Творческое приспособление

Jan 16, 2014 12:52

Творческое приспособление - термин гештальт-терапии.
Человек - самое обучаемое и креативное существо на планете. Из известных. Рождается голым и беззащитным, растет долго, но мышление и речь помогли человеку сделать то, что другим неподвластно - употребить окружающую реальность, порой, самыми изощренными способами для своих нужд. Как он это делает? Приспосабливается к условиям среды. Возникают новые обстоятельства - снова ищет вариант приспособиться. И так до бесконечности. Делает человек это с выдумкой и часто - с неповторимой оригинальной эстетикой. В меру своей утонченности. И движет им вселенская сила развития. Та самая, что создает масштабные космические миры.

Развитие креативности - это то, чем занимается гештальт-подход. Найти решение в сложной ситуации - это требует креативности. Креативность - это не то, что можно скопировать. У каждого она своя и идет в свою сторону. Но если понимать законы жанра, то ее можно открыть в себе и развить.
Самый главный ограничитель креативности - это негативная оценка. Поскольку большинство люде часто дают своим действиям негативную оценку, а так же внимательно слушают других негативных-оценщиков, то креативность покрывается толстым слоем пыли и в жизни не используется. Чтобы начать пользоваться ею, сначала приходится признать, что лучше меня никто не может знать, куда мне ращзвиваться, мне придется искать этот путь самостоятельно. Затем - осознать количество своих ресурсов. телесных, эмоциональных, интеллектуальных, временных, денежных: на что их хватает? Без оценки, без критики, просто по факту: что в моем распоряжении уже есть? как я этим пользуюсь? как я отказываюсь от своих ресурсов? на что именно я их трачу? а на что хочу потратить?
Снятие оценок, обычно, происходит с трудом и занимает время. Но по мере этой работы, человек оживает и начинает творить.
Еще одна бессмысленная работа, которую делают в поисках призвания и себя самого - это пытаются прикинуть, сколько денег или другого эквивалента допресурсов даст реализация той или иной затеи. Вопрос неправильный. Его нельзя задать а) не попробовав этим заниматься б) не разобравшись, от чего зависит заработок в этой сфере. Погрузились в дело хотя бы на несколько месяцев - и картина становится более ясной и правдоподобной. После этого можно заняться расчетами и анализом. Практика - лучшее обучение. Вместе интерес и прагматичный подход делают чудеса.

Один из ингредиентов топлива, которое питает креативнось - идеализация. Но она же и большой тормоз.
Чтобы придумать интересную идею, необходимо немного идеализировать мир - каким бы я хотел его видеть, что бы я хотел изменить в нем к лучшему. Дальше - сравнить реальное с идеальным и сделать план превращения. Тормозит идеализация в тот момент, когда я начинаю думать, что моя идея должна быть хороша для всех. И что все должны хотеть так же. И уметь так же, как я. Это основная проблема многих руководителей. Многие лидеры не закладывают в проект человеческий фактор: какие люди рядом со мной? в чем их потребности? как я могу помочь развиться их креативности? как наши интересы могут быть совмещены? по пути ли нам? насколько каждый из нас хочет и может быть друг другу полезен?
Не иследуя этот вопрос, трудно реализовать любую креативную идею, потому что если я не учитываю окружающий мир и не приспосабливаюсь к нему, опять же, креативно, я буду вызывать сопротивление моего окружения. А в одиночку делать что-то - это просто не прагматично. Когда я пишу большой текст (раньше - книги, теперь - сценарии или концепции проектов), я обсуждаю его со многими людьми. И в каждой моей затее есть вклад многих.

Секрет

Previous post Next post
Up