В сообщении "Вся правда о «Троице» Андрея Рублева" (
http://expertmus.livejournal.com/28331.html) был поднят вопрос о наличии в Третьяковке реставрационного паспорта «Живоначальной Троицы» прп. Андрея Рублева, поскольку главным аргументов против временной выдачи «Троицы» на 3 (три!) дня в Лавру стала якобы плохая сохранность иконы. При этом ни на собрании в ГТГ 17 ноября 2008 г., ни в прессе, НИГДЕ НИ РАЗУ не был представлен широкой общественности сам Реставрационный паспорт «Троицы», который является единственным документом, подтверждающим реальную сохранность иконы. Для справки: в 1904 г. «Троицу» реставрировали В. Тюлин и А. Израсцов под наблюдением В. Гурьянова, который издал книгу с описанием работ (Гурьянов В.П. Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицко-Сергиевой лавры и их реставрация. М., 1906); согласно трактовке Грабаря, после реставрации 1904 г. густо заолифенная икона будто бы вновь стала темнеть, и в 1919 г. была проведена повторная реставрация, больше преследовавшая сугубо исследовательские цели срочно дочистить некоторые части («голубцы» одежд и др.) до первоначальной живописи для экспонирования на московской выставке реставрационных работ 1919 г. в б. Строгановском училище.
Самым странным стало отсутствие какого-либо упоминания о Реставрационном паспорте «Троицы» в публичных комментариях Министра культуры Российской Федерации Александра Алексеевича Авдеева по поводу данных событий. Складывается ощущение, что на новом посту Министра культуры А.А. Авдеева просто «подставили» Департамент культурного наследия (директор Архангелов Сергей Александрович) и Отдел музеев (начальник Некрасова Светлана Дмитриевна), которым по должности следует знать о нормативных требованиях по хранению музейных ценностей.
Не приведи Господи, если таковой Реставрационный паспорт у «Троицы» прп. Андрея Рублева просто отсутствует, как это выяснилось недавно относительно некоторых кремлевских икон:
http://expertmus.livejournal.com/27911.html. Спрашивается, какова же была т.н. проверка хранения музейных ценностей, которая была поручена в свое время недавно избранному президентом РФ Д.А. Медведеву, если у хранящихся в музеях икон, составляющих золотой фонд русской иконописи, ОТСУТСТВУЮТ реставрационные паспорта ?! Не в этом ли разгадка такого капризного упрямства кучки ангажированных лиц, замкнутых в своем «цеху»?
Почему-то про этот обязательный документ вмиг "позабыли" все те реставраторы, которые выступили против временной выдачи "Троицы", прежде всего, сотрудники ВХНРЦ им. Грабаря. Наверное, для полноты картины будет уместно напомнить о том, что на самом деле "творится" с иконами в этом заведении. Итак, С.В. Ямщиков о реставраторах древнерусской иконы из ВХНРЦ:
- Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: “Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит”. Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул “кисти сонной” проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания. Сказано в Евангелии: “Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого - дыра будет еще хуже”. Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях. Я, конечно, не мог выдержать такого варварства и однажды на специальном совещании продемонстрировал три десятка ярких примеров подобных экспериментов. Оппоненты пытались подвести научную базу под свои шаткие аргументы, но доказательства оказались надуманными, высосанными из пальца. К счастью, в других реставрационных мастерских (Русский музей, Музей имени Андрея Рублева и некоторые провинциальные музеи) придерживались принципа минимального вмешательства в структуру древних икон.
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg272002/Tetrad/art11_1.htm Между прочим, на так называемом Учёном совете ГТГ 17 ноября 2008 г. С.В. Ямщиков выразил протест "инициативной группе", которая всех обзванивала с одной и той же дезинформацией, что якобы рублевскую "Троицу" собираются насовсем передать Церкви:)
Из стенограммы заседания в Третьяковке 17 ноября 2008 г.:
"Селезнева: Савелий Васильевич, позвольте мне тогда вас успокоить и по поводу "Троицы", потому что речь идет о выдаче на три дня, на праздник Троицы. На три дня, в специальном киоте.
Ямщиков: А мне сказали, что...
Селезнева: Ну так вот, поэтому, может быть, надо было сначала выслушать Валентина Алексеевича...
Ямщиков: Извините, пожалуйста. Я вам скажу, почему я выступаю. Ну, если на три дня, и вы там будете дежурить... Тогда зачем нас было собирать?
Селезнева: Я прошу прощения, давайте все-таки мы не будем опережать события, если позволите...
Ямщиков: Скажите, зачем нас было собирать? Мне позвонили и сказали ваши сотрудники, что речь идет о постоянной передаче...
Селезнева: Так вот, спасибо сотрудникам. Видимо...
Ямщиков: Спасибо вам, что вы нас не поставили в известность. Мы уже не в том возрасте и не в том состоянии здоровья, когда с нами можно играть в такие бирюльки".
Тут же после этого Ямщиков покинул это заседание.
В том-то и лукавство этих "борцов от лукаваго", что они скрывают всю полноту информации, в частноти, о РЕСТАВРАЦИОННОМ ПАСПОРТЕ "Живоначальной Троицы" прп. Андрея Рублева, а без этого документа любые разговоры о сохранности как препятствии к временному вывозу просто-напросто высосаны из пальца!
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.