Этическая ответственность.

May 09, 2011 10:29

Все типизации и классификации неизбежно проистекают из потребности снизить тревогу по поводу неопределенности. И я вот тоже такую попытку предприняла.
Неопределенность в прочтении этических правил, прежде всего, связана с отсутствием детальных контекстов, в которых эти правила применяются.
Для меня существуют три незыблемых правила в отношениях с клиентом: не вступать в бизнес-отношения, в сексуальные отношения и в дружеские отношения. Сексуальный запрет я не нарушала ни разу,  и не смогу, ибо имею косвенный опыт страданий, связанный с таким нарушением, которое было совершено другим терапевтом в отношении близкого мне человека. Ощущаю себя пострадавшей стороной и поэтому не смогу этого правила нарушить.
Остальные два выработались именно потому, что я их нарушала.

Что касается других ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный), то считаю, что здесь нельзя применить те же правила, что и к клиенту. Тем не менее, там тоже есть свой этический кодекс, который, вероятно, существует скорее бессознательно. И можно попробовать соотнести эти кодексы, уровни ответственности обеих сторон за действия, предпринимаемые в отношениях, и отсюда - допустимость смешения тех или иных ролей.

Для того, чтобы разобраться в деталях этической ответственности в разного рода неравных отношениях, ввожу две шкалы отсчета, опираясь на средние нормы биологического возраста и связанного с ним жизненного опыта.


Для этого ввожу системы отношений:

Родитель - ребенок

Учитель - ученик

Психотерапевт - клиент

Врач - пациент

Начальник - подчиненный

Роли «продавец-покупатель», «любовные партнеры», «супруги» считаю равными по уровню ответственности за свои действия.

Возрастные уровни:

0-7 лет - у ребенка нет никакой ответственности за свои действия в отношении взрослых?

7-10 лет - таки какая-то ответственность появляется

10-14 лет - увеличивается

14-18 лет - еще увеличивается

18-21 год - выравнивается со всеми взрослыми.

21-25 - и старше можно признавать отсутствие опыта, связанного с ответственностью за детей.

25-35 - и старше можно признавать отсутствие опыта руководителя мини или макси коллектива, величина не важна.

35-60 лет - и старше можно признавать отсутствие опыта потерь, так тоже бывает.

Это у среднего нормального человека, не отягощенного ранними потерями родителей или инвалидностью.

Таким образом, получается такая таблица:

По горизонтали - возраст одного субъекта отношений, по вертикали - статус его партнера по отношению к нему.

В пересекающихся клетках - описание критериев ответственности обеих сторон.

Не знаю, кто и как может заполнить эту таблицу, но если таки ее тщательно заполнить, то могут наконец вырисоваться точки, в которых есть важные контекстуальные изменения в этических правилах. Иначе все смешано в одну кучу.

Родитель

Учитель

Психотерапевт-психолог

Врач

Начальник

0-7 лет

7-10 лет

10-14 лет

14-18 лет

18-21 год

21-25 лет

25-35 лет

35-60 лет

60 и старше

Понятно, что как только мы начинаем рассматривать категории людей, не прошедших стандартного опыта формирования личности (например, сироты или инвалиды), категории ответственности тоже меняются, прежде всего, для врачей, учителей и психологов. Начальник не может нести ответственность за свои действия в отношении подчиненного, если подчиненный невменяем, ибо в функцию начальника не входит оценка вменяемости  подчиненного с точки зрения физического и психического здоровья.

Коллеги, если кому-то интересно повозиться с этой таблицей и попробовать ее заполнить - я с радостью обсужу здесь в комментариях, как это можно сделать и какие критерии ответственности можно в таблицу внести. Сама я увы этот труд не продвину и не осилю по двум причинам:
- огромной занятости
- недостатка академического образования.

С огромным интересом приветствую коллективное творчество.

Профессия психотерапевт

Previous post Next post
Up