На последок...

Aug 20, 2009 13:16

http://slon.ru/blogs/afanasiev/post/114756/

В ответ на бурное обсуждение в блогах информации о стуках в затопленном машинном зале Саяно-Шушенской ГЭС министр ГО и ЧС Сергей Шойгу призвал «наказать распространителей ложной информации и не сеять панику». Это действительно легче, чем ответить на мольбы близких пострадавших о спасении, возможно, еще живых. Если же проследить за хронологией, то можно обнаружить, что информацию о стуках до 19 августа распространяли кто угодно, но не блоггеры.

18 августа об этом в телефонном интервью газете «Комсомольская правда» заявила пресс-секретарь МЧС по Хакасии Ирина Бутенко. В тот же день бывший гендиректор ГЭС Александр Толошинов в интервью «Бизнес FM» заявил, что шансы на спасение есть. Да и сам министр Шойгу 19 августа, перед тем как обрушиться праведным гневом, утверждал: «мы очень надеемся на сегодняшние сутки».

У нас, блоггеров, был простой выбор: закрыть глаза на понятные просьбы родственников или попытаться дать еще живым шанс на спасение и подставить себя под удар (кстати, один из журналистов - депутат городского Совета Саяногорска Григорий Назаренко). Вспомним события последних двух суток.

17 августа на Хакасию обрушился кошмар - авария на СШ ГЭС. С детских лет каждый ребенок в республике знает, что авария на станции - верная гибель. С начальной школы я заучил, что при прорыве плотины затопит не только близлежащие поселки и Саяногорск, но и Абакан и Черногорск (расположены в 135 и 147 км от СШ ГЭС соответственно). У людей сработал инстинкт самосохранения, и тысячи просто побежали с насиженных мест в горы. Паника была нешуточная. На АЗС очереди, в магазинах сметались продукты питания, к 11 часам утра в Абакане невозможно было купить хлеб. Что же делала власть?

Каждые полчаса на городском телевидении крутили обращение главы администрации Абакана Николая Булакина. Градоначальник призывал население не паниковать и заверял в абсолютной безопасности. Ладно, количество жертв росло через каждые 5 - 6 выступлений главы. На его лице так и читалось: когти рвать, когти рвать! Булакин надел на себя спортивную олимпийку, как бы подавая знак: «Видите, я уже собрался». И никакие заверения власти, ни один успокаивающий сюжет не мог убедить население в том, что опасности нет. Паника нарастала как снежный ком, появлялись сообщения о вывозе архивов правительства, об эвакуации сотрудников республиканских органов власти. Из ниоткуда появилась информация о неком «втором взрыве» на СШ ГЭС. Уже никто не верил власти. Никто не верил утверждениям мэра (к тому же напуганного) - единственного из высоких начальников Хакасии, обратившегося к населению столицы республики через СМИ. Каюсь, малолетнего сына я тут же отправил к матери за 130 км от Абакана.

Паника и шок постепенно начали проходить, а люди постепенно возвращаться с гор в свои дома (хотя многие остались там ночевать). Жители поселков Майна, Черемушки и Саяногорска (большая часть погибших жили там) подсчитывали количество погибших и пропавших без вести. Я попытался поговорить с жителями в официальном качестве работника СМИ. И столкнулся с категорическим неприятием. Люди не верят ни власти, ни СМИ. Жители абсолютно убеждены в том, что власть лжет о причинах и последствиях аварии на СШ ГЭС, а журналисты помогают разносить эту ложь по экранам и полосам газет.

«Вы все лжете! Нет никому до нас дела. Оставьте все нас в покое!» - не раз довелось мне услышать.

Какие причины у граждан так относится к властям? Возьмем обстоятельства аварии и гибель работников СШ ГЭС. В первые часы после аварии у людей, причастных к СЭШ, были точные данные о гибели более 70 человек. В первые же часы называлась причина - гидроагрегат № 2 и повреждения остальных. Люди знали, что СШ ГЭС остановлена и отключена. Власть твердила о трех погибших (чуть позже о шести), неопасных последствиях и работе станции в нормальном режиме.

Местные власти пришли в себя с приездом высоких начальников: главы МЧС Сергея Шойгу и представителя президента в СФО Анатолия Квашнина. После совещания на СШ ГЭС призывы СМИ о необходимости сохранять спокойствие и «не поддаваться на умышленные провокации» стали заметно настойчивее, и это оказало обратный эффект. Казалось, что паникует больше власть, чем люди. Рассказ губернатора Виктора Зимина о том, что он «с первых минут был на Саяно-Шушенской ГЭС», лишь подлил масло в огонь.

В ночь на 18 августа премьер-министр России Владимир Путин провел селекторное совещание о ситуации на СШ ГЭС. Отчитывались перед главой правительства: губернатор Хакасии Виктор Зимин, полпред президента РФ в СФО Анатолий Квашнин и начальник регионального Сибирского центра МЧС Данияр Сафиуллин. Последний доложил Путину о том, что «организовано информирование населения с целью недопущения паники». На вопрос премьера, что сделано для семей погибших и пострадавших, губернатор Виктор Зимин ответил (дословно): «На месте организована работа психологов. Выделены дополнительные силы ОМОНа... Нормальное энергоснабжение организовано. Все объекты Хакасии работают в нормальном режиме...»

Возможно, Виктор Михайлович хотел угодить Владимиру Путину, но услышать - под телекамеры - премьер хотел не это. И поправил губернатора, попросив оказать помощь. А что ему еще оставалось делать?

Получив информацию о стуках в «воздушных пустотах», мы задумались над тем, сколько грозных проклятий полетит в нашу сторону от властей. Вот они уже полетели.

СШ ГЭС

Previous post Next post
Up