Хранящаяся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки огромная коллекция баронов Гинцбургов является вторым по величине собранием древнееврейской литературы в мире (после знаменитой Болдлейновской библиотеки в Оксфорде) и насчитывает 9000 экз., в т.ч. 1913 еврейских книг и манускриптов, датированных XIV-XIX вв. (см. илл.: Иааков бен Ашер. Арбаа турим. Пьове ди Сакко, типография Мешуллама Кузи, 1475 г.). По количеству еврейских инкунабулов (22) коллекция РГБ занимает третье место в мире после Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме (ЕНУБ) и библиотеки Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке. В нее входят редкие книги на языке ландино, трактаты по философии, истории, астрономии, медицине, а также поэзия, комментарии к Библии и Талмуду, раввинистические сборники, трактаты по Галахе и Каббале, принадлежавшие дону Исааку Абарбанелю, лидеру сефардских евреев в период изгнания 1492 г. из Испании (Каталог еврейских инкунабул из собрания РГБ. М., 2003).
Среди них можно назвать, к примеру, Пятикнижие с книгой «Дикдукей ха-теамим» Аарона бен Ашера и др. (1465 г., Ginz. 663), одну из первых еврейских печатных книг «Вопросы и ответы» Шломо Адерета (Рим, 1469), украшенная множеством тончайших цветных миниатюр (Ginz. 665), «Хаей ха-олам ха-ба» мистика Абулафии (Ginz. 72), «Сефер мицвот катан» Ицхака бен Йосеф из Корвила с богато декорированными заглавиями (1387 г., Ginz. 683), «Мишне Тора» Рамбама (1329 г., Ginz. 8/107), комментарий Давида бен Йосеф Кимхи на Берешит - первую книгу Торы (1340 г., Ginz. 495), «Маалот а-мидот» Ехиеля бен Екутиеля (1324 г., Ginz. 176) и др. Некоторых изданий нет больше ни в одной библиотеке мира. Это, например, «Комментарий на книгу Иова», составленный рабби Леви бен-Гершоном (Феррара, 1477) и знаменитый «Иосиппон» (Сефер Бен Горион), напечатанный в типографии Аврагама бен Шеломо Коната в Мантуе между 1475 и 1480 (см. илл.).
Коллекцию начал собирать с 1840-х гг. маскилим Иосиф-Евзель Гинцбург, родом из Витебска, привлекший к этому видных ученых того времени А. Нойбауэра (1831-1907) и С. Закса (1816 - 1892). Позднее она перешла Г.О. Гинцбургу (см. илл.), который руководил эмиграцией российских евреев в Эрец-Исраэль, а затем - Д.Г. Гинцбургу, собравшему ее значительную часть, включая 100 редчайших еврейских изданий из коллекции И.М. Вязинского. Не так широко известно, что к Гинзбургу перешла вся личная библиотека знаменитого философа В.С. Соловьева, включающая сочинения по богословию. Нельзя не отметить, что Д.Г. Гинцбург входил в один кружок с обер-прокурором Синода П.П. Извольским, министром народного просвещения графом И.И. Толстым, одним из лидеров октябристов Ю.Н. Милютиным и др. К числу его работ относится первая публикация «Сефера-анак» («Книга ожерелья») Моше ибн Эзры (Моше ибн Эзра. Сефер а-анак у а-таршиш / Под ред. Д.Гинцбурга. Берлин, 1886), труд ««L’ornement hebreu» (Гинцбург Д., Стасов В. Древнееврейский орнамент. Берлин, 1903). Он также был одним из редакторов Еврейской энциклопедии на русском языке (Еврейская энциклопедия / Под ред. Л.Каценельсона, Д.Г. Гинцбурга. Брокгауз и Ефрон, 1906-1913). Следует отметить, что ряд учеников Д. Гинцбурга заняли видное место в израильской науке и общественно-политической жизни, в частности, третий президент государства Залман Шазар (Рубашов).
