Советский Союз и страны Варшавского договора шантажировали церковных иерархов
Roberto de Mattei
Как и все исторические события, II Ватиканский собор можно охарактеризовать с точки зрения тени и света. В эти дни больше вспоминают о его светлых сторонах, но позвольте упомянуть о широкой теневой зоне: Ватикан не осудил коммунистический режим. Это были 1960-е годы, и царил новый дух оптимизма, который источали «хороший Папа» Иоанн XXIII, коммунист с человеческим лицом Никита Хрущев и Джон Кеннеди, герой американской политики «Новой границы». Но в эти же годы была построена Берлинская стена (1961), и советские военные устанавливали ракеты на Кубе (1962). Коммунистический натиск был реальностью, и II Ватиканский собор, открывшийся в Риме 11-го октября 1962 года и завершившийся 8-го декабря 1965 года, никак не мог его проигнорировать.
На соборе столкнулись две точки зрения: одни его участники требовали вновь осудить коммунистический режим, другие - настаивали на линии диалога с ним в духе современности. Петиция с осуждением коммунистического режима, представленная 9-го октября 1965 года и подписанная 454 участниками собора из 86 стран, даже не была передана рабочим комиссиям, что вызвало скандал.
Сегодня мы знаем, что в августе 1962 г. во французском городе Меце представитель Ватикана кардинал Тиссеран и новый православный архиепископ Ярославский и Ростовский
Никодим (Ротов), который, как выяснилось после открытия архивов Москвы, был агентом КГБ (нынешний патриарх Кирилл (Гундяев) называет его своим наставником), подписали секретный договор. Из-за этого договора церковные власти согласились не упоминать о коммунистическом режиме на соборе. Таково было условие, поставленное Кремлем. В обмен наблюдателям от Московской Патриархии было разрешено участвовать во II Ватиканском соборе (см.: Жан Мадиран «Договор в Меце» (Jean Madiran, L'accordo di Metz, Il Borghese, Roma, 2011). Заметка, сделанная рукой Павла VI и хранящаяся в секретных архивах Ватикана, подтверждает существование такого договора, как указано в моей книге «II Ватиканский собор. Ненаписанная история» (Il Concilio Vaticano II. Una storia non scritta (Lindau, 2010).
См. по данной теме -
«Памяти Митрополита Иоанна (Снычева)»:
http://expertmus.livejournal.com/84745.html «Тайные операции спецслужб на Афоне»:
http://expertmus.livejournal.com/93905.html «Афонское искушение патриарха Кирилла»:
http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/882477-echo/ «Патриарх Кирилл и его карьера»:
http://rublev-museum.livejournal.com/250238.html «Патриарх Кирилл и баптистский пастор»:
http://rublev-museum.livejournal.com/19238.html «Большая ложь в маленькой обители»:
http://expertmus.livejournal.com/58508.html Другие интересные документы были опубликованы Джорджем Вейгелем во втором томе его объемной биографии Иоанна Павла II «Начало и конец» (L'inizio e la fine, Cantagalli, 2012). Действительно, Вейгел изучал архивы КГБ, документы Службы безопасности МВД ПНР и Штази Восточной Германии. Ему удалось разыскать документы, которые подтверждают, что коммунистические правительства и их секретные службы проникали в Ватикан ради достижения своих интересов, а их агенты внедрялись в среду наиболее высопоставленных католических иерархов. В Риме в годы, когда проводился собор и после его окончания, Венгерская коллегия стала филиалом секретных служб Будапешта.
Как пишет Вейгел, все участники коллегии с 1965 по 1987 гг. были очень опытными агентами в операциях дезинформации и в установке подслушивающих устройств. Как отмечает американский ученый, польская СБ попыталась даже фальсифицировать дискуссию на Соборе, касающуюся особых пунктов католической веры, а именно - роли Марии в истории спасения. Директор IV управления полковник Станислав Моравский (Stanislaw Morawski) работал с дюжиной опытных в этом вопросе сотрудников, чтобы подготовить памятку для епископов Собора, в которой критиковалась «максималистская» концепция о Деве Марии кардинала Вышинского и других прелатов.
Пастырская конституция о Церкви в современном мире «Gaudium et Spes» - шестнадцатый и последний документ, принятый II Ватиканским собором, - определила совершенно новые отношения между церковью и миром. Но в документе отсутствовала любая форма осуждения коммунистического режима. Конституция искала пути диалога с современным миром, поскольку ее авторы были убеждены, что он уже необратимо прошел все этапы от гуманизма и протестантизма до французской революции и марксизма. Общество потребления тогда находилось на пороге глубокого кризиса, через несколько лет началась революция 1968 г. Участники собора могли бы сделать пророческий жест, бросив вызов современности, а не цепляться за "тело в стадии разложения".
Сегодня мы задаем себе вопрос: а были ли пророками те, кто на соборе обличал жестокости коммунистического режима и требовал сурово его осудить? Или пророками были те, кто считал, что нужно искать компромисса с коммунистической Россией, потому что коммунизм воплощает жажду справедливости и просуществует еще, по крайней мере, одно или два столетия, улучшая мир?
Почетный председатель Папского Комитета по историческим наукам кардинал Вальтер Брандмюллер недавно заявил, что II Ватиканский собор «вписал бы славную страницу в свою историю, если бы, следуя за Пием XII, нашел смелость сурово осудить коммунистический режим». К сожалению, этого не произошло, и историки должны рассматривать, как непростительную ошибку, отсутствие осуждения коммунистического режима собором, который занимался проблемами современного ему мира.
Роберто де Маттеи - автор книги «Второй Ватиканский собор. Ненаписанная история» (Concilio Vaticano II. Una storia mai scritta, Lindau 2010), получил премию Premio Acqui Storia 2011. Книга переведена на 5 языков.
Опубликовано 09/10/2012 17:44:
Ecco perché il Vaticano II non condannò il comunismo