Jul 06, 2012 14:46
5/18 Марта 1905.
Суббота.
О[тец] Сергий Судзуки из Мацуяма пишет; просит разрешить ему совершение «общей исповеди», какую разрешено совершать о. Иоанну Кронштадтскому, по причине слишком большого числа желающих исповедаться и причаститься у него. О[тцу] Сергию, оче видно, исповедывавшиеся у о. Иоанна офицеры рассказали об этой исповеди и настроили его просить о разрешении оной и ему. Дей ствительно, в Мацуяма 3069... пленных. Где же управиться одному с таким числом? Поэтому я не колеблясь разрешил ему и послал книжечку, где «генеральное исповедание грехов»... <...> Кто имеет что-то особенное сказать на духу, тот должен исповедываться отдельно.
20 Мая / 3 Июня 1905.
Пятница.
Не морская держава Россия. Бог дал ей землю, составляющую 6-ю часть света и тянущуюся беспрерывно по материку без всяких островов. И владеть бы мирно ею, разрабатывать ее богатства, обра щать их во благо своего народа; заботиться о материальном и духов ном благе жителей ея. А русскому правительству все кажется мало, и ширит оно свои владения все дальше и дальше; да еще какими спосо бами! Манчжурию захватить, отнять ее у Китая - разве доброе дело? «Незамерзающий порт нужен». На что? На похвальбу морякам? Ну вот и пусть теперь хвалятся своим неслыханным позором поражения. Оче видно, Бог не с нами был, потому что мы нарушили правду.
29 Мая / 11 Июля 1905.
Воскресенье.
Не переставая приходится распивать горькую чашу. И как глот нешь, так невыносимо горько всегда, как вот теперь воспринимать мысль о позорном для Отечества мире. Мало-помалу, обыкновенно, вкус горечи смягчается, но затем - новая горечь. И так полтора года. Неудиви тельно, что чувствуешь себя иногда крайне усталым и изнеможденным.
18 Июня / 1 Июля 1905.
Суббота.
Редко бывает такой тягостный день, как сегодня. Тоска и апатия неодоли мая. Вечный гнет печальных мыслей давит душу до того, что она кричит и плачет неутешно. На войне мы всегда разбиты, а внутри-то России! Лучше бы не знать и не ведать того! Даже наше духовное ведомство, и то замутивает страшно. Не видно просвета от бури и ненастья! <... >
3/16 Июля 1905.
Воскресенье.
Наказывает Бог Россию, то есть отступил от нее, потому что она отступила от Него. Что за дикое неистовство атеизма, злейшей враж ды на Православие и всякой умственной и нравственной мерзости теперь в русской литературе и в русской жизни! Адский мрак окутал Россию, и отчаяние берет, настанет ли когда просвет? Способны ли мы к исторической жизни? Без Бога, без нравственности, без патрио тизма народ не может самостоятельно существовать. А в России, судя по ее мерзкой - не только светской, но и духовной - литературе, со всем гаснет вера в Личного Бога, в бессмертие души. Гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нем издевается. Мерз кая, проклятая, оскотинившаяся, озверевшая интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ. Бичуется ныне Россия, опозо рена, обесславлена, ограблена. Но разве же это отрезвляет ее? Сатанинс кий хохот радости этому из конца в конец раздается по ней. Коли соб ственному позору и гибели смеется, то уже не в когтях ли злого демона она вся? Неистовое безумие обуяло ее, и нет помогающего ей, потому что самое злое неистовство ее - против Бога, Самое Имя Которого она топ чет в грязь. Богохульством дышат уста ее. Конечно, есть малый остаток добра, но он, видно, до того мал, что не о нем сказано: «Семя Свято - стояние его» [Ис. 6:13]. Душа стонет, сердце разорваться готово.
13/25 Ноября 1905.
Воскресенье.
После Богослужения всегда лучше; уныние проходит, бодрость приходит. Полуглухота - так полуглухота! И в этом виде еще можно работать - переводу богослужения это не помешает, - а это и есть главное дело конца моей жизни. Богу не угодно освободить меня от не удобства глухоты. - Его святая Воля.
23 Ноября / 6 Декабря 1905.
Среда.
Каждый день одно и то же: письма военнопленных, ответные письма к ним и т. п. Нечем отмечать дни. Только над Россией все шире и шире нависают грозовые тучи: анархия царит в ней. Сегодня прочитал, что даже четыре Духовных Академии забастовали. Но для записи многообразных всероссийских бед есть история. <...>
6/19 Дек[абря] 1905.
Вторник.
Окружное послание к русским военнопленным в Японии.
Русские христолюбивые воины,
Достопочтенные мои соотечественники и возлюбленные братья во Христе! Мир и благословение вам от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Бог судил мне быть временно вашим архипастырем, и Он видит, что я не пренебрег этим велением Его, а старался по мере сил моих служить вам. Знаю, что служение мое недостаточно для удовлетво рения ваших духовных потребностей, совесть говорит мне это, но совесть и не укоряет меня в нерадении: я делал то, что мог. И делание мое было с любовью к вам, братие. Свои письма к вам я большею частию подписывал словами «ваш брат во Христе», и я истинно чувствовал брат скую любовь к вам, питаемую особенно соболезнованием к постигшему вас несчастию плена. Любовь эта возвышает и укрепляет вашим доб рым христианским поведением. Я с радостью видел, что вы, как природ ные христиане, во многом представляете для новых чад Церкви Христо вой в сей стране пример христианских добродетелей. И эти новые чада Церкви видят это и со своей стороны также полюбили вас братскою хри стианскою любовью, которую и стараются по мере возможности явить вам. Все это было хоть некоторым утешением для вас среди тягостей пленной жизни. Так было до последнего времени. И уже настает конец вашего плена и предстоит радостное возвращение в Отечество, к доро гим сердцу вашим родным и друзьям и для дальнейшего вашего служе ния Отечеству.
