Одобрят ли Путин и муфтий Гайнутдин канонизацию Минина и Пожарского?

Oct 02, 2012 15:36

В 2012 году в России отмечается знаменательный юбилей - 400-летие победы народного ополчения под руководством нижегородского земского старосты купца Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского: http://expertmus.livejournal.com/85162.html


В 2012 году в России отмечается знаменательный юбилей - 400-летие победы народного ополчения под руководством нижегородского земского старосты купца Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского

1 октября 2012 г. из Нижнего Новгорода в Москву вышел Всероссийский крестный ход "Память благодарных потомков", приуроченный к этой дате. Он пройдет по следующему маршруту: Нижний Новгород - Дзержинск - Гороховец - Вязники - Ковров - Владимир - Лакинск - Электрогорск - Богородск (Ногинск) - поселок Хотьково - Сергиев Посад - Москва. Большую часть пути паломники преодолеют пешком. По ходу маршрута планируется присоединение к Крестному ходу местных православных верующих, сообщило нижегородское агентство "НьюсНН".

А начался крестный ход с Божественной Литургии в древнем Михаило-Архангельском соборе Нижегородского Кремля. Литургию у могилы народного героя Кузьмы Минина в сослужении клириков Нижегородской митрополии совершил митрополит Нижегородский Арзамасский Георгий. Крестным ходом верующие обошли памятный монумент - стелу , после чего прозвучали слова архиерейского напутствия. По спуску из Кремля через Ивановскую башню паломники прошли на площадь Народного единства: 400 лет назад по этому маршруту на Москву вышло Народное ополчение .

Как отмечают пресс-служба Фонда памяти митрополита Нижегородского Арзамасского Николая сайт Нижнего Новгорода "В городе N", в тот же день на собрании православно-патриотической общественности в московском Центре славянской письменности культуры, которое было посвящено "400-летию народного подвига", вновь зашла речь о нижегородских героев. Собрание приняло отдельное обращение на имя Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла членов Священного Синода РПЦ, в котором говорится, что нижегородский земской староста купец Кузьма воевода князь Дмитрий отважно послужили Господу Отечеству, движимые верой, а не корысти ради.

"Рискуя собственными жизнями судьбами членов своих семей, Кузьма Дмитрий чудесным образом в кратчайший срок сплотили народ, дабы изгнать иноверцев из Москвы, покончить с многолетней гибельной для Веры страны Смутой, восстановить государственность России", - сказано в послании. В нем также подчеркнуто, что причисление к лику святых в Русской Православной Церкви - процесс непростой. Однако, по мнению верующих, ратный духовный подвиг равнозначен деяниям святых благоверных - князей Александра Невского Дмитрия Донского, в этом смысле процесс не требует трудоемких обоснований.

Напомним, что вопрос поднимался еще в начале XX в., к 300-летию ополчения, были подготовлены все документы, но помешал Октябрьский переворот. В 2011 г. с инициативой канонизировать лидеров народного ополчения XVII века уже выступал Нижегородский общественный фонд памяти митрополита Нижегородского Арзамасского Николая. Однако член синодальной Комиссии по святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов тогда назвал эту инициативу "сомнительной": "Прежде всего, потому, что для необходимы вполне определенные основания - наличие чудотворений, церковное почитание тех или иных умерших христиан. Ничего этого нет по отношению к ". Член синодальной комиссии о. Георгий Митрофанов напомнил о процедуре, согласно которой вопрос о рассматривается синодальной комиссией только тогда, когда к ней поступают подготовленные материалы - жития, основанные на архивных документах, а также письмо правящего архиерея: "Таких материалов в комиссию не поступало, я не убежден, что они поступят, потому что правом возбуждать вопрос о обладает лишь правящий архиерей, в данном случае - архиепископ Нижегородский Арзамасский Георгий".

Между тем, инициатива купца князя к 400-летию победы народного ополчения может встретить возражения не только в церковной ограде. Речь идет о том, что президент России Владимир Путин имеет свои собственные представления на сей счет, как стало известно после массового митинга протеста на Манежной площади 11 декабря 2010 г.

Вскоре после нашумевших событий "на Манежке" Путин, будучи премьером, инициировал встречу с футбольными болельщиками, на которой озвучил тезис о многонациональном составе нашего государства, что предопределено исторически. В качестве аргумента он предпринял экскурс в российскую историю, а именно - в начало XVII в.: "Когда иностранные интервенты (тогда это были поляки) захватили Москву, - поведал Путин (цитируется по сообщению информагентства СПОРТКОМ) официальная власть, условно говоря, была полностью парализована, - кто поднялся на защиту Отечества? Рядовые люди. Откуда они взялись? Их объединил, в том числе, один из объединителей - гражданин князю ? Обыкновенный рядовой гражданин, татарин по происхождению. Отдал всё своё имущество, поднял людей, призвали князя пошли на Москву. освободили её".

"Многонациональность - это наша сила, - подчеркнул Владимир Путин. - Но если мы не поймем, как с этой силой обращаться, будем, как сумасшедшие, с бритвой носиться, мы страну разрушим..." (по сообщению "Комсомольской правды"). После этого отправился на Люблинское кладбище, возложил цветы на могилу, где был похоронен болельщик "Спартака" Егор Свиридов, убитый выходцами с Кавказа ...

