духовный рост

Mar 16, 2012 13:40


Вопрос духовного развития опирается, прежде всего, на ту правду, с которой сталкивается человек по мере взросления.

Первый, по сути, экзистенциальный кризис ребенка - это первая встреча со смертью и с тем, что все смертно. После этого мир уже выглядит совсем иначе.
Второй кризис - что мир крутится не вокруг меня.
Третий кризис - что родители - не боги.
Четвертый кризис - кризис своей отдельности от других.


Каждый из нас застревает в каком-то из этих кризисов или во всех сразу, если их не удалось пережить раньше. Результатом проживания такого кризиса становится все более ясное понимание себя и своего места в мире. Пережив последний кризис, мы можем обнаружить, что мы глубоко связаны со всем окружением, и только собственная гордыня мешает нам это увидеть.

Больше всего мы сталкиваемся с непережитым тогда, когда настает очередь изменений. Когда верхи не могут, низы не хотят. Как внутри, так и снаружи. Когда мы сталкиваемся с тем, что наша система мировоззренческая не выдерживает критики (а это происходит тогда, когда вы сталкиваетесь с новой неотвратимой правдой жизни), у нас есть несколько вариантов с этим обходиться:
- отрицать это
- бороться с этим
- страдать от этого
- убить себя ап стену
- ну и, конечно же, посмотреть на это как на новую возможность :)

И тут чем больше жизненный опыт, тем сложнее отказываться от "нажитого". Нажитых разочарований, обид, печали, злости. Мы нянчим их в такую минуту, разглядываем каждую молекулку страдания и упущенных возможностей - и это способ с ними справиться, отпустить их. Но разглядывать можно по-разному.
Зависит от того, какую вы ставите себе идею: доказать себе, что вы - неудачник, или осознать, какой ценный опыт вы приобрели и чему вы научились.

К сожалению, очень трудно обнаружить знания в старом опыте, если мы отказываемся признавать его ценным.
А мы часто отказываемся. Потому что если мы его оценим по достоинству, то будем горько и безутешно плакать о том, что это в прошлом, туда нельзя вернуться и дополучить то счастье, которое там не было дополучено. И, избегая переживания этой потери, мы избегаем и получения знания из этого опыта. И тогда мы топчемся на месте, наступаем на грабли, поскольку наша природа биологическая не останавливается, и так или иначе побуждает нас вновь и вновь встречаться с этим непережитым кризисом. Просто потому, что часы идут.

Отличить знание от пустых выводов легко, так же, как отличить хорошего человека от плохого: знание раскрывает во мне самые лучшие стороны и силы, самые светлые, самые мудрые и самые человечные, оно делает меня мудрым.
Пустые выводы открывают во мне самое черное, злое, уродливое. Пустые выводы приводят к враждебности и страху.

Истинное взросление, отделение и, как следствие, связанность с другими возникает в тот момент, когда мы перестаем переживать внешний мир как должный нам, а начинаем совершать свой внутренний труд, чтобы услышать, что дух сознания через людей и события передает нам, какое знание, чему хорошему мы из этого учимся. Какой мудрости, какой любви, какому принятию, какой объединенности с миром.

До этой точки взросления кажется, что "я" - это отдельная экосистема, которой, якобы, ничего не нужно. Мы боремся со своей зависимостью от людей, общества, государства, от своей биологической природы, возраста, и так далее. Но чем старше мы становимся, тем сильнее встречаемся с ней. И пытаемся выбрать полярность одну из двух "зависимость - независимость", "подчинение - главенствование", "изолированность - потеря себя в других" и так далее. Как сказал Роберт Резник "Основная дилемма человека такова: как быть собой и быть с другим".

Ответ не в том, чтобы выбрать одну из крайностей, а в том, чтобы обнаружить между ними баланс: я воплощен отдельным существом, но то, что во мне, в моем теле, в моей личности воплощено - это часть всеобщего целого. И я связан со всеми, все влияют на меня, и я влияю на всех.

АПД. Мой знакомый написал стих, прочтя этот текст:

Я воплощен отдельным существом
С известным мне началом. И концом,
Который (это ведь вполне возможно)
Меня подстерегает за углом.
Я разумом, признаюсь наделен
И этим я немало удручен
Воспользовавшись им неосторожно
Я был однажды сильно огорчен.
Когда средь тысяч форм и тысяч лиц
Я потерял себя, казалось безнадежно...
(с) Сергей Быстров, Санкт-Петербург.

Мой вебинар "Как выйти из кризиса".

Искусство, Эволюция, Экзистенциальное

Previous post Next post
Up