Jun 12, 2012 22:43
bold">21 Января / 3 Февраля 1901.
Воскресенье.
В церкви было гораздо больше русских матросов, чем японских христиан. И свечей же наставили! Всех и расставить не могли - мес та не хватило; оставшиеся будут поставлены при дальнейших бого служениях - так и матросикам объяснено. После Литургии многие из них пожелали отслужить молебен Спасителю. Я спросил:
Есть ли между вами могущие петь молебен?
Нет, - ответили.
В таком случае и священник, и пение будут японские.
Для нас это - все равно, Господь Бог не положил различие в языке для молитвы.
Да наградит Господь Своею Благодатию такое истинно православ ное суждение!
bold">19 Февраля / 4 Марта 1901.
Понедельник 2-й недели
Великого Поста.
Был некто Гондо, довольно известный в журнальном мире, погово рить об Японии. Задал вопрос, как я смотрю на японский народ? Вижу ль в нем хорошее и что? Вижу ль дурное и что?
Я отвечал, что японский народ - современник древним государствам, которых теперь и следа нет, тогда как японский народ - жив и полон сил; стало быть, в нем есть прочные задатки жизни. Что это? Добродетели, привлекающие на японский народ Охранительную Любовь Бога и Промыслителя Вселенной. Не знают еще японцы Истинного Бога, но «естеством законное творят». Три доселешние нянь ки японского народа, каждая воспитала в нем нечто доброе: синто - чес тность, буддизм - взаимную любовь, конфуцианизм - взаимное уваже ние. Этим и стоит Япония. Но пора уже Японии узнать своего Отца Небесного, и что она медлит в сем, что холодна к Христианству, это - дурное в ней, и так далее. Разговор продолжался часа два.
bold">4/17 Мая 1902.
Суббота.
Вместе с Иваном Акимовичем Сенума был с двух часов на благо творительном, в пользу сирот, концерте в Музыкальной Академии, в Уено. Сиротский приют - протестантский, в Окаяма. Играли и пели лучшие здешние музыкальные знаменитости: японки: Тацибана - на фортепиано из Бетховена, Коода - на скрипке, профессор Юнкер - на скрипке, Кёбер - на фортепьяно. <...> В первый раз здесь на свет ском концерте; впрочем - «благотворительный», и неприличного ни чего не было. Мысли же хорошая музыка возбуждает добрые; думалось, между прочим, - какой высокий дар дан людям от Бога в эс тетическом чувстве и как плохо люди пользуются этим! Быть может, в будущем лучше станут пользоваться...
bold">27 Апреля /10 Мая 1903.
Воскресенье. День освящения храма
в Кёото.
<...> В промежутках между богослужениями Храм постоянно был напол нен как христианами, старавшимися поближе рассмотреть иконы и весь та кой прекрасной работы иконостас, так и любопытствовавшими язычниками.
Последним давал разъяснения и знакомил их с вероучением, указывая на ико ны, назначенный для того благочестивый пожилой христианин города Кёото, пожелавший служить Богу именно этим: всегда состоять при открытом Хра ме и любопытствующих посетителей из язычников знакомить с христианс ким вероучением, иллюстрируя свои слова указанием на святые иконы, в пол ном составе которых на иконостасе выражены самые важные догматы Православной Христианской Веры. Нужно еще заметить, что иконы сами по себе привлекают всех своим высоким художественным исполнением, а хрис тиан, кроме того, своим истинно церковным характером. Некоторые из них, как храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы, главные иконос тасные - Спасителя и Божьей Матери, иконы Святителей Николая и Инно кентия - так прекрасны, что взор не хочет оторваться от них; и тут-то сказы вается, особенно для христиан, как важна хорошая иконопись для храма, в котором все предназначается к тому, чтобы очищать и освящать душу, уми лять ее и возбуждать к молитве. При взгляде на этого Ангела в иконе Благо вещения так и просится на уста благодарение Богу, что у каждого из нас есть Ангел-Хранитель, но, перенося взор на святой лик Пречистой Девы, чувствуешь стыд, что несохранением своей души в чистоте отгоняем от себя этого прекрасного стража, так любовно пекущегося о нашем спасении; от взгляда на кроткий лик Богоматери с Богомладенцем и на учащего Спасите ля льются в душу умиление и радость, что Бог так преискренне близок к нам, но и печаль при мысли, что мы ограждаем себя от Него стеною грехов; строгий и вместе милующий вид Святителя Николая Мирликийского, важ ный и вместе ободряющий лик Святителя Иннокентия Иркутского - все- все и привлекают к себе красотою иконописи, и возбуждают соответствую щие чувства и мысли, освежающие и очищающие душу у смотрящих на них.
bold">25 Июня / 8 Июля 1903.
Среда.
<...> Раздача дипломов кончившим курс Семинарии.
Моя речь им. Сущность ее: «Спаситель сказал своим ученикам: "Вы - свет миру". Эти слова звучат и вам в уши. Будьте же светом миру.