Но что при этом открылось еще? Увы, с печалью и стыдом только можно говорить о том, что открылось! «Спящим же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы» (Матф. 13, 25). Вознерадели некоторые из вас, и среди этого душевного усыпления пришел враг и посеял в их души семена раздора, противления, возмущения. Какой это враг? Тот же, которого указал Спаситель в притче о сеятеле и от которо го устами Своего Апостола предостерегает христиан: «Трезвитеся, бод рствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (I Петр. 5, 8). Им руководимые и невидимо научаемые уже видимые враги вашего душевного мира и нашего общего Отечества зем- наго и Отечества Небеснаго приходят к вам и говорят свои речи или при сылают свои сочинения, те и другие исполняя душевного яда, и стара ются отравить вас ими. Своими коварными внушениями они стараются посеять вражду между вами, влить озлобление в ваши сердца, сделать вас врагами своего Отечества земного, затворить для вас Отечество Не бесное и разверзнуть под вашими ногами ад душевных терзаний на зем ле и вечных мучений за гробом. И есть уже отравленные этим ядом и тщащиеся отравить других. Между вами, живущими доселе везде мир но, происходят в некоторых местах ссоры, драки, побоища, доходящие до смертоубийства, - и это в чужой стране, на позорище всему свету! О горе и стыд! Но что же это значит? Из-за чего все это? Отравленные развратителями в душевной слепоте своей мнят себя тоже хотящими добра и служащими Отечеству. Это добро-то и служение Отечеству в забвении товарищества и братства и во вражде, ссорах и даже убийствах? В попрании всякой дисциплины и дерзких возмущениях? В разруши тельных замыслах и наглом вторжении в дела государственного управ ления, в которых ничего не понимают?
Какое безумие! Поясню примером. У каждого из вас, братие, есть дом, а в нем отец, у многих же и старший брат; в доме, быть может нужно произвести поправки и улучшения; кто же когда видел на земле что-нибудь такое совершенное, что уже не требует улучшений? Итак, отец с старшим братом советуются, как все в доме исправить и улуч шить. Но представьте, что все это время к вам украдкой подходит кто- то и шепчет на ухо: «Твои отец и брат ничего не смыслят в домашних делах, ты сам возьмись за поправки; разрушь дом, подбери ригу; а чтоб тебе свободней было, свяжи отца и убей брата». Что бы ты сказал на это? Конечно, сказал бы: «Твой совет дьявольский, отойди от меня, сатана» (Матф. 16, 23). Вот точь-в-точь подобное теперь творится в России. Нужны исправления и улучшения по управлению в России, никто не отрицает этого. Об этом и думает, и заботится ныне наш воз любленный Государь со своими советниками старшими в государстве. Но враги нашего Отечества, точно змеи, прокравшиеся всюду в нем, вливают яд возмущения и злых замыслов во все неосторожные сердца, особенно в сердца людей, по своей необразованности не могущих ура зуметь их коварных целей, - и в России теперь сколько смуты, разла дицы, взаимовражды, убийств! Отравленные ядом возмущения обра тились в братоубийц, и с остервенением творят свое дело: бросают бомбы, от которых гибнут ни в чем не повинные люди, стреляют, рвут, жгут... И вас, братие, эти озверевшие люди хотят обратить к этому пре ступному, противогосударственному и противочеловеческому служе нию своему. К несчастью плена, оставляющему вас чистыми в вашей совести и пред людьми, так как честный плен никогда не считался по зором, эти коварные слуги диавола хотят присоединить несчастие, ко торое опозорит вас пред людьми и растерзает впоследствии вашу душу угрызениями совести, хотят сделать вас бунтовщиками и изменниками своему долгу и присяге, врагами своего Отечества, хотят обратить вас в людей-зверей, терзающих утробу своей матери России. О, братие, да не будет сего! Опознайте скорей в людях, смущающих вас, волков, хо тящих прикрыться овечьей шкурой, в чьих речах и писаниях яд, убива ющий навек. Вы, правленные уже слезами раскаяния, смойте зараже ние и осквернение с ваших душ, очиститесь и исцелитесь; это можно, это легко с помощью благодати Божией, которую призовите сердечной любовию; если же останетесь нераскаянными, то знайте наперед, что ваша участь - ужасная участь братоубийцы Каина. Вы, еще не успев шие до дна души впитать яд злых речей и писаний, ради Бога, поско рее изблюйте этот яд из души и будьте по-прежнему добрыми воина ми, верными своей присяге служить верою и правдою Царю и Отечеству. Вы, остававшиеся доселе чистыми и здравыми душею, «блю дите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри» (Ефес. 5, 15), трезвитеся и бодрствуйте, чтобы не впасть в сети невидимого врага, расставленные видимыми слугами его. Помните, братие, что если вы станете мутить и бунтовать, то своим скопом, своей численностью можете много зла причинить дорогому нашему Отечеству и самим себе, но добра никакого, ни малейшего не можете сделать никому, потому что в ослеплении своем послужите врагам нашего Отечества, своим собственным злым врагам. Да удержит же Господь от сего всех вас!
Примите, дорогие мои соотечественники, слова мои с такою же любовию, с какою обращаюсь я к вам. Усердною молитвой призываю на всех вас благословение Божие...
Епископ Николай, 1/14 дек[абря] 1905.
Токио.