Oct 06, 2013 18:58
Возможно, я уже об этом писала, и не раз. В жизни - как в танцах, все время приходится повторять основы и усиливать технику на базовых шагах. Так и с завершением гештальта - базовая штука, снова и снова ее исследую.
12 месяцев, 24 часа, 4 времени года, день и ночь, мужское и женское, жизнь и смерть - это все образы завершенного гештальта. Краткий миг равновесия между завершенным гештальтом и вновь открывающимся, точка баланса - это то крошечное место, где, как-будто бы есть равновесие. То самое место, где мы чувствуем удовлетворенность или даже счастье. Когда нечто приняло завершенную форму, законченную, целостную. Последний аккорд музыкального произведения, последний штрих в картине - и гештальт завершен. Хорошо.
В гештальт-подходе мы говорим о том, что если в опыте есть ситуация, которая является эмоционально незавершенной, мы организуем ее в своей жизни вновь и вновь, бессознательно собирая всех необходимых для этого людей и детали на своем внутреннем Титанике, ибо гештальт стремится к завершению. По-простому - снова и снова наступаем на одни и те же грабли. Если эта ситуация не завершается. И чем больше мы не осознаем свой вклад в это, тем крепче становится удар граблей. И тем чаще.
Выход - осознать, что именно не завершается, и как я каждый раз не завершаю. Чтобы осознать, в какой момент нужно сделать новый выбор, чтобы сменить траекторию развития событий. Пока гештальт не завершен, мы думаем о нем, или мы испытываем его влияние на наше поведение, наши выборы.
Именно по этому принципу строится драматургия фильма. Каждая новая перипетия завершает один гештальт и открывает новый. В конце фильма - завершение всех гештальтов и глобального гештальта.
Гештальт - это некая конфигурация деталей, которые во взаимосвязи друг с другом образуют смысловую концепцию. Она может быть крошечной (зима, весна, лето, осень = год), а может быть масштабной, как ДНК, например.
Завершенный, целостный кинокадр представляет собой целостный смысловой гештальт. Критическая ситуация в кадре - гештальт, стремящийся к завершению и побуждающий зрителя смотреть, как и когда этот гештальт завершится. Чем больше феноменов-деталей накоплено для гештальта, стремящегося к завершению, тем выше напряжение.
Гештальт,
Кино