Готовятся к публикации два новых сборника по гештальту ( из изданных ранее -
"Российский Гештальт" 1-6, "Гештальт гештальтов"), ожидаются к выходу в конце апреля. Купить можно будет в МИГИПе. В каждый из них я написала по статье, одну хочу выложить здесь. В сборниках будут опубликованы новые статьи ведущих тренеров МИГИПа.
моя новая статья называется
Гештальт-Групповая жизнь.
Я очень люблю группу и групповой процесс, поскольку, на мой взгляд, групповая терапия является одним из самых эффективных методов работы над межличностными и внутриличностными трудностями. В этой статье я хочу «нарисовать картинку» групповой жизни, так, как это вижу я, пользуясь и своим клиентским опытом, и опытом ведения групп и теоретическими знаниями. Мне кажется, что этот текст может оказать хорошую поддержку начинающим ведущим.
Ценность и эффективность группы.
В чем она заключается?
Для меня терапевтическая группа - это каждый раз микро-жизнь, трехчасовая модель всей жизни: каждый участник проживает эти три часа так же, как он проживает свою жизнь, с теми же особенностями, препятствиями, способами коммуникаций, способами достижения целей и удовлетворения потребностей. Именно поэтому группа для меня является кладом, в котором каждый может отыскать свое сокровище - ответ на вопросы «как я живу» и «как я не живу, а отсутствую».
Группа выполняет для каждого участника ряд функций, обеспечивающих возможность увеличения участником осознавания собственных процессов, действий, прерываний, взаимодействий с другими людьми:
1. Экспериментальное пространство. В нем те процессы, над которыми в жизни клиенту экспериментировать трудно или небезопасно, есть возможность изучать в группе, обнаруживать новые способы действовать.
2. Психологическая безопасность. Атмосфера безоценочности, психологические правила безопасности группы помогают участнику актуализировать собственную систему ценностей и выработать свои собственные убеждения о себе и о мире, в противовес интроективным.
3. Поддержка в трудных переживаниях. Группа выполняет роль семьи, где каждый участник может получить поддержку даже в том случае, когда в жизни в текущий момент ему некому оказать поддержку. Эта поддержка оказывается другими участниками не только в виде сопереживания и одобрения, но и в виде конкретной помощи, информации.
4. Информирование. Диапазон вопросов, возникающих у участников группы помогает им запрашивать от ведущего самую разнообразную информацию, функция которой - снять тревогу, вызванную недостатком знаний.
5. Признание. На определенном этапе работы группы участники научаются признавать равенство себя и других в человеческих возможностях и проявлениях, осознают свое право быть уникальным и принятым другими. Здесь группа так же выполняет роль, не выполненную когда-то семьей.
6. Избавление от иллюзии «я одинок в своем горе». Огромную поддержку оказывает группа участнику, когда он узнает, что то, что он переживает знакомо и другим людям, а значит - нормально, переживаемо. Через избавление от этой иллюзии клиент лучше присваивает себе свою «нормальность» и избавляется от необходимости использовать свои трудности или особенности как экран для ответственности: «в моей жизни все так плохо потому, что я - белая ворона». Таким образом, клиент обучается регулировать свою степень ответственности за происходящее в его жизни.
7. Широчайшая палитра ценностей и точек зрения. Разность мировоззрений участников помогает конкретному клиенту расширить видение своей жизненной ситуации и обрести более гибкую систему ценностей, подвижность в том, чтобы выбирать свое отношение к происходящему в его жизни.
Групповые мифы.
И у ведущих, и у участников групп есть различные предубеждения о том, что такое группа, как она должна проходить, что в ней можно, а что нельзя, чем она плоха, а чем хороша. Коллекция мифов клиентов и ведущих, которые я насобирала, очень сильно помогает мне в работе: когда я подозреваю, что у клиента есть миф о группе, а у меня - о нем, я могу быть внимательнее к тому, что он делает, какие значения он придает происходящему, чем если бы я думала, что он открыт к происходящему и воспринимает группу непосредственно.
