религиозное самоопределение. Но нужно придерживаться золотой середины. Нужно спросить жителей города: нужен им Синий камень или нет. В городе должен быть баланс интересов как верующих, так и тех, кто вне церковной ограды, для местных жителей и для туристов. Но сжигание крестов на Александровой горе, языческие обряды - все это разжигание этнических конфликтов среди мирного населения», -
сообщает 76.ru.
Синий камень (Синь-камень) - священный камень близ Плещеева озера, Переславля-Залесского, Александровой горы и древнего городища Клещин. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. Название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Согласно последним исследованиям, вес камня - около 12 тонн. Как сообщает Википедия, Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ-XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны. Этнограф Арья Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финно-карельской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета.
Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако, прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. Православня церковь еще в древности пыталась избавиться от этого камня, но это оказалось не так-то легко сделать. Священники пугали местных жителей тем, что в камне живёт нечистая сила, однако внимание к языческой святыне не ослабевало. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи.
В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена. Синий камень стал местом притяжения для приверженцев разного рода эзотерических учений, которые исследуют его ауру и устанавливают с его помощью контакты с духами.
Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке:
https://www.facebook.com/podosokorskiyи в твиттере:
https://twitter.com/podosokorsky