Обесценивание (девалидизация) - довольно объемный психологический механизм защиты (прерывания контакта), который включается для того, чтобы защититься от негативных эмоций, связанных с тем, что намеченное не удается осуществить. Пример - басня Крылова "Лиса и виноград".
При столкновении с препятствиями, связанными с тем, что человек неверно оценил ситуацию и/или свои ресурсы, автоматическая бессознательная реакция избегания негативных переживаний - это снизить ценность желаемого, лишить его привлекательных черт и, таким образом, отказаться от желаемого объекта, сохранив своё "лицо" перед самим собой.
Этот механизм может являться временным обезболивающим, но если человек использует только его для того, чтобы справляться с неудачей, то он лишается нескольких важнейших возможностей, которые могли бы дать ему дополнительные духовные и душевные силы.
Первая возможность - познать реальность. До встречи с препятствием, человек представлял себе реальность лучше, чем она есть. Используя обесценивание, он рисует в своем воображении другую иллюзию - что реальность хуже, чем она есть. И, если он в нее поверит, то откажется встретиться не с черным или белым, а с многообразием и тонкостью реальности.
Вторая возможность - познать самого себя. Если в детстве при столкновении с препятствиями у ребенка не было мудрого наставника, который помог бы проанализировать ситуацию и открыть ребенку глаза на необходимость развивать навыки, которые развиты не достаточно, то, обычно, он имеет только одну возможность: или обесценить себя (какой же я идиот), или обесценить желаемое (зелен виноград). Но так и не узнает ни себя, ни желаемое. Есественно, что если он обесценит себя самого - он лишится почвы под ногами, поэтому для устойчивости он обесценивает окружающий мир. Это выбор между двумя равнозначными иллюзиями.
Третья возможность - присвоение нового опыта и рост мудрости. Познавая реальность без позитивных и негативных фантазий, человек способен начать разбираться в тонкостях устройства реальности. Обесценивая, он отвергает полученные уроки, и вновь и вновь будет наступать на одни и те же грабли.
Принимая новые, открывшиеся в этом опыте, условия, у человека есть возможность признать, что изначально задуманное не осуществимо, но есть возможности осуществить что-то другое, может быть, не такое идеальное, но так же питательное и развивающее. Это развивает креативность и дает новое русло творческой энергии, вместо того, чтобы перекрыть ее.
Четвертая возможность - присвоение положительного опыта, полученного до неудачи. Обесценивая свое желание и объект, человек отвергает свои потребности, усилия, открытия, которые он переживал на пути к желаемому. То есть, огромный кусок жизни. Если бы он присвоил себе все это, он укрепил бы свою самооценку, свои права в этом мире и свое намерение.
Есть люди, которые сделали обесценивание своей превентивной защитой: обесценить мир заранее, чтобы уже больше никогда не очаровываться и не разочаровываться. Это люди, которые сами себя сделали голодными, а мир для себя - не вкусным. Тогда они уходят жить в свое воображение, в котором они могут наслаждаться своими фантазиями. Но реальный мир для них становится бедным. Такой человек, обычно, мало что может сделать для себя и своего развития в физическом мире по той простой причине, что он убедил себя, что ему ничего не нужно. Поэтому его матеральное положение обычно в состоянии "свести концы с концами", общение с людьми сведено к минимуму, творческая самореализация отсутствует.
Нина Рубштейн
http://rubstein.ru