Марат Гельман кощунствовал над памятью погибших в Чечне воинов

Mar 19, 2011 12:54



Год назад новый директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева успела отметиться скандальной выставкой с явно кощунственным подтекстом: http://expertmus.livejournal.com/55210.html Чего стоят выставленные на Крымской набережной «работы» с издевательским посвящением «христианским мученицам»! Между прочим, это не первый «заход» дельцов от искусства на эту тему, оскорбляющую чувства всех верующих. О последних «художествах» И.В. Лебедевой, попахивающих откровенной коррупцией, не так давно поведали в своём блоге наши коллеги из Третьяковки: http://community.livejournal.com/rublev_museum/71970.html

Нелишне будет напомнить читателям предисторию главных фигурантов «современного художественного процесса».

© "Независимая газета", 26.04.2001

Когда в конце 1995 г. Анатолию Чубайсу удалось отстранить Олега Сосковца от руководства предвыборным штабом Бориса Ельцина, представители Семьи стали спешно собирать деньги и пропагандистские ресурсы. По рекомендациям Сергея Зверева к работе подключили и ФЭП. Марату Гельману и его "эвристам" была поручена работа деликатная: готовить провокации. Например, они активно рассылали от имени Компартии РФ приглашения на пресс-конференции Геннадия Зюганова. Сорванные с места журналисты собирались в заявленном месте и потом долго материли Зюганова за то, что никакой пресс-конференции не было. Сам г-н Гельман зарегистрировал в Народно-патриотическом блоке в поддержку Зюганова некое товарищество художников "Замоскворечье". А затем устроил пресс-конференцию, где разоблачил "Замоскворечье" как союз, за которым не было ни одной реальной организации. Художники Гельмана изготавливали и фальшивые листовки от имени КПРФ. На них в основном варьировалась тема противоестественного сотрудничества Русской Православной Церкви с коммунистами. На одной из листовок был изображен Иисус Христос, держащий в поднятых руках скрещенные серп и молот, а надпись гласила: "Коммунизм - светлое будущее Земли! Коммунизм - двухтысячелетняя мечта Человечества! Омытая нечистой кровью, Россия восстанет под десницей Зюганова!" Листовки эти, предварительно намазав клеем с тыльной стороны, Гельман раздавал приходившим к нему на вернисажи журналистам. Говорил, что эти "шедевры" присылают ему из провинции знакомые друзья-художники.

Под руководством Кибирова отдел изготавливал и рассылал эстрадным певцам, которые участвовали в марафоне "Голосуй или проиграешь", подметные письма с угрозами. Особой "популярностью" пользовались письма антисемитские. Однажды, уже после победы Ельцина, подвыпивший Кибиров рассказывал в подсобке галереи наивного искусства "Дар" об эффекте, который произвело антисемитское письмо на певицу Алену Апину. Приехав в какой-то провинциальный город на концерт и обнаружив под дверью в гостинице подметное письмо, где она была названа жидовкой, Апина в ужасе и почти в слезах рассказывала об этом по местному телевидению.



Богохульство


Члены Венецианской комиссии Совета Европы по конституционному законодательству пришли к заключению, согласно которому так называемое богохульство нельзя относить числу противозаконных действий. В этом смысле богохульство (по-русски это "брань, поношение бога", согласно словарю Ушакова) необходимо отличать от намеренного оскорбления чьих-либо религиозных чувств и считать его лишь проявлением свободной воли человека. При этом эксперты комиссии отметили, что ненависть и вражда на религиозной почве, в отличие от богохульства, должны считаться преступлением, как это законодательно утверждено в большинстве из 56 стран-членов Совета Европы, передает "Интерфакс".

Отмечается, что во многих европейских странах существуют законы и против богохульства, однако на практике они применяются очень редко. Между тем в большинстве исламских государств богохульство считается преступлением, за которое полагается смертная казнь.

Что касается России, то наши сограждане также не склонны считать богохульство одним из самых страшных прегрешений. Так, согласно проведенному ВЦИОМ опросу, всего лишь 2% россиян полагают, что богохульство - это смертный грех. Самыми страшными поступками в нашей стране считают убийство (43%), воровство (28%) и прелюбодеяние (14%). Правда, несмотря на столь легкомысленное отношение к богохульству, концерт певицы Мадонны, который состоялся в Москве в 2006 году, очень многие приняли в штыки. Дело в том, что в одном из номеров программы - во время песни Live to Tell - Мадонна появилась "распятой" на большом зеркальном кресте. Сначала это не понравилось католическому кардиналу Эрсилио Тонини, который обвинил певицу в богохульстве и заявил, что она может быть отлучена от церкви. А затем такую же реакцию номер вызвал и у представителей Российской православной церкви, которые заявили, что православным христианам не стоит идти на концерт. Более того, общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества" обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о возможности отлучения от Церкви организаторов и участников предстоящего концерта Мадонны.

http://grani.ru/Society/Religion/m.151853.html

Наталия Бабасян

07.05.2001

Когда накануне закрытия "Арт-Москвы-2001" я бродила по залам ЦДХ, ко мне неожиданно подошел средних лет мужчина в строгом сером костюме и сурово спросил: "Ну, как вам это?" Дело было на полпути от развеселой, перманентно надувающейся и опадающей коровы со складывающимися рогами и болтающейся внутри куклой под названием "Евразия", к "Фонтану дружбы народов" - аккуратно развешанным на плечиках рубашечкам, рукава которых выделывали лихие выкрутасы под что-то вроде "семь-сорок".

