История Калининградского трамвая в репортаже из трамвайного депо.

Dec 05, 2017 10:00


Летний вечер мягким покрывалом окутал засыпающий город. С каждой минутой, надоедливого и шумного автотранспорта становится всё меньше и меньше. В такие минуты хочется открыть настежь окно, наслаждаясь тишиной и свежестью, словно после прошедшего дождя. Неожиданно, вдалеке послышалось короткое и знакомое "дзиньк". Припозднившийся старый трамвайчик №5 возвращался после трудового дня в родное депо... И было в этом звуке что-то очень и очень душевное, словно весточка из далекого детства.



Трамвай был очень популярен в довоенном Кёнигсберге, не исчез он и в первые послевоенные годы, превратившись для многих людей в основной вид транспорта. В 80-90х годах Калининград считался городом с очень развитой трамвайной сетью. И пускай какие-то моменты из моего детства уже слегка позабылись, я всё также отлично помню любимые трамваи №6 и №10, кольцо по улице Горького, остановку у отделения почтовой связи и любимое место у окошка…

02.



Сегодня, увы, калининградский трамвай находится на грани вымирания. Местные чиновники сделали всё, чтобы это произошло. Из десяти полноценных маршрутов, сегодня чудом остался лишь один единственный - №5, да и то в основном из-за массовых возмущений горожан. Что ждет его дальше, неизвестно…

03. Трамвай, как и велосипед, экологичный вид транспорта.



В "дом, где спят трамваи" я мечтал попасть уже давно. И вот, в один прекрасный день, моя мечта исполнилась - я нахожусь на проходной трамвайного депо МКП "Калининград-ГорТранс", 1929 года постройки, где нас уже ждет начальник депо Сергей Крупенич.

04.



05.



Небольшой экскурс в историю, обязательная техника безопасности, и вперёд на осмотр любимых трамвайчиков, параллельно слушая рассказ о сегодняшней жизни предприятия и трамвайного депо, в частности, с уникальной, можно сказать советской атмосферой.

06. Начальник трамвайного депо МКП "Калининград-ГорТранс" Сергей Крупенич.



07. Трамвайное депо было построено в 1929 г.



08.



Сегодня здесь обитают 48 трамваев (включая технические), из которых, на единственный действующий маршрут № 5, ежедневно в будни выходят 24 трамвая, а в выходные дни - 18 единиц. В основном это чешские Tatra KT4SU. Средний возраст этих трамвайчиков 30 лет.

09.



10. Так осуществляется покраска трамвая.



11.



В депо работает около 70 человек и квалифицированных людей ужасно не хватает. Кто сюда пойдет работать за 10-15 000 рублей? Каждый день здесь идет идёт борьба за выживание. Можно сказать, что трамвайный парк держится лишь за счет энтузиастов, слесарей с золотыми руками, многие из которых уже пенсионеры, отдавшие предприятию не один десяток лет. Запчастей не хватает, приходится что-то переставлять местами, что-то придумывать, создавать заново…

12.



13.



14.



- Весь парк давно уже отработал свое и подлежит утилизации, говорит Крупенич, но мы не можем себе такого позволить, горожане останутся без удобного и любимого транспорта. А на новую современную технику нужны миллиарды. Таких денег, конечно же, нет и, по всей видимости не будет…

15.



16.



17.



18.



История Кёнигсбергского трамвая берет начало с 1881 года. А открытие движения первого электрического трамвая в Кёнигсберге, пришедшего на замену конке, состоялось 31 мая 1895 года. На тот момент скорость трамвая составляла всего 9 км/ч. В него можно было запрыгивать на ходу. К 1899 году в городе было уже четыре маршрута электрического трамвая, в 1902 году их стало восемь, в 1904 - одиннадцать, а к 1937 году количество трамвайных маршрутов достигло пятнадцати. Каждый маршрут имел свой цвет. Движение трамваев начиналось в шесть часов двадцать минут утра и заканчивалось в полдвенадцатого ночи.

19. Трамвай в довоенном Кёнигсберге.



После окончания войны, городской трамвай возобновил работу в рекордно короткий срок, всего через год - 7 ноября 1946 года. На маршрутах использовалось 129 восстановленных трамваев (в 1939 году в Кёнигсберге был 251 трамвай). Восстановление калининградского трамвая было объявлено народной стройкой. Вся трасса была разбита на участки и закреплена за 11 предприятиями и учреждениями города. Работы велись сразу по нескольким направлениям: разбирались завалы на дорогах, восстанавливалось путевое хозяйство, ремонтировался подвижной состав. Для эксплуатации подвижного состава в штат трамвайного треста из-за отсутствия кадров были набраны вагоновожатые, кондукторы и рабочие из числа немецкого населения, оставшегося в городе. Из 552 работников треста 494 были немцами.

20.



В 1954 году, старые кёнигсбергские трамваи уже окончательно устарели и правительство подняло вопрос о закупке новых. Но где брать вагоны с метровой колеей? В СССР такие трамваи не производились. Не перекладывать же по всему городу рельсы…

Подходящие узкоколейные вагоны марок Т-54 и В-54, были найдены в ГДР. К 1967 году в Калининграде насчитывалось уже 235 вагонов, включая спецтехнику и действовало девять маршрутов. А Калининградский трамвайный трест был переименован в Управление Калининградского трамвая.

