В продолжение темы о русском культурном пространстве.
Тут ведь нужно понимать, что комфорт и уют окружающему пространству может задать только человек. Человек обустраивает пространство вокруг под себя, накладывая на это пространство отпечаток собственной личности. И если мы говорим о пространстве культурном, в котором помещаются улицы, дома, города, дороги и все культурно-символическое и эстетическое содержание - то уют и комфорт этому пространству может придать только национальное - то есть отпечаток "личности" народной. Именно это придает всему остальному вокруг особую гармонию и привкус домашности, уюта.
В России, к сожалению, это культурное пространство на протяжении последних 100 лет сознательно разрушалось. В Совдепии окружающее пространство должно было, прежде всего, отражать идеологию советчины. То есть это обязательно статуя Ленину или какому-то еще вождю, это однообразные советские дома, которые были призваны олицетворять собой решение жилищной проблемы согласно 21 переломному и судьбоносному съезду КПСС, это провода, трубы, канализация и все прочие удобства, которые должны были отвечать стандартам жизни в 20 веке. Совки, во-первых, были в этом вопросе дольно безграмотны (вода есть, канализация есть, чего тебе еще надо?), во-вторых, они разрушали русское пространство совершенно сознательно, и, в-третьих, так же сознательно выстраивали пространство советское, идеологически окрашенное. При том, что советская идеология менее всего предполагала какой-то уют и комфорт: это труд и пот, это подвиг, это стремление к коммунизму, это индустриализации и побольше проводов в качестве признака этой индустриализации. Личное пространство в Совдепии считалось чем-то антисоветским и буржуазным, а уж личное пространство уюта и комфорта в масштабах города или улицы - тем более. Отсюда весь этот ужас советских городов и чувство неустройства всего пространства вокруг.
И придать комфорт и уют пространству может только национальное. Британские дома и города иногда кажутся уродливыми - как уродлив сам англичанин и английские женщины. Но там уютно, потому что все это несет на себе отпечаток британского национального духа. Уютно в Германии, в Чехии, во Франции, Испании, и даже во Вьетнаме и Японии уютно, потому что там люди делали под себя, и делали это немцы, чехи, французы или вьетнамцы. То есть на всем этом лежит национальный дух. И поэтому, сколько бы экзотической ни казалась нам эта культура - она всегда по-своему уютна, даже для иностранцев. Потому что она по-своему гармонична, целостна, и в ней - человеческое тепло и любовь. Это пространство национальных богов.
Национальное начало - оно, конечно, языческое. В том смысле, что в нем слишком много человеческого, интимного, домашнего. Но именно этим оно и ценно. Сотни римских богов и божков были почти домочадцами для римлян, и эти боги и божки и помогали обустраивать римлянам свои дома, придавая им уют и комфорт. И если присмотреться внимательно к немецкой или британской пивной или к японскому ресторану, и задаться вопросом, что же именно им придает атмосферу уюта, тепла и дружественности - то мы поймем, что это именно национальная культура, отпечаток их национального вкуса и характера.
Но в России все это строго запрещено. Русская культура - именно в своем живом "языческом" начале - давно разгромлена и раздавлена, культурное пространство уничтожено, и вот вместо уюта и комфорта мы живем либо среди разрушающихся останков советского культурного пространства, либо среди импортированных островков чужого культурного пространства. И это и не позволяет нам чувствовать себя дома. А отсюда уже, видимо, и вечное чувство бездомности, и чувство агрессии и все остальное наше бескультурье - как бытовое, так и человеческое.