Все типизации и классификации неизбежно проистекают из потребности снизить тревогу по поводу неопределенности. И я вот тоже такую попытку предприняла.
Неопределенность в прочтении этических правил, прежде всего, связана с отсутствием детальных контекстов, в которых эти правила применяются.
Для меня существуют три незыблемых правила в отношениях с клиентом: не вступать в бизнес-отношения, в сексуальные отношения и в дружеские отношения. Сексуальный запрет я не нарушала ни разу, и не смогу, ибо имею косвенный опыт страданий, связанный с таким нарушением, которое было совершено другим терапевтом в отношении близкого мне человека. Ощущаю себя пострадавшей стороной и поэтому не смогу этого правила нарушить.
Остальные два выработались именно потому, что я их нарушала.
Что касается других ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный), то считаю, что здесь нельзя применить те же правила, что и к клиенту. Тем не менее, там тоже есть свой этический кодекс, который, вероятно, существует скорее бессознательно. И можно попробовать соотнести эти кодексы, уровни ответственности обеих сторон за действия, предпринимаемые в отношениях, и отсюда - допустимость смешения тех или иных ролей.
Для того, чтобы разобраться в деталях этической ответственности в разного рода неравных отношениях, ввожу две шкалы отсчета, опираясь на средние нормы биологического возраста и связанного с ним жизненного опыта.
Для этого ввожу системы отношений:
Родитель - ребенок
Учитель - ученик
Психотерапевт - клиент
Врач - пациент
Начальник - подчиненный
Роли «продавец-покупатель», «любовные партнеры», «супруги» считаю равными по уровню ответственности за свои действия.
Возрастные уровни:
0-7 лет - у ребенка нет никакой ответственности за свои действия в отношении взрослых?
7-10 лет - таки какая-то ответственность появляется
10-14 лет - увеличивается
14-18 лет - еще увеличивается
18-21 год - выравнивается со всеми взрослыми.
21-25 - и старше можно признавать отсутствие опыта, связанного с ответственностью за детей.
25-35 - и старше можно признавать отсутствие опыта руководителя мини или макси коллектива, величина не важна.
35-60 лет - и старше можно признавать отсутствие опыта потерь, так тоже бывает.
Это у среднего нормального человека, не отягощенного ранними потерями родителей или инвалидностью.
Таким образом, получается такая таблица:
По горизонтали - возраст одного субъекта отношений, по вертикали - статус его партнера по отношению к нему.
В пересекающихся клетках - описание критериев ответственности обеих сторон.
Не знаю, кто и как может заполнить эту таблицу, но если таки ее тщательно заполнить, то могут наконец вырисоваться точки, в которых есть важные контекстуальные изменения в этических правилах. Иначе все смешано в одну кучу.
Родитель
Учитель
Психотерапевт-психолог
Врач
Начальник
0-7 лет
7-10 лет
10-14 лет
14-18 лет
18-21 год
21-25 лет
25-35 лет
35-60 лет
60 и старше
Понятно, что как только мы начинаем рассматривать категории людей, не прошедших стандартного опыта формирования личности (например, сироты или инвалиды), категории ответственности тоже меняются, прежде всего, для врачей, учителей и психологов. Начальник не может нести ответственность за свои действия в отношении подчиненного, если подчиненный невменяем, ибо в функцию начальника не входит оценка вменяемости подчиненного с точки зрения физического и психического здоровья.
Коллеги, если кому-то интересно повозиться с этой таблицей и попробовать ее заполнить - я с радостью обсужу здесь в комментариях, как это можно сделать и какие критерии ответственности можно в таблицу внести. Сама я увы этот труд не продвину и не осилю по двум причинам:
- огромной занятости
- недостатка академического образования.
С огромным интересом приветствую коллективное творчество.