Начну пояснение сего подобием. Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать? Нет; потому, во-первых, что далеко не видно, потому, во-вторых, что неясно видно, потому, в-третьих, что обманчиво видно. Это подобие нынешнего состояния Японии. Здесь широко разлит лунный свет - свет разных наук, и все уже встали: Япония покрыта школами. Но еще солнце не взошло, и потому - что мы видим? Во-первых, никто не думает дальше сего мира. Высшие ученые авторитеты Японии объявили человека потомком обезьяны, душу человеческую уничтожимою вместе с телом, личного Бога не существующим, и взоры всех затуманены этим мрачным учением. Не печальное ли состояние? Все так и идут в тот мир слепцами, навсегда лишенными возможности зреть Бога и все красоты невидимого мира, как слепорожденные никогда не видят солнца. Самые лучшие люди Японии нисколько не заботятся о вечной участи своей души, а ограничены исключительно заботами о нуждах жизни сей, как будто и подлинные потомки животных. Не ужасно ли? Представьте, что при выходе из сего дома налево - тигр или яма; не возьмете ли вы предосторожность уберечься от них? А при выходе из сей жизни или ад, или рай, и никто здесь не думает брать предосторожность, чтобы не попасть в первый, чрез что прямо и попадает в него. Осветите Светом Христовым, который зажжен в ваших душах, дальний горизонт для ваших соотечественников. Во-вторых, свет наук, как лунный, неясно показывает предметы. Довольно в доказательство сего указать на недавний печальный факт, как один студент, старавшийся из философии понять, что такое человек, что такое Вселенная, и, не нашедши разрешения мировых тайн и проблем в ней, с отчаяния бросился в водопад, чтоб погибнуть. После него семь других молодых людей сделали то же; сколько еще последует за ними - неизвестно. Все это лучшие молодые силы Японии. Из-за чего они гибнут? Именно из-за того, что свет солнца не воссиял для них. Мы знаем, что целая вечность пред нами для изучения тайн Божией Премудрости и что самая вечность мала для исчерпания сих тайн, что в открытии нами Божьих истин будет источник вечных райских наслаждений. А они ложкой хотели зачерпнуть безбрежный океан и умерли с отчаяния, что не удается это. Много ли нужно для вразумления сих несчастных? Объяснение начал Христова Учения, сделанное с внушающею любовию, так, чтобы проникло в их души сквозь лунный туман. Будьте же такими объяснителями, проникнитесь любовию к вашим братьям и спасайте их от бездны. Еще лунный свет наук представляет предметы обманчиво, вместо действительных предметов - призраки, привидения. Не так ли все в Японии погружены ныне в материальный мир и его одного считают действительностью, тогда как он прехо дит и исчезает для каждого из нас, как призрак... Ваше дело - при Свете Христове представлять людям настоящую цену всего видимого и материального и бесконечное преимущество пред всем этим духовного, нематери ального... Будьте же светильниками для ваших братий, еще сидящих в сени смертной! Старайтесь, чтобы в вас самих свет не погас, а возгорался более и более. "Не угашайте духа. Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих"»...
bold">7/20 Июня 1903.
Понедельник.
<...> Отпуск нескольких священников. Но большая часть батю шек, правду сказать, любят покейфовать и пожить на безделье, ома- хиваясь веером. Иных, как, например, ленивейшего отца Петра... , не подвижнейшего отца Иова... придется, вероятно, и ныне, как прежде бывало, попросить направиться, наконец, к их паствам.
bold">19 Июля /1 Августа 1903.
Суббота.
Сегодня в России великое торжество: открытие мощей Преподобного отца нашего Серафима Саровского. Господи, по молитвам святого Серафима, воззри и на Японскую Церковь, и пошли им добрых служителей, и сохрани, и возрасти ее! Ты же, Преподобне Отче Серафиме, моли Бога о сем! Не остави и нас грешных твоею любовью и твоим милостивым посещением!
bold">7/20 Августа 1903.
Четверг.
В подробных телеграммах газеты «Владивосток», № 30, описывается открытие мощей и прославление Преподобного отца нашего Серафима Саровского. Сам Государь с Государыней и Великие Князья прибыли в Саров и участвовали в этом торжестве. Народа - тьмы! Совершается множество чудес, которые тут же и записываются. Слава Тебе, Господи! До слез радостно читать все это!
А вот нерадостно письмо отца архимандрита Никона, издателя «Троицких Листков». Жалуется на повсюдный упадок веры и благочестия. <...> Отец Никон прислал мне и брошюры свои, из которых весьма ясно видно, что обращать монастыри в места «больниц» и «школ» не должно - что это значило бы поставить «поделие» на место «дела», - чем последнее унизилось бы и постепенно уничтожилось.
bold">23 Сентября / 6 Октября 1903.
Вторник.
Четыре полицейских приставлено охранять Миссию день и ночь. Анфим, церковный сторож, приходил просить позволения спать где- нибудь в доме, в сторожке нет места - все занято полицейскими. Видно, что действительно есть опасение, что будет война, и вместе с тем поднимается волна народного раздражения, от которого нашему брату несдобровать без усиленных охранительных мер со стороны правительства. Спасибо за охрану, и помилуй Бог от войны!
bold">11/24 Октября 1903.
Суббота.
В «Иородзу-иёохо», газете плохой репутации по части правдивости, напечатано вчера, будто я «употребил 20 тысяч [й]ен на подкуп шпионов из японцев» в пользу России! Так! Да я бы выгнал японца, если бы он и без всякого подкупа стал набиваться в пользу чужой для него России изменить своему собственному отечеству!
bold">20 Октября /2 Ноября 1903.
Понедельник.
Симеон Томии, катехизатор в Тега (в Симооса провинции), пишет, между прочим, что и бонзы стараются пользоваться нынешним военным возбуждением Японии против России, чтобы заграждать путь православной проповеди: там везде они оповещают, что и правительство по разрыве с Россией воздвигнет гонение на всех, поддавшихся христианству, пришедшему из России, - итак, не должно слушать православных проповедников. Все на Православие, только Бог за него!
bold">31 Октября /13 Ноября 1903.
Пятница.
Ныне идет у нас с Накаем перевод службы Трем Святителям в Праздничной Минее, - и что за трудности в канонах Евхаита! А без греческого текста и совсем не понять бы их! Как жаль, что не исправляют славянский текст Богослужения! Давно пора сделать это. Теперь почти половину для молящихся, точно мед в закрытых ячейках.
Николай Касаткин,
Николай Японский,
миссионерская деятельность