Вот популярные мифы клиентов:
- в группе нужно выкладывать о себе все, даже если не хочется;
- в группе необходимо уважать друг друга, даже если другой человек мне крайне неприятен;
- группа - это место, где людей заставляют дружить и разучивают с ними «дружественные ритуалы»;
- группа - это место, где нужно рассказывать о своих жизненных ситуациях, и ведущий (или другие участники) ответят на вопросы, которые я задам;
- в группе все определяет ведущий - как, куда и зачем будет двигаться группа;
- групповые правила придумываются тренерами и существуют для того, чтобы им было удобно работать;
- если не слушаться тренера, то он может выгнать из группы;
- и так далее.
Эти мифы, безусловно, организованы трансфером, который участники накладывают на тренера. Вариации этого трансфера многообразны, и отсюда многообразие мифов.
Существуют так же и контртрансферентные мифы самих тренеров:
- участники хотят осознавать свои модели поведения;
- участники заинтересованы в групповой безопасности;
- я должен заботиться об участниках и разруливать конфликты, чего бы мне это не стоило;
- если вначале проговорить правила, то работа сразу пойдет как по маслу;
- участники должны максимально раскрываться в группе;
- групповая атмосфера должна быть максимально безопасной;
- если в группе происходит конфликт, то в этом виноват я;
- если участники уходят из группы, то в этом виноват я;
- и так далее.
Реально же, групповая жизнь тем и хороша, что в ней так же, как и в реальной жизни, нет возможности предсказать события, распределить ответственность раз и навсегда и избежать трудностей. Все - как в жизни.
Групповые форматы.
Гештальт-группы бывают разные. Вот самые распространенные структуры групповой работы.
Обычная гештальт-группа имеет ряд традиций: первый круг, «горячий» клиентский стул и сессии в кругу, завершающий круг. Задачи ведущего в такой группе: вести первый круг, делать сессии, собирать обратные связи, вести завершающий круг.
Динамическая гештальт-группа отличается тем, что «горячего стула» нет, групповая жизнь происходит в том формате, который задают участники. Задачи ведущего в такой группе: наблюдать за тем, как именно участники строят отношения, как расходуют и организуют групповое время, предъявлять свои наблюдения клиентам.
И первый, и второй вариант, который я описала, может быть структурированным, а может быть неструктурированным. Структурированная группа - это когда терапевт говорит: «А сейчас делаем то-то». В неструктурированной группе терапевт не дает заданий участникам, участники сами решают, что делать.
Тот или иной стиль ведения группы зависит, на мой взгляд, от двух главных вещей:
- от личности и предпочтений ведущего;
- от задач, которые ставит на данном этапе развития группы перед собой ведущий.
Этапы жизни группы.
Существует известная этапизация группового процесса в гештальт-группе: стадия слияния, интроективная стадия, проективная стадия, стадия сотрудничества.
Знание этой динамики хорошо помогает отслеживать, в каком месте мы сейчас находимся, поскольку каждой стадии соответствуют определенные групповые феномены. Однако, я рассматриваю группу с точки зрения развития способности клиентов к близости, диалогу, искренности, рефлексии, умения «отклеивать» свои трансферентные галлюцинации от происходящих реальных событий в группе, выработки навыков поддержки и самоподдержки. Поэтому я приведу свою этапизацию группового процесса, на которую я опираюсь в групповой работе.
1. Знакомство. Задача этого этапа - помочь клиентам лучше узнать друг друга, сориентироваться в основных ценностях друг друга и занять свое место в группе. Обычно группа игнорирует этап знакомства, превращая его в формальную процедуру. Я делаю акцент в группе в этот период на том, что чувствуют участники, когда оказываются в этой обстановке, как на них влияет узнанность, знакомство. Для этого я фокусирую внимание группы на следующих вопросах:
- чувствуете ли вы себя ближе? более знакомыми, чем раньше? если да - то что вам помогло? если нет - то что вам мешает или чего вам не хватает?
- что для вас меняется, когда вы узнаете друг о друге какую-то информацию?
- какую именно информацию о других вы сами хотите узнавать и для чего?
- какую именно информацию вы сами о себе хотите сообщать и для чего?