"Впечатляюще!" - сказала я, ожидая продолжения. Оно последовало без промедления.
"Вот и я говорю, - пристально глядя мне в глаза, сообщил незнакомец. - Совсем эти художники распустились. Их бы всех собрать, да в храм, да святой водой - чтоб все бесы из них вышли! А то сплошное богохульство кругом!"

"Хорошо, что не на костер!" - подумала я и, любезно улыбаясь православному ценителю искусства, поспешно направилась к другому стенду. Однако кармы избежать оказалось трудно. Минут через 10 мы вновь встретились и возмущение в голосе гражданина зазвучало еще громче. Не нравилось блюстителю возрождающейся духовности все. Но в особенности возмутили экспонаты из проекта "Чечня" галереи Марата Гельмана: икона погибшего в Чечне солдата, на которой он изображен как святой мученик с отрубленной головой в одной руке и орудием убийства - пилой - в другой; картина "Группа крови" с одетой в камуфляжную форму Владимирской Богоматерью. Объяснять, что речь идет о войне, ставшей повседневной и привычной, но не менее кровавой, и шок от упомянутых работ - это возможность напомнить о ежедневно умирающих в Чечне людях, было абсолютно бесполезно. Сознание неофитов, каковых по моде последнего времени в церкви большинство, к подобному восприятию не приспособлено. Дискуссии с такого рода гражданами, как правило, заканчиваются проявлениями агрессивности, в связи с чем вступать в них не рекомендуется.

Тем не менее некоторую пользу общение с незнакомцем принесло. Когда агентство "Благовест-инфо" распространило отзыв об "Арт-Москве-2001" отца Бориса Михайлова, неожиданностью для меня он не стал. Назвать художников "уголовниками" за слишком вольное обращение с религиозными символами - вполне в духе распространенной в церкви идеологии "шаг в сторону - побег". Ситуация, сложившаяся в отношениях общества с церковью, вполне к этому располагает.

Православное духовенство, еще десятилетие назад лишь осторожно наблюдавшее за происходящими переменами, но избегавшее в них участвовать - "как бы чего не вышло", - неожиданно оказалось назначенным на роль духовного лидера России. И ощутило себя в этом качестве довольно комфортно: недавние гонители церкви из числа власть имущих превратились в ее адептов и покровителей, стремление госструктур дружить с новой "руководящей и направляющей" принесло последней значительные финансовые вливания и льготы, а к озвучиванию полезных для общества мыслей духовенства привлекается практически вся государственная пресса.

Забыто при этом было главное: казаться и быть - это разные вещи. А к диалогу с современным обществом церковь не только не готова, но и не стремится: навязывать куда проще, чем доказывать. В отношениях церкви с современным искусством это проявляется наиболее остро, и если художники зачастую, как им, впрочем, и положено, выступают в роли провокаторов, то церковники чаще всего занимают позицию инквизиторов.

На Западе, где тоже не обходится без блюстителей религиозной нравственности, подобные коллизии заканчиваются судами, запрещающими регулировать свободу самовыражения художников. В России - уголовными делами по 282 статье, телесудами и вынужденной эмиграцией людей искусства. Так что в нынешнем "наезде" православного священника-искусствоведа на "Арт-Москву-2001" ничего нового нет. Удивляет разве что отсутствие призывов к расправе над совершившими "надругательство" художниками.

Впрочем, не исключено, что все еще впереди. Главным объектом православной критики на "Арт-Москве-2001" стал Арсен Савадов, вольно обошедшийся с посвященными святому Франциску Ассизскому фресками Джотто. На "Мастерской Арт-Москва" одна работа Савадова из серии "Книга мертвых" была снята со стенда по распоряжению администрации. Зал, где демонстрировалась вся серия, был завешен белым полотнищем и облеплен предупреждениями "Детям до 18 лет вход не рекомендуется". Для ревнителей православия занавес не препятствие: надо лишь войти в зал и... оскорбиться в религиозных чувствах. После этого превратить Савадова в Тер-Оганьяна, в честь которого, кстати, на выставке был накрыт стол, - минутное дело.

См. также по теме: Топ-50, слабое звено и приговор кощунникам http://expertmus.livejournal.com/56762.html

расследование

Previous post Next post
Up