После смерти Давида Гинцбурга в 1910 г. сокровищами некоторое время владела его вдова баронесса Матильда Гинцбург. Наследница вступила в переговоры с Оксфордским университетом и Еврейской теологической семинарией в Нью-Йорке (Nadav M. Letoldot hamaamatsim lirkhishat osef david gintsburg bishvil beyt-hasfarim haleumi birushalaim // Essays and Studies in Librarianship presented to Curt David Wormann on his Seventy-Fifth Birthday / M.Nadav, J.Rotschild. Jerusalem, 1975. P. 83), которой она хотела продать коллекцию, но помешала Первая мировая война (Richler B. Guide to Hebrew Manuscript Collections. Jerusalem, 1994. P. 69-70). Одновременно коллекцией заинтересовалась специально созданная в Лондоне для ее приобретения и превращения в национальное достояние в Иерусалиме комиссия (Книжное наследие барона Давида Гинцбурга // Га-Шахар. 1911. № 23-24 б. С. 567 / Пер. с иврита Гольденберга. 1984 г. // ОР РГБ. Архив. Ф. № 71). В 1917 г. при участии сионистского лидера Э. Бен-Йехуды, основоположника современного иврита, коллекцию решила приобрести библиотека Мидраш Абрабанель, ставшая позже Еврейской национальной и университетской библиотекой в Иерусалиме. Владелице выплатили аванс с целью задокументировать акт продажи коллекции, как сказано в письме директора ЕНУБ проф. Г. Леве 1923 г. с приложением копии удостоверения баронессы М. Гинцбург о состоявшейся в мае 1917 г. продаже библиотеки Гинцбурга за полмиллиона рублей. Любопытно, что Элькин объясняет крайне низкую цену продажи коллекции Матильдой Гинцбург тем, что она хотела передать ее именно сионистскому комитету в Иерусалим, несмотря на более выгодные финансовые предложения из Европы и США. После национализации в 1918 г. по декрету о научных фондах РСФСР вся коллекция поступила от комиссии Московского военно-инженерного управления (МОВИУ) в Государственный Румянцевский музей, на основе которого затем была образована Государственная библиотека им. В.И. Ленина. На коллекцию Гинцбургов в начале 1920-х гг. также претендовал сотрудник Еврейской энциклопедии Бен-Цион Кац, заявивший, что внес в Бюро по заграничным закупкам Наркомпроса 500 английских фунтов. Однако Наркомпрос был склонен передать коллекцию Еврейскому комитету, также давшему 1500 фунтов, но продаже тогда помешал протест Совета по просвещению национальностей нерусского языка.
Научная обработка коллекции Гинцбургов продолжалась с перерывами около 10 лет. В марте 1940 г. спецкомиссия обнаружила в собрании двухтомный каталог на 1913 ед. хр. (т. 1 включал рукописи № 1-830, т. 2 - № 831-1913), выполненный в свое время библиотекарем Гинцбургов С. Заксом. Книги, указанные во втором томе каталога, лежали все эти годы неразобранными вперемешку с сотнями других еврейских рукописей (библиотека Шнеерсона) и считались поступившими из Московской хоральной синагоги. Тогда же впервые провели проверку наличия, установившую отсутствие 35 рукописей из первого тома. В ходе проверки наличия в 1951 г. обнаружилось отсутствие 28 рукописей, а также рукописей без шифров. В 1958 г. заведующий арабо-еврейским отделом библиотеки Нью-Йоркского университета проф. Кач сообщил, что у них имеются оба тома каталога, причем рукописный оригинал, а в СССР - копия.
В 1992 г. вся рукописная часть коллекции Гинцбургов была микрофильмирована для ЕНУБ, однако никаких материалов по поводу данного проекта не сохранилось (!), кроме переписки 1992 г. между председателем комиссии по культуре Государственной думы Ф.Д. Поленовым и директором ГБЛ И.С. Филипповым, где вскользь упоминается «договор между РГБ и ЕНУБ» (РГБ. Архив. Оп. 263. Ед. хр. 892. Л. 98-99; Архивы России. Москва и Санкт-Петербург: Справ.-обозрение и библиогр. указ. М., 1997. С. 521).
Напомним, что этому предшествовал грандиозный скандал осенью 1991 г., когда хасиды в знак протеста против хранения коллекции Гинцбурга в России забаррикадировались в служебном кабинете одного из руководителей ГБЛ, чему предшествовало круглосуточное пикетирование без посещения синагоги даже вечером Судного дня. 17 ноября 1991 г. в помещении библиотеки хасидами было устроено нечто вроде культовых плясок, а затем избиты дежурный по библиотеке и милиционер. 17 февраля 1992 г. около 30 ворвавшихся внутрь хасидов свалили на пол постового милиционера, били его ногами, душили шарфом. Погром остановил только приезд отряда ОМОНа, все рукописи по факту остались в библиотечных фондах. Никто из участвовавших в насилии, однако, привлечен к уголовной ответственности не был… В 1994 г. из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге пропали 89 хасидских манускриптов XIII-XVIII вв., общий вес которых составлял около ста кг, а приблизительная стоимость колебалась по разным оценкам $ 100-300 млн:
http://expertmus.livejournal.com/63462.html В 1990-х гг. Институтом микрофильмирования рукописей в Иерусалиме («Махон ле-тацлумей ктавей-яд бе-Бэйт ха-сфарим ха-леуми ве-ха-университаи») был создан электронный каталог библиотеки Гинцбурга (Catalog of the Baron Guenzburg Collection of Hebrew Manuscripts in the Russian State Library in Moscow Based on Records in the Jewish National and University Library Online Catalog). В 2002 г. Российский Еврейский Конгресс (РЕК) профинансировал реконструкцию зала еврейских книг РГБ и реставрацию наиболее старинных рукописей из коллекции Гинцбурга.
Для справки: возвращением коллекции Гинцбурга в своё время занимались Альберт Эйнштейн, первый президент Израиля Хаим Вейцман и др.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
Метки:
#Музей,
#МузейАндреяРублева,
#МузейРублева,
#МузейноеЕдинство,
#Православие,
#монастырь,
#музей_имени_Рублева,
Андроников монастырь,
Музей имени Андрея Рублева,
СМИ о ЦМиАР,
досье,
иконопись,
лекторий,
расследование#rublevmuseum #andreyrublevmuseum@ Музей Андрея Рублева