- что вы не хотите сообщать о себе и в связи с чем?
- что вы не хотите слышать от других и в связи с чем?
- с какими трудностями вы сталкиваетесь, когда расспрашиваете других или рассказываете о себе?
- что вас останавливает узнавать что-то о других прямо или сообщать что-то о себе прямо?
Я считаю этот этап очень важным, поскольку именно в нем, на мой взгляд, кроется очень много возможностей для групповой работы. Я много раз сталкивалась с тем, что и клиенты, и тренеры часто считают этот этап обычно чем-то подготовительным, однако, на мой взгляд, в нем самом уже содержится вся информация, все ресурсы для терапии.
Отвечая на перечисленные вопросы, участники осознают:
- как они обычно игнорируют окружающую среду и, благодаря этому, плохо ориентируются в выборе объекта удовлетворения своей потребности;
- какие интроективные послания формируют их неразборчивость;
- какие проекции организуют их восприятие;
- какие конкретные неактуальные способы у них есть начинать и устанавливать отношения;
- какую традиционную роль они обычно занимают в коллективе и почему, зачем.
2. Узнавание глубоких различий в мировоззрении, самовыражении, ценностях, восприятии окружающего и себя самих.
Обнаружение этих различий становится возможным только после того, как людям действительно удалось познакомиться, встретиться друг с другом и установить атмосферу доверия в группе. На этом этапе групповой работы уникальность каждого вызывает самые разные чувства у всех и, таким образом, удается обнаружить, с помощью придавания каких смыслов и значений индивидуальным особенностям участников, они формируют свою реакцию на эту уникальность. Продолжается работа с проекциями и интроектами, трансферами и контртрансферами участников друг на друга и на ведущих.
3. Принятие различий. Этот этап для меня самый, пожалуй, трогательный и ценный, поскольку именно в нем участники начинают относиться с уважением к своей и чужой уникальности, обучаются конфронтировать не с личностью другого, а с его моделями поведения, расширяют собственное мировоззрение о своих и чужих особенностях, правах, возможностях.
Эти этапы случаются, разумеется, не сами по себе, а благодаря фасилитации тренера, который наблюдает, обнаруживает, усиливает и предъявляет групповые процессы группе.
Групповые процессы.
Групповыми процессами я называю выпуклые, выдающиеся групповые феномены, события, возникающие под влиянием внешних событий или внутренних процессов участников. Среди них можно выделить предсказуемые процессы и непредсказуемые процессы.
Предсказуемыми событиями, вызывающими групповые процессы, являются следующие:
- начало группы
- вход в группу новых участников
- выход из группы участников
- долгое отсутствие некоторых участников
- неожиданная отмена или перенос занятий
- конфликты между участниками
- глубокие самораскрытия участников с предъявлением шокирующих интимных подробностей
- изменения, происходящие в жизни участников
- изменения в поведении участников в группе
- последний месяц занятий в группе
Непредсказуемые события: внезапное покидание группы одним из участников, любые истерические предъявления участников, внезапные внешние события (кто-то внезапно зашел из посторонних в группу, например, или другие форс-мажорные обстоятельства), неожиданное обнаружение участниками общих знакомых, нарушение кем-то из участников правила конфиденциальности, приведшее к последствиям, которые стали известны группе.
Любые события (и предсказуемые, и непредсказуемые) являются нормальными и естественными, однако не следует их недооценивать, поскольку любое событие меняет групповую жизнь даже в том случае, если участники «не подали виду», что оно их как-то задело. Поэтому я считаю важным делать акцент в группе на обсуждении произошедшего события. На мой взгляд, если событие не было достаточно открыто обсуждено, случается утаивание «секретных» реакций и, как следствие - увеличение дистанции между участниками. Под «секретными реакциями» я здесь понимаю значение, которое озвучил Боб Резник: «Приватность - это частные события моей жизни, а секретность - это укрывание чего-то, что есть между нами».
Закрытые и открытые группы.
Закрытая группа формируется один раз, в один день (или в течение трех-четырех занятий) и закрывается для входа новых участников. Преимущество такой группы - постоянное увеличение известности участников друг для друга, стабильность и безопасность групповых процессов. Такая атмосфера способствует более глубокому самораскрытию участников.