21. Т-54



В 1971 году управление заказывает в Чехословакии первую партию современных вагонов Tatra T4SU. Это были именно те вагоны, так врезавшиеся мне в память. Кое где они ходят и до сих пор, например, в Одессе. Увидеть их там в этом году было для меня бальзамом на сердце. Продержались Т4 примерно до середины 90х годов.

22. Tatra T4D



23.



24. Три поколения трамваев. Слева на право: лаборатория контактной сети на базе Tatra T4SU (1972 г.), Duewag GT6 (1963 г.) и PESA-121NaK (2012 г.).



Им на смену пришли двухсекционные "гармошки" - Tatra KT4D, первые из которых появились ещё в 1987 году. Всего в Калининград из Чехословакии было поставлен 41 трамвай. Это был расцвет калининградского трамвая. Трамвайная сеть опутывала практически весь город. Доля трамвая в перевозке пассажиров всем общественным транспортом в Калининграде доходила до 70%. На линию выходило более 90 трамвайных поездов, включая двух и трех-вагонные системы, которые работали на самых напряженных городских маршрутах - 2, 4, 5, 6-м. Общий выпуск вагонов на городские маршруты доходил до 130 единиц подвижного состава.

25. Tatra KT4D.



26. Gotha Т57 (1960 г.). Снегоочиститель на базе вагона Т57 был построен в Калининградском вагонзаводе в 70-х годах.



27.



В 1995-м году в Германии были закуплены два б/у трамвая марки "Дюваг" (нем. Duewag GT6), производства Дюссельдорфского вагоностроительного завода (1963 г.), работавшие до этого времени в городе Мангейм (нем. Mannheim). Правда, проработали в качестве пассажирских вагонов на маршруте №6 они не долго, всего два года, до 23 декабря 1998 г. Максимальная скорость этой модели составляла 50 км/ч.

28. Duewag GT6 (1965 г.)



29.



30.



Все последующие годы вагоны простояли в трамвайном депо неисправными, пока им не подарили вторую жизнь в 2012 году, сделав один из них экскурсионным трамваем, а второй музейным экспонатом. Сейчас точно не вспомню, но вроде бы второй вагон оживить не представляется возможным из-за какой-то серьезной поломки и отсутствия на них запчастей.

31. Приборная панель действующего экскурсионного Duewag GT6 (1963 г.)



32.



33.



Последнее обновление трамвайного парка в Калининграде, и тоже старыми чехословацкими вагонами Татра Т-4 из Германии, было проведено в 1998-1999 гг. Начиная с 1999 года и по 2012 год обновления подвижного состава в трамвайном депо не производилось.

34.



35.



Наконец, в 2012 году, впервые за последние 13 лет, город подарил жителям современный низкопольный трамвай PESA-121NaK, польского производства, с 12 бортовыми компьютерами, кондиционером и приспособленный для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Новинка обошлась бюджету в огромные 60 млн. рублей. Администрация Калининграда на каждом углу рапортовала, что вскоре город обзаведется еще парой десятков таких вагонов и трамвай будет возрожден. Но этим словам так и не суждено было сбыться. К слову, после грянувшего кризиса и всевозможных санкций, сегодня такой трамвай обойдется городу уже в 2-3 раза дороже.

36. Duewag GT6 и современный PESA-121NaK.



37.



Песа вышла на линию 28 декабря 2012 года и сразу полюбилась горожанам. Некоторые по часу ждали ее на остановках, только чтобы прокатиться именно на ней. На предприятии ГорТранса все также были в восторге от нового трамвая и его качественной работы без всяких поломок. Другим горожанам она не понравилась из-за маленького количества сидячих мест и отсутствия стилистической гармонии с улицами города.

38.



39.



40.



41.



В следующем 2013 году власти продолжили поиск поставщика новых трамваев для Калининграда и присмотрелись к украинскому предприятию "Электротранс", выпускающему для Львова качественные низкопольные трамваи с применением немецких технологий, ничем не хуже польской PESA. Однако последующие политические события 2014 года оборвали и эту возможность.

42. Кабина PESA-121NaK.



43.



С тех пор всё пошло по накатанной вниз. Несмотря на то, что мэр Калининграда Александр Ярошук, на собрании, посвященном 120-летию городского трамвая в 2015 году, пообещал сохранить трамвай в Калининграде, власти делают всё возможное, чтобы его ликвидировать окончательно. Под предлогом дорожных работ, снимаются рельсы и уже не возвращаются назад, застраиваются участки бывших трамвайных линий… По слухам, всё делается в угоду местным депутатам, имеющим в собственности автобусные фирмы и сети маршрутных такси.

44.



К сожалению, будущий 2018 год с ЧМ по футболу, на который многие возлагали большие надежды, не принесет хороших новостей. Новых трамваев в городе не появится, в отличие от автобусов, закупаемых в больших количествах… Удастся ли сохранить единственный оставшийся маршрут №5 и сколько проживут последние "рогатые" старички, покажет лишь время… Государство теряет самую старую трамвайную систему на территории страны с уникальной метровой колеей… Однако, походу это мало, кого волнует…

45.



-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!

Репортаж, Калининградский трамвай, #словокалининграду, duewag gt6, tatra t4su, Калининград, Производство, Калининград ГорТранс, Россия, tatra kt4su, Кёнигсбергский трамвай, pesa-120na, 2017, Дюваг, история, трамвай

Previous post Next post
Up