"вы видите меня насквозь?"

Oct 22, 2013 10:49

Психологов часто обходят стороной.

Частично потому, что в силу профессионального взгляда, у психологов сильно растянуты рамки допустимого поведения: то, чего обычный человек стесняется, психолог не стесняется. Он и не такое видывал. Это как у врачей. Они к голым привыкли. И к анестезии.
Например, один знакомый хирург разглядывая из любопытства что-то на моей руке, так эту руку сжимал, давил и крутил, что сразу было очевидно: он привык работать под полной анестезией своего подопытного.

Частично психологов шугаются от того, что в их профессиональных обязанностях - навык пристальной и детальной внимательности. Тому, кому есть что скрывать, в присутствии психолога неуютно. Именно эти люди, обычно, и произносят "ну,  что ты скажешь обо мне?", "вы видите людей насквозь?", "да что вы можете видеть?", "ты - страшный человек", "я - не такой, меня ты не раскусишь".

Если человек внутри настолько беспомощен над своей собственной жизнью, что жажда власти над другими движет его мышлением, он будет видеть в профессии психолога только вопросы власти.
Тогда как острое внимание и свобода в способах предъявлять себя - это условия для возникновения взаимопонимания.

Давеча мне случайно удалось побывать на "презентации" одной "европейской" компании, которая торгует туристическими услугами. Честное слово, я шла послушать про виды отдыха, ибо я это дело полюбила. Приглашение на эту "презентацию" получила в аэропорту перед входом на таможенный контроль, когда мы с Чебыкиным летели в Рим.

Мы были вдвоем с другом-психологом. С первых шагов, как мы вошли, заподозрили неладное: телефон выключите совсем, то есть - совсем, одежду верхнюю снимите, садитесь здесь, уберите телефон со стола - все в приказном тоне. Мы попытались возражать, как чертик из табакерки выскочил их старшой на английском языке. Мы тоже отвечали на английском, и поэтому силовой баланс удалось уровнять. Дальше - больше. Мы прошли в огромную переговорную, в которой стояло множество столов с такими же как мы. У некоторых на столах стоял кофе. Мы попросили кофе, нам отказали, внимание! - потому что мы плохо себя ведем и не слушаемся.
Через пять минут стало понятно, что тут используются вполне черные технологии: человека погружают в детское состояние, по схеме загоняя его в узкий коридор стыда, послушания и самолюбия так, чтобы у него было только два варианта действия:  быть опозоренным или дать денег.  Стратегия построена просто: или ты делаешь то, что они тебе велят, или не получишь приз, который, они якобы тебе дадут за то, что ты послушал презентацию. Увы, это не презентация, там не рассказывают о видах отдыха. Вся беседа построена на том, чтобы загнать слушателя в лабиринт. Очередной вариант "рыночной лотереи" из 90-х.
Мы были в шоке - давно с таким не сталкивались. Естественно, в лабиринт нас загнать было невозможно, потому что мы бесстыжие и непослушные (ибо рамки допустимого поведения у психолога шире, чем у обычного человека), если вы не стыдитесь и не соглашаетесь ходить по струночке, они не знают, что с вами делать. Мы глумились, конечно, от души, с нами пытались "работать" по-очереди три человека с разными подходами - более жестким, более мягким, но все сдались, и, когда через 20 минут мы засобирались, они были рады нас проводить, чтобы другие "клиенты" не могли услышать, что мы делаем.

Когда я вышла, мне стало страшно. Страшно, как много "клиентов" там сидит и послушно выполняет требования. Мы внимательно рассмотрели офис и сотрудников. Туда вложено много денег, в эту систему, там все продумано. И это значит, что она себя окупает: у нас очень много людей, кто готов идти, как дрессированная мышь, по маршруту за сыром, лишь бы их не сочли дебилами. Люди добровольно сдают мошенникам свои деньги. О чем можно говорить на государственном уровне, если у нас это на каждом углу?

Психологи ли эти сотрудники? Нет, конечно. Они тупые исполнители стратегии "кнута и пряника", лишенные всякого воображения и играющие исключительно на том, что люди добровольно отказываются от собственных желаний и искренности в пользу идеи "выглядеть прилично, вести себя достойно". И у них нет запасных вариантов влияния, если вы неприличный человек и не соглашаетесь делать то, что они говорят. Через 5 минут после начала их "обработки" я уже почти продавала им свои услуги по улучшению качества работы их сотрудников. И если бы не мои ценности, которые они злостно разрушали своей культурой и целями, уверяю вас, я бы продала. Потому что продавцы они никакие. Это - не продажа. Это - изымание денег у дураков.

На выходе нас спросил их старший, делавший вид, что он не говорит по-русски, мол, что-то не так? Вы уже уходите?
Мы сказали - это было нот велкам. И добавили по-русски: враждебно и неуважительно по отношению к гостям. Старшой от неожиданности заговорил по-русски, и мы его на этом подловили...

Манипуляции строятся на призывах быть идеальными и контролем за тем, чтобы вы испытывали стыд за то, что вы не такие, как от вас ждут. А вовсе не на том, что вас "видят насквозь".

Бизнес-оргконсультирование

Previous post Next post
Up