Открытая группа формируется в течение 1-4 занятий и после это срока в случае, если кто-то из группы выбывает, в группу может быть принят новый участник на место ушедшего. У этой группы тоже есть ряд преимуществ:
- групповые процессы приближены к реальным взаимоотношениям в жизни, поскольку участники периодически меняются;
- группа регулярно проходит через все этапы своего развития, по спирали, помогая участникам обнаружить, как изменился их способ знакомиться, узнавать друг друга и принимать различия с прошлого раза, что поддерживает участников в том, что они меняются;
- участники лучше адаптированы к появлению новых людей, и могут применить эти навыки в жизни;
- участники несут на себе больше осознанной ответственности за степень своего самораскрытие и хорошо обучаются регулировать его, осознанно выбирая реальные причины для сокращения или увеличения самораскрытия, или выбор способов и тактики самораскрытия
- постоянное обновление группы помогает групповой системе развиваться, впитывая новые способы видеть мир с приходом новых участников.
Позиции группового ведущего.
Я различаю позиции ведущего по степени включенности в групповое взаимодействие:
1. Родительская позиция. Тренер заботится о том, чтобы каждому участнику хватило внимания в группе, является посредником в конфликтах участников, переводчиком между участниками в моменты взаимного непонимания.
2. Позиция Равного. Тренер наравне с участниками делится своими наблюдениями, осознаваниями и опытом.
3. Позиция Наблюдателя. Тренер минимально включен в групповой процесс, живет в группе как бы «за кругом», включаясь только в случае крайней необходимости или для того, чтобы поделиться увиденной им групповой фигурой.
Я считаю, что все три позиции полезны для группового ведущего на разных этапах развития группы.
Родительская позиция уместна в начале группы и при появлении новых участников, как обеспечивающая психологическую безопасность в большей степени, чем другие позиции. Эта позиция отличается тем, что ведущий берет больше власти (и, соответственно, ответственности) за групповой процесс и управляет групповым процессом.
Позиция Равного уместна более всего при предъявлении участниками сложных интимных сведений о себе или переживаний, которые могут вызвать неоднозначные (я бы сказала, резко противоположные) реакции других участников, совершении ими поступков, которые могут вызвать осуждение других участников. Такая позиция помогает участникам с более низкой самооценкой опереться на опыт ведущего, а так же помогает снятию трансферентных ожиданий с ведущего, является наиболее поддерживающей.
Позиция Наблюдателя великолепно помогает передать ответственность за происходящее в группе самим участникам, стимулирует участников к самостоятельности и смелым выборам, более всего уместна на третьем этапе - этапе принятия различий (сотрудничества) или в очень зрелой, опытной группе.
Трудности группового ведущего.
Каждый ведущий переживает ряд трудностей в ведении группы, которые невозможно избежать при помощи профессионализма, знаний или опыта, эти трудности - трудности принятия решений о том,
- какую позицию сейчас лучше занять;
- как сохранить баланс фрустрации и поддержки;
- на какие события обратить внимание группы в первую очередь;
- как сохранить свою лояльность и нейтральную позицию, если участники занимаются «перетягиванием каната» - перетягиванием тренера на свою сторону или резко конфликтуют друг с другом;
- какую интервенцию в какой момент сделать;
- сколько, в какой момент и в каком виде предъявлять участникам своих эмоций, своего опыта и своих точек зрения.
Мой способ справляться с этими трудностями - это делиться ими с участниками, партнером и задавать себе эти вопросы. Ответ в любой момент может быть разным, но - самым доступным для тренера в этот момент.
Литература:
1. Ирвин Ялом. Групповая психотерапия
2. Андрей Гронский. Классическая гештальт-группа
3. Ирвин Ялом. Шопенгауэр как лекарство
4. Нифонт Долгополов. Использование «экспериментальных групповых норм» при гешатальт-работе с «защитным полем» группы.
5. Виктория Дубинская. Работа гештальтиста с группой.
6. Нифонт Долгополов. Эскизы к ведению гештальт-групп