Вы ещё не
добавили меня в друзья?
События на юго-востоке Украины не могут оставить равнодушными другие страны Европы.
В основном это выражается в паранойе. Многие европейцы опасаются, что если русские танки дойдут до Киева, то остановятся только в Лиссабоне.
В постсоветском пространстве все, значительно спокойнее, за исключением, пожалуй, Латвии. В Латвии, после событий на Украине, градус ужаса перед "русским вторжением" зашкалил на столько, что потребовалось психотерапевтическое введение роты американцев. Присутствие 150-ти кавбоев привело латышей в восторг, но не надолго, через пару дней выяснилось, что их нужно кормить и это создает настоящую дыру в национальном бюджете.
Давайте разберемся, почему латыши так взволнованы, что реально представляет из себя армия Латвии и возможно ли в Латвии повторение украинского кризиса.
Ужас латышей, судя по всему, обусловлен тем, что они пожалуй активнее всех портили отношения с Россией. По-свински относились к русским, превратив их в "неграждан", культивировали латышский легион СС и рассказы об ужасах советской оккупации.
Этим самым они сами заложили под свое общество мину замедленного действия. "Неграждане", они же на местном слеге "негры", составляют около 14% населения Латвия и представляют из себя бесправное, озлобленное и бедное меньшинство.
Русские в Латвии- это более 30% населения, треть русских- "неграждане". При этом они составляют большинство населения юго-востока страны. Что-то напоминает, правда?;)
Вот карта референдума о статусе русского языка в Латвии:
В Риге на день победы собралось 65 тыс. человек, не сложно догадаться, учитывая политику латышского руководства, что практически все вышедшие были русскоязычными.
65 тыс человек- это в два раза больше, чем суммарно вся латышская армия, полиция, пограничники и национальные резервисты. Всего в Риге живет 300 тыс человек. Т.е. на улицу вышел каждый пятый. И если бы они просто не ушли, то на следующий день они проснулись бы в совсем другой стране.
Безусловно, Новороссия- это страшный сон латышских националистов. Единственное, что удерживает ситуацию в Латвии- это уровень жизни существенно выше, чем в Луганске и Донбассе. Но, учитывая, то с каким радостным упорством Латвия пилит сук на котором сидит- экономические связи с Россией, это может очень быстро измениться. Особенно, если учесть тот факт, что газ Латвия получает далеко, не по старым Украинским ценам и платят за него люди "как в Европе".
Предположим, на юго-востоке Латвии сложится "революционная ситуация". Что сможет противопоставить ей официальная власть?
Вот мы и подошли к самой интересной части этой статьи! У Латвии есть армия. Не начинайте смеяться раньше времени.
В середине 90-ых она больше напоминала музей, но в ней была хоть какая-то бронетехника. Например 13 бронетранспортеров... Хотя, наверное, к этим моделям правильнее применить слово "броневиков" модели Terrängbil m/42 KP (Tgbil m/42 KP). Этих машин было выпущено всего 262 штуки в период с 1943 по 1947 год. Разработала их Швеция во время второй мировой войны, к сожалению до сегодняшнего дня эти ровесники моей бабушки не дожили.
Также, как не и две дожили более современные БРДМ-2, которые перестали выпускать в 1989-ом их тоже списали.
Зато, у Латвии есть целых три танка Т-55, производство которых было прекращено в 1979 году. Правда, по последним данным на ходу из них только два. И к сожалению, эта гордость латышской армии не стреляет, танки учебные.
Таким образом, бронетехники у Латвии нет.
У Латвии есть военная авиация, но ни одного боевого самолета или вертолета у Латвии нет. Есть военно-транспортные самолеты, два Ан-2 и один L-410, четыре вертолета Ми-17 и два Ми-2. Ходят слухи, что исправных самолетов осталось два, вертолетов тоже. Кроме того, три вертолёта (один Agusta Bell 206 и два Agusta 109), есть еще у храбрых латышских пограничников.
Максимум, на что способны латвийские ВВС- это провести разведку или, если все вертолеты Ми-17 и Ми-2 рабочие, высадить десант в 120 человек.
Удар с воздуха может ограничиться попыткой обстрела из пулемета, при этом, шансы вертолета быть сбитым, если в наличие у противника есть ракетные комплексы или просто крупнокалиберных пулеметы стремятся к 100%.
Таким образом, в случае некоего конфликта, единственной ударной силой Латвии окажется пехота.
Пехота Латвии- это примерно 4200 человек, но если отбросить штабной батальон, инженерный батальон, артиллерийскую батарею, миротворческую роту, то это еще меньше.
Еще есть 8 тыс полицейских и от 5 до 11 тыс резервистов в "национальной гвардии". Но не стоит забывать, что среди полицейских есть женщины и оставить страну вообще без полиции нельзя, а резервисты есть только на бумаге, до того момента пока их не мобилизовали. Если в Риге проходит акция протеста в которой участвует хотя бы 20 тысяч человек (10% русских "неграждан"), то про полицию можно забыть, ей бы со своими обязанностями как-то справиться.
Таким образом, вся военная мощь Латвии сводится к 3 тысячному пехотному корпусу, вооруженному стрелковым оружием и 442-мя противотанковыми комплексами (в основном Карл Густав). В неком наступление сможет участвовать сводная мотопехотная бригада. Это около 2000 человек.
Поддержать наступление может артиллерия, которая сводится 26-ти 100 мм буксируемым орудиям К53 (Это модификация противотанковой пушки БС-3, которая выпускалась в 1944-1951 гг),143-ем прочим противотанковым орудиям и 98-ми минометов 60, 71, 82 и 120 мм.
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что главные враги Латвии- танки. Сколько орудий из перечисленных Латвия сохранила на данный момент в рабочем состояние- неизвестно. Но из К53 латыши периодически постреливают.
Резюмируя, Армия Латвии способна вести партизанскую войну и обороняться. Она способна вести уличные бои, бороться с бронетехникой противника.
Но вести какие-либо наступательные действия, взять город, без массированной артподготовки по жилым кварталам и диких потерь она просто не способна. Если русскоязычное население Латвии устанет терпеть, то шансов у латышей помешать ему самоопределиться практически нет. Четырехсот повстанцев вооруженных стрелковым оружием хватит, чтобы остановить всю латвийскую военную машину.