После такого заявления премьера блогосфера возмущенно загудела, критикуя безапелляционные утверждения В.В. Путина о "татарстве" Кузьмы Минина. Ну как же, многих русских оскорбило, что в очередной раз попытались отнять "русское", а именно - национального героя, по происхождению русского, что и учеными-историками, и народом утверждалось без тени всякого сомнения на протяжении четырех столетий! Впрочем, сомнения в этом впервые озвучил 3 ноября 2005 г. председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин (см. фото) в Московской Соборной мечети во время проповеди, посвященной окончанию мусульманского поста. Тогда он публично на всю страну заявил: "Наш праздник, праздник мусульман Ид-аль-Фитр, совпадает с другим важным событием в жизни всех россиян - Днем национального единства. День этот завтра, 4 ноября, будет впервые отмечаться в России. 4 ноября 1612 года в результате национально-освободительной борьбы, которую возглавили земской староста этнический татарин Кузьма Минин Дмитрий бедствиями Смутного времени". Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин порой позволяет себе, мягко говоря, странные высказывания. Так, на недавнем заседании президиума Межрелигиозного совета он вступился за мигрантов, легальных нет: "Если коренное население не хочет работать, после получения зарплаты они пропадают на 15-20 дней, в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно"…



Ответ муфтию последовал незамедлительно, через пару дней (см., например, "Кузьма Минин - русский!"). Авторитетный нижегородский ученый-архивист Б.М. Пудалов, который недавно возглавил архивы Нижегородской области,  закончил к тому времени работу над сборником документов XVII в. по Балахнинскому уезду Нижегородской губернии, считавшемуся родиной Кузьмы . "Как свидетельствуют сохранившиеся архивные источники, - заявил ученый, - татар в Балахнинском уезде в XVI-XVII веках вообще не было. Не было, соответственно, крещеных татар". Позднее ученый, опять-таки на основе кропотливых архивных изысканий, убедительно доказал, что к Балахне, как считалось некогда, Кузьма отношения не имеет. А жили там однофамильцы героя - см. Б.М. Пудалов. К биографии Кузьмы Минина / Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И . Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195.

Тем не менее, и заявления Владимира Путина, и Равиля Гайнутдина о "татарстве" Кузьмы Минина возникли вовсе не на пустом месте, а обязаны своим появлением статье "НИЧЕГО НЕ БЫЛО" известного историка В. Махнача, опубликованной в журнале "Огонек" (июльский выпуск за 2002 г., № 30). По мнению историка, татаро-монгольского ига не было, не было ни разорения, ни притеснения русских по национальному признаку, по вере т.д., и т.п., а были договорно-вассальные отношения Руси с Ордой... К интервью В. Махнача крупными буквами была сделана врезка: "Земский староста Нижнего Новгорода крещеный татарин Кириша Минибаев, он же Кузьма Минин, действительно сделал то, что сделал. Да не вписался в величественную картину национального единения. После XVIII века о племенной принадлежности Минина упоминать перестали...".

В "Огоньке" появление сей врезки объяснили тем, что это был анонс материала, который редакция хотела в ближайшее время опубликовать, но не опубликовала. По той причине, что из редакционного портфеля сенсационный материал... внезапно исчез! Исчез и автор материала...

На самом деле еще за год до публикации "Огоньком" "сенсационной" врезки в интернет-журнале "Золотой Лев" (№ 61-62 за 2001 г.) появился обширный материал того же В. Махнача под заголовком "ИГО ЛЖЕУМСТВОВАНИЯ". В своей работе историк подробно останавливается на особенностях отношений на Руси между русскими и татарами: "Своим ордынским происхождением страшно гордился Куприн. Он считал, что самое большое его достоинство - то, что он русский офицер, затем - что он потомок ордынского мурзы. Ну, а уж писательский талант - дело десятое". Как раз в этой статье и была впервые запущена "крамола" о "татарстве" Кузьмы Минина: "В XVIII веке стало отчего-то неприлично вспоминать об одном человеке как о татарине. Этот человек - великий герой борьбы со Смутой земский староста Нижнего Новгорода Козьма Захарович Минин, он крещеный татарин Кириша Минибаев!". Ссылок на какие-либо исторические источники, равно как и на исследования историков В.Махнач, разумеется,  не привел, да и откуда им было взяться:-)

Не об этом ли прецеденте вспоминал 1 октября 2012 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Талгат Таджуддин (см. фото), председатель Центрального духовного управления мусульман России, в президиуме XVI Всемирного русского народного собора "Рубежи истории - рубежи России", слушая выступления участников ВРНС по теме 400-летия изгнания интервентов и окончания Смуты, с чем связано празднование Дня народного единства, а патриарх Кирилл даже выдвинул тезис, что, "по существу, Минин и не просто освобождали Москву от интервентов - они защищали судьбу Вселенского Православия"...

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


лженаука, Русская Православная Церковь, расследование, фальсификация истории, лекторий

Previous post Next post
Up