Священник предсказал свою гибель

Jan 08, 2012 20:48



Попразднство Рождества Христова, когда в Церкви совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы, было омрачено гибелью в автоаварии московского священника. 8 января 2012 г. 47-летний протоиерей Владимир Сафонов, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом пер.), погиб за рулем своей "Мазды" по дороге на раннюю Литургию.

- На Нагатинской набережной столкнулись несколько машин, - сообщили журналистам в правоохранительных органах. - Одной из них управлял священник церкви в Брюсовом переулке. От удара машина перевернулась, мужчина вылетел через лобовое стекло на дорогу и погиб. Сотрудники полиции в его иномарке нашли сумку с миллионом рублей. Для чего предназначались эти деньги пока неизвестно.

Особым обстоятельством в гибели московского священника стало то, что это произошло не только в попразднство Рождества Христова, но именно в день его рождения. На видео проповедь внезапно скончавшегося о. Владимира Сафонова за год до своей гибели как раз на тему упокоения Господом «всех обремененных» - от бед житейских, от тяжестей грехов…

image Click to view




Для справки: церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в 1629-1634 гг., однако упоминается здесь еще в 1548 г. во времена Ивана Грозного. Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек - древнейшее урочище (местность) в Белом Городе.



А сам переулок назван в честь любимца Екатерины Великой, московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса. Знаменитый "колдун" и "чернокнижник" петровской эпохи Яков Вилимович Брюс приходился дальним родственником екатерининскому вельможе, но к названию переулка он никакого отношения не имеет.

В 1620 г. к деревянному храму пристроили придел пророка Елисея, по преданию, в память о встрече царем Михаилом Романовым своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Сгорел в 1629 г. и построен как каменный отдельный храм пророка Елисея (перестроен в 1688), после пожара 1812 г. был разобран в 1818 г., а два его престола - пророка Елисея (главный) и придельный Иустина Философа (упразднен в 1860-1870) перенесены в приделы построенной в 1816-1820 новой трапезной храма Воскресения Словущего.

В 1816-1820 гг., помимо трапезной, к храму пристроена колокольня, четырехгранная, с ротондой, увенчанной шпилем. В 1897 г. для размещения нового колокола (327 пудов) верхний круглый ярус колокольни разобран и построен просторный четырехугольный. Главный престол - Воскресения Словущего (1634), приделы: святителя Николая Чудотворца (сев., 1634), пророка Елисея (юж., 1820, до этого сначала назывался приделом святой Параскевы, с 1705 - Покрова).

Это одна из немногих церквей, не закрывавшаяся в советское время, и поэтому в ней сохранился старинный интерьер. Иконостасы - резные, белые с позолотой (конец XIX в.), иконы и утварь XVII- XIX вв. Местный ряд - «Обновление храма Воскресения Господня» (храмовая икона, сер. XIX в.), иконы Божией Матери - «Утоли моя печали» (XIX в.) и Смоленская (XVII-XVIII вв.), Спаса Вседержителя (XVII-XVIII вв.). Второй ряд - праздничные двухъярусные иконы (кон. XIX в.). Третий ряд - семь икон с 16-фигурным деисусом. Иконостасы боковых приделов - сборные (кон. XVII - нач. XIX в.), в основном в Никольском приделе.

Наиболее древний памятник - икона Николы Можайского (кон. XVI в.). В простенках между окон в главном престоле также особо почитаемые образы свв. Кирилла и Мефодия, князя Владимира и княгини Ольги работы мастера церковных росписей Ф.П. Нестерова (1877-1966).

У левого клироса в богато украшенном киоте находится икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (празднование установлено 5/18.02). Божия Матерь изображена с непокрытой главой - символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников. Эта икона попала в Воскресенский храм из церкви Рождества Христова, что в Палашах близ Тверской улицы, когда та была закрыта. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Его молитвы были услышаны, и однажды во сне ему было сказано передать икону в Рождественский храм, что он не замедлил исполнить. Во время войны 1812 была разбита наполеоновскими солдатами на части, восстановлена худ. Т.Г. Мягковым. Перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших» неоднократно служил патриарх Тихон, пел хор П.Г. Чеснокова. 27 января 1912 г. пред образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В 1981 г., когда в храме вспыхнул пожар, величайшая святыня - образ Божией Матери «Взыскание Погибших» - был спасен усилиями матушки Евдокии, прислуживавшей в церкви.



Из храма пророка Елисея были перенесены в Воскресенский храм особо чтимые иконы - пророка Елисея (XIX в., с клеймами жития пророка Елисея древней иконы XVII-XVIII вв.), мученика Иустина Философа (XVII в., обновл. в XIX в.). Из других, закрытых после 1917 г. московский церквей, переданы в Воскресенский храм и сохранены иконы в основном XVII в.: Казанский акафистный и Коневский образы Божией Матери, Страстной, святых мучеников