Из оперативной сводки Совинформбюро от 9 марта 1944 года:
«Западнее и юго-западнее города КАЗАТИН наши войска [1-го Украинского фронта], перейдя в наступление, овладели районным центром Винницкой области УЛАНОВ, а также с боями заняли более 40 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты ПУСТОВОЙТЫ, ЛУЗНА, КУСТОВЦЫ, РОГИНЦЫ, АНТОПОЛЬ, СТАРЫЙ ПИКОВ, ЛЮЛИНЦЫ, НАПАДОВКА, РАДОВКА, ЗАЛИВАНЩИНА, ЧЕРЕПАШИНЦЫ и железнодорожную станцию КРЫЖАНОВКА».
Из оперативной сводки Совинформбюро от 10 марта 1944 года:
«Юго-западнее города КАЗАТИН наши войска с боями продвигались вперёд и овладели районным центром Винницкой области городом ХМЕЛЬНИК, а также заняли более 30 других населённых пунктов, в том числе СОКОЛОВО, БЕЛЫЙ РУКАВ, СЕРБИНОВКА, КРИВОШЕИНЦЫ, КОЛЫБАБИНЦЫ, ШИРОКАЯ ГРЕБЛЯ, ТОМАШПИЛЬ, КЛЕТИЩЕ, ЗАБИЖЬЕ, ЯНОВ, БАЙКИВКА, ПИСАРИВКА, КОРДЫЛЕВКА, ТАРАСОВКА и железнодорожные станции НОВО-КУРИЛОВКА, УЛАДОВКА, ХОЛОНЕВСКАЯ, ЛЮЛИНЦЫ».
Перешедшие 5 марта в ходе Проскуровско-Черновицкой операции в наступление части 18-й армии (командующий - генерал-лейтенант Евгений Журавлёв) уверенно продвигались вперёд, в общем направлении на Хмельник. Первоначально сопротивление немцев было относительно слабым. За несколько часов до начала наступления разведка обнаружила отход немцев с занятых позиций, в связи с чем артиллерийская подготовка была отменена и советские войска приступили к преследованию отходящего противника, не давая ему оторваться и закрепиться на промежуточных рубежах. Однако в дальнейшем сопротивление немцев стало возрастать. Огнём и контратаками немцы пытались задержать наступление наших войск. Тем не менее, войска 18-й армии продолжали продвигаться вперёд. За день боёв 6 марта частями армии «...уничтожено до 400 солдат и офицеров противника, захвачено до 300 пленных преимущественно 371 пехотной дивизии, взяты трофеи: орудий - 4, пулемётов - 74, винтовок - 220, автомашин - 265 (часть из них сожжено), мотоциклов - 3, тягачей - 1, складов с боеприпасами - 3» (из журнала боевых действий 18-й армии за 6 марта).
Серьёзным фактором, сдерживающим темп наступления советских войск, была весенняя распутица: «Для бесперебойного боепитания войск в условиях распутицы создана полевая армейская летучка боеприпасов в непосредственной близости от боевых порядков наступающих соединений. Боеприпасы, выложенные на огневых позициях в период подготовки к артнаступлению и не израсходованные, вывозятся на артлетучку. На труднопроходимых участках дорог дежурят спецтрактора для проталкивания траспорта. Подвоз боеприпасов в звене дивизия, полк осуществляется транспортом на конной тяге. Грунтовые дороги труднопроходимы для всех видов транспорта. Уровень рек вследствие таяния снегов повышен до 0,5 метра» (из журнала боевых действий 18-й армии за 6 марта).
Немцы продолжали, ведя сдерживающие боевые действия, отводить свои войска на правый берег Южного Буга, рассчитывая в дальнейшем опираясь на этот рубеж остановить наступление советских войск.
На следующий день наступление 18-й армии на северо-западе Винницкой области продолжилось. Противник (части германских 19, 8 и 25 танковых, 20 мотопехотной, 371 и 208 пехотных дивизий) оказывал всё возрастающее сопротивление.
«Наиболее упорное сопротивление противник оказывал в районе Адамполь, Чешки, Кумановцы и Качановка, Мытник, Маркуши.
Используя непрерывную цепь населённых пунктов, высоты и складки местности и применяя засады противник контратаковывал наши наступающие части. Действие своей пехоты поддерживал огнём самоходной артиллерии и бронепоезда со ст. Сёмки.
...Все контратаки противника отбиты с большими для него потерями. Преодолевая сопротивление противника наступающие части Армии с боями продвинулись на 4-12 км и овладели: Адамполь, Перекора, Гончариха, Терешполь, Сулковка, Марьяновка, игнатовка, Беспечна, им. Ленина (южный) свх [совхоз], Краснополь, Смела, Паплинцы, х. [хутор] Червонный Степ, х. Петровского, х. Алексеев, Торчин, Скаржинцы, Чешки, свх. Ольгина, Качановка, Семки, Митинцы, Войтовцы» (из журнала боевых действий 18-й армии за 7 марта).
Отмечаются тяжёлые условия ведения боя: «...почти непрерывно приходиться преодолевать мелкие реки, ручьи, болота, обезвреживая минные заграждения на узких дефиле, передвигаться по вязкой оттаявшей пахоте...» (там же).
Конечно, весенняя распутица затрудняла действия не только советских войск. Отступающие германские войска зачастую не успевали вывести свою технику и бросали её. Советские войска брали богатые трофеи. Только 8 марта «...взяты трофеи (только в полосе 22-го стрелкового корпуса) автомашин - 36 (частью неисправные), орудий разного калибра - 55, мотоциклов - 43, бронетранспортёров - 12, тягачей - 18...» (из ЖБД 18-й армии).
9 марта части 11-го стрелкового корпуса 18-й армии часть сил форсировали Южный Буг в районе Антоновка, Гули и продолжали бои за расширение занятого плацдарма. Германские войска ожесточённо контратаковали, пытаясь сбросить советские части в реку.
Не смотря на предпринятые советским командованием меры для захвата переправ (выделение подвижных отрядов с десантом на танках), немцам удалось взорвать мосты через Южный Буги и Сниводу, в т. ч. в районе Хмельника. Но в районе Кривошеи стремительное продвижение наших войск помешало подрыву уже заминированного моста.
За этот день войска армии продвинулись до 12 км и заняли 40 населённых пунктов, в т. ч. районный центр (в то время) Винницкой области Уланов (о чём и говорится в процитированной в начале сводке Совинформбюро).
На следующий день, 10 марта, бойцы 276-й и 71-й стрелковых дивизий при поддержке танкистов 39-го отдельного танкового полка ворвались в Хмельник. К концу дня левобережная часть города была освобождена, но немцы успели уничтожить переправы через Буг и продолжали отбиваться, опираясь на укрепления, сооружённые в районе Замковой горы. Только 18 марта после ночной атаки совместно с партизанами город удалось полностью очистить от немцев.
В боях за Хмельник погибли 156 воинов 71-й и 276-й стрелковых дивизий 18-й армии.