Фрески Андрея Рублева во Владимире ждут реставрации (VIDEO)

Jan 21, 2013 20:35

Время беспощадно по отношению к уникальному наследию прп. Андрея Рублёва († 1428):   http://expertmus.livejournal.com/61853.html

В 2008 г. исполнилось 600 лет росписи мастерской прп. Андрея Рублева в кафедральном Успенском соборе во Владимире: http://expertmus.livejournal.com/18133.html

Главный храм Русской Церкви (до переноса кафедры митрополитов в Москву) был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158-1160 годах (перестроен Всеволодом III после пожара 1185 года). Уже в 1161 г. собор был расписан, однако после неоднократных разорений при ордынских набегах (1238 г. и др.) основная часть его росписей XII века погибла. Летописи сообщают, что 25 мая (7 июня) 1408 г. обновление древнего храма осуществлялось «повелением» Московского великого князя Василия Дмитриевича. Наряду с прп. Андреем Рублевым работами руководил его «сопостник» Даниил. Во втором летописном сообщении 1408 г. говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую съборную святая Богородица, иже в Владимире, повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Перед исполнителями стояла задача воссоздать грандиозный по масштабу ансамбль фресок времени государя Андрея Боголюбского. Росписи 1408 года - единственное сохранившееся и засвидетельствованное в источниках творение преподобных Андрея Рублева и Даниила в области монументального искусства.

К сожалению, рублевские фрески 1408 г. дошли до наших дней с большими утратами. Относительно полно уцелели лишь сцены «Страшного Суда» и несколько изображений святых на столбах, а также часть евангельских сцен в верхних зонах храма и сцены Жития Иоанна Предтечи в алтаре. Копоть и грязь оседают на сводах, иконостасе, древних росписях. Большие трещины, весомые утраты… См. видео: http://youtu.be/RL7WSE-yIMg

image Click to view





Маститый искусствовед Герольд Вздорнов считает, что в гибели рублевских фресок во Владимире и Звенигороде виноваты сами реставраторы, безответственно использовавшие на памятнике всемирного наследия недостаточно апробированные технологии: «история целого ряда памятников искусства Древней Руси показывает, что их реставрация нередко приводит к искажению первоначального облика, а иной раз и к непоправимой порче произведения… Нередко научная реставрация превращается в чисто хозяйственное предприятие, а на почве бесконтрольности развиваются нездоровые амбициозные представления, что реставратор все может и никто ему не указ. К чему приводят все эти причины, мы знаем по недавней реставрации фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире, где после расчистки живопись начала XV века была безжалостно затонирована и навсегда потеряла подобие подлинности…, и мало кому известно, что такая же "реставрация" и теми же лицами была произведена также в Успенском соборе на Городке в подмосковном Звенигороде…» (Вздорнов Г. И. Русская Фиваида на Севере // «Наше наследие». 1990. № 14. С. 47).

Действительно, специалистам хорошо известно, что рублевским фрескам в Успенском соборе во Владимире был нанесен существенный урон по причине обыкновенной халатности самих реставраторов (!), использовавших для закрепления фресок новый синтетический клей, который (БЕЗ ИСПЫТАНИЙ!) был применен сразу почти по всему своду. То, что росписи прп. Андрея Рублева во Владимире пострадали от методически несостоятельных реставраций, было выяснено лишь благодаря независимой экспертизе, а сами исполнители даже не подозревали о том, что натворили, пребывая в полном удовлетворении работой: http://rublev-museum.livejournal.com/3287.html

Надо сказать, что многие реставраторы признают вину своих коллег в утрате подлинного красочного слоя рублевских фресок. Так, в ходе работы комиссии по обследованию состояния фресок Звенигородского собора 27 января 1993 г. один из её экспертов С. В. Филатов констатировал, что «применение жидкого стекла при предыдущей реставрации вызвало шелушение, скручивание красочного слоя». В этом легко может убедиться любой желающий, сравнив фотографии фрески св. мученика Лавра 1918 и 2010 годов (см. илл.). На первой из них хорошо различим красочный слой, который вовсе не так пострадал к 1918 г. «от свечной копоти» за шесть веков (!), а современная фотография, как видим, зафиксировала, что после реставрационного вмешательства подлинного красочного слоя на рублевской фреске уже практически нет, и уцелели лишь подкладочные слои …

См. также статью «Кто виноват в гибели фресок прп. Андрея Рублева»: http://www.expertmus.com/2012/05/blog-post_1815.html

По словам гендиректора музея-заповедника Светланы Мельниковой, состояние фресок начала 15 века - головная боль. Что касается масштабной реставрации Рублёва, последнюю провел знаменитый реставратор Александр Некрасов. И, как подчеркивает его коллега, профессор Скворцов, это был целый комплекс.

"Если говорить о масштабной реставрации, она была с 1974-го по 1982-й в Успенском соборе, и она включала не только живопись, но и архитектуру и интерьер в целом", - рассказывает Александр Скворцов, директор ОАО "Владспецреставрация", искусствовед, профессор. Сам Скворцов вот уже много лет выступает научным руководителем многих работ по восстановлению облика памятника. По-новому "засиял" каждый рельеф, белый камень фасадов. Спецметодиками восстановили каждый. И у каждого была своя "история болезни".

"Если бы вы видели эту огромную простынь - картограмму. И по этой многометровой простыни ползали реставраторы, и делали отметку по каждому камушку", - отмечает Светлана Мельникова. Специалисты сосредоточатся на внутренних работах. Начинаются и работы по электрике.

О том, чтобы в 2013-м "хотя бы подступиться" к Рублёву, не может быть и речи. Нужно решать целый комплекс проблем. Отладку температурно-влажностного режима и кондиционирование воздуха. "Я счастлива сказать, что работы по организации температурно-влажностного режима уже начались, и недавно мы получили частное пожертвование на закупку необходимого оборудования, лёд тронулся", - говорит Светлана Мельникова.  Сумма частного пожертвования на приобретение спецоборудования для вентиляции - 6 миллионов рублей.

Для главного храма владимирской земли - Успенского кафедрального собора - 2013-й год пройдет под знаком масштабной реставрации. Реставрация для Успенского - состояние перманентное. Отремонтирована кровля. Заменены 56 оконных проёмов. Восстановлены росписи позднего времени. Запланированы и работы на иконостасе. В общей сложности, по словам Светланы Мельниковой, начиная с 2002-го года на реставрацию Успенского собора направлено 100 миллионов рублей. И это не такая уж большая сумма, учитывая объемы.

Главный храм владимирской земли - Успенский кафедральный собор - находится в совместном использовании владимирской епархии и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время работ храм продолжит жить обычной жизнью. Реставрация будет идти параллельно с богослужениями. Как только в храме, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, отладят температурно-влажностный режим, обеспечат вентиляцию, за фресками Рублева начнут наблюдение. Необходимо понять, как они будут "жить" в новых условиях. Впереди - и разработка методики.

Мария Платанюк, Андрей Синягин

ГТРК «Владимир» 21.01.2013   18:34

Русская Православная Церковь, фрески, древнерусское искусство, древнерусская архитектура, прп. Андрей Рублев († 1428)

Previous post Next post
Up