Ансамбль Новодевичьего монастыря с 1995 г. является памятником архитектуры федерального значения, поэтому принимать какие-либо решения в отношении ансамбля компетентны лишь власти на федеральном уровне. С 2004 г. Новодевичий монастырь включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО -
в России всего 12 таких памятников.
Для справки: Сессия ЮНЕСКО в городе Сунчжоу в Китае по включению в Фонд всемирного наследия состоялась в 2004 г. В Израиле на всемирную охрану взяли центр с застройкой модернистскими домами 20-30-х годов XX в., и в Казахстане мавзолей суфия Ходжи Ахмеда Яссауи конца XIV в. Принятый во всемирно значимое наследие, Новодевичий монастырь возник в связи с обретением иконы Смоленской Божьей Матери, коею обрел князь московский Василий III, отвоевав в 1514 г. Смоленск у Литвы. Икона была чрезвычайно прославленная и, по преданию, написана евангелистом Лукой. Для этой иконы был уже во времена царя Ивана Грозного возведен Смоленский собор Новодевичьего монастыря, большой шестистолпный государственный собор, какие Иван Грозный возводил по всем значимым монастырям России. Тут надо учитывать, что Стародевичий (Вознесенский) монастырь находился в Кремле и служил местом пострижения и усыпальницей для женщин правящей династии, Новодевичий стал своего рода подгородним филиалом этой обители. Сюда удалилась сестра Бориса Годунова царица Ирина, и именно здесь он принимал делегации, уговаривавшие его стать царем, что описывается у Пушкина. Однако главные постройки монастыря приходятся на царствование Софьи. Будучи царицей незамужней, она много времени проводила в монастыре и активно его отстраивала, при ней заново отстроены стены, надвратная церковь, колокольня, трапезная, палаты и т. д., и в целом можно сказать, что Новодевичий монастырь - это прежде всего памятник нарышкинского барокко. Здесь Софья была заточена после свержения, здесь перед окнами ее палаты на столбах и на стенах Петр повесил участников стрелецкого бунта, чтобы, выглядывая в окно, царевна видела качающихся сподвижников. Далее монастырь замирает почти на столетие. Во время Наполеона у монастыря располагался лагерь для русских пленных, который описан у Льва Толстого в "Войне и мире",- здесь находился Пьер Безухов. После чумного бунта в Москве в 1824 г. было запрещено хоронить покойников при церквах в городе, вместо этого были выделены кладбища у монастырей, Новодевичий стал дворянским кладбищем. Хотя некрополь его изрядно попорчен, но все же здесь сохранилось множество надгробий известных людей XIX столетия, а при советской власти Новодевичий приобрел статус элитного некрополя партноменклатуры и деятелей искусств, что и сохраняется по сей день.
Теперь вся эта история вроде бы приняла всемирно-историческое значение. Но понять, что это значит, не слишком просто. Само словосочетание "всемирное наследие ЮНЕСКО" звучит так громко, что кажется, будто мы имеем дело с каким-то крайне респектабельным списком, который формируется как минимум столетие. Между тем список сравнительно недавнего происхождения, ЮНЕСКО начала формировать его в последние 30 лет, а для России этот список - вообще детище перестройки. Первыми в него попали Кижи, центр Ленинграда и Кремль с Красной площадью в 1990 г. Если проанализировать этот список, то можно заметить, что в собственно архитектурном и культурном смысле он никак не может претендовать на представительность. Россия с всемирной точки зрения больше предстает как страна нетронутой природы (девственные леса Коми, вулканы Камчатки, озеро Байкал, соляные озера Монголии, золотые горы Алтая и другие природные заповедники), что даже и обидно. Рассматривать этот список по принципу справедливости (что попало, что нет, почему) достаточно бессмысленно. Почему есть Новгород, а нет Пскова? Почему есть Владимир и Суздаль, а нет Ярославля и Ростова? Почему есть Новодевичий, а нет Андроникова монастыря? Зачем нужен этот список, тоже не очень понятно. Никаких охранных льгот статус всемирного наследия ЮНЕСКО не дает, статус исторической территории, принятый московским правительством, охраняет куда жестче. Никаких денег ни на реставрацию, ни на исследования включение в список не приносит тем более. Просто есть статус, и все.
Однако если внимательно проанализировать ситуацию, то дело оказывается сложнее. Смысл статуса неясен, но каждая страна пытается установить его экспериментальным путем. Например, Гаагский трибунал приговорил к семи годам заключения сербского адмирала Милодрага Джокича за бомбардировку в 1991 г. города Дубровник, потому что город входит в список всемирного наследия. Здесь вхождение в список было расценено как основание для приговора по преступлению против человечества. Немцы по программе реституции финансировали и продолжают финансировать реставрацию памятников Новгорода, но не Пскова, потому что Новгород - всемирное наследие. Здесь статус оказался основанием для использования средств немецких налогоплательщиков в другой стране - они идут не на русское, а на всемирное наследие. Кто-то надеется на развитие туризма, кто-то борется со сносами на мировом уровне. Каждый сам решает, как повернуть этот список в свою пользу.
Что касается русских, наши специалисты угрожают нашим чиновникам, что нас оттуда исключат, и почему-то это действует. Например, недавно петербургский депутат Госдумы Алексей Ковалев пригрозил обратиться в ЮНЕСКО, чтобы она исключила центр города из списка охраняемого наследия, так как генеральный план развития города не обеспечивает его охраны. Многие годы московские охранники памятников угрожают нажаловаться в ЮНЕСКО насчет Кремля, если не будет принято решение о сносе Дворца съездов, который портит ансамбль. Когда в 2001 г. разрабатывались идеи добычи нефти на балтийском побережье России, экологи угрожали начать процесс исключения из списка наследия заповедника Куршской косы. Хотя Татария такое место, где все под контролем, но и там пытались бороться со строительством мечети в Кремле путем угрозы исключить центр Казани из всемирного наследия (это не прошло).
Метки:
Музей имени Андрея Рублева,
лекторий,
святыня,
фальсификация истории