О сущности денег (6)

May 29, 2012 19:01

С появлением символических денег, конечно, риски возрастают. Одно дело, когда ваше богатство хранится у вас под подушкой, и совсем другое - когда его сохранением занимаются совершенно посторонние для вас люди - банкиры. Оперировать бумажными деньгами удобно, но если с банком что-либо случится, все выпущенные банком банкноты немедленно превращаются в груду бумаги. И истории известно немало таких случаев. Скажем, в США, где одно время действовало множество частных банков, выпускавших свои бумажные деньги, банкротства банков происходили с завидной регулярностью. Ведь система символических денег покоится уже не на стоимости как таковой, а на доверии клиентов банку, и при первых же признаках ухудшения и нестабильности экономической ситуации люди первым делом бежали в банк, дабы вернуть себе свое золото в обмен на банкноты. Те, кто успевал добежать первым, иногда что-то спасали, а те, кто прибегал чуть позже, могли лишь утешаться грудой бумаги, выпущенной обанкротившимся банком.

Риски тем более возрастают, что банкиры в поисках быстрого и стремительного обогащения могут начать злоупотреблять выпуском символических денег. Ведь банкиры хранят ценности чужих людей в своих сейфах и предоставляют им возможность оперировать удобными бумажными деньгами вовсе не из альтруистических соображений, а исключительно из соображений собственного обогащения. Депозитные счета населения в банке - это основной банковский актив (привлеченные средства составляют от 60 до 90 процентов всех банковских активов), и, привлекая средства людей в банк, банкиры получают возможность приступить к тому предприятию, ради которого все это и делается - к выдаче кредитов и ссуд под проценты. Привлеченные деньги вовсе не хранятся в сейфах - они пускаются в оборот в виде банковских ссуд и кредитов. И вся эта банковская деятельность построена на том соображении, что люди, положившие свои средства в банк, не придут все вместе и одновременно и не потребует вернуть им их деньги. То есть вся деятельность банкиров основана на вероятностных расчетах. И, понятно, что как только - при первых же тучах на небосклоне экономики - люди все-таки начинают приходить и требовать вернуть им их золото и серебро, банкиру не остается ничего, как объявить о банкротстве.

Но может произойти и нечто гораздо худшее - банки могут начать выпускать бумажные деньги без всякого обеспечения этих денег. Конечно, это уже сильно смахивает на обычное мошенничество, но были и такие случаи. Зато когда подобным мошенничеством начали заниматься правительства и государственные банки, это уже никто не называл мошенничеством, а все это объявлялось "финансовой политикой государства по денежной эмиссии банкнот".

Скажем, в России первые символические бумажные деньги - ассигнации - были выпущены при Екатерине Второй в 1768 году. Для этого в Санкт-Петербурге и Москве был создан специальный государственный Ассигнационный банк, который выпустил бумажных ассигнационных рублей на 1 млн рублей - под обеспечение медными деньгами на ту же сумму. Все это, конечно, вначале объяснялось заботой о подданных - оперировать медными и серебряными деньгами и в самом деле было неудобно. И неудобно это было, прежде всего, для самих правительственных агентов, собиравших подушную подать с населения - для доставки собранной подати в 500 рублей медными деньгами требовалась отдельная лошадиная подвода.



Бумажная ассигнация в 25 рублей 1769 года.

Но позднее имперскому правительству, ведшему бесконечные войны, денег стало не хватать, и эмиссия ассигнаций резко возрасла. Это, конечно, привело к немедленному резкому падению курса бумажных ассигнаций, а обесценивание ассигнаций повлекло за собой и падение стоимости медных денег. В результате случился серьезный финансово-экономический кризис, а население, в массе своем имевшее на руках медные деньги, стало быстро нищать. И в Российской Империи с этого момента начали существовать две независимые друг от друга денежные единицы: серебряный рубль, обеспеченный запасами драгметалла в казне и равный 100 серебряным копейкам, и ассигнационный рубль, необеспеченный ничем, кроме доверия населения к власти и равный 100 исключительно медным копейкам. Несмотря на все это, имперское правительство, которому требовалось все больше средств для ведения войны, продолжало наращивать выпуск бумажных ассигнаций, так что к 1814 году курс бумажнаго ассигнационного рубля обесценился до 20 медных копеек. Ну а когда в России плюс ко всему появилась еще и масса фальшивых ассигнаций, выпущенных и запущенных в России Наполеоном в целях подрыва российской экономики, финансово-экономическое положение Российской Империи и вовсе дошло до ручки - нищета среди податного населения стала повсеместной.        

Экономика

Previous post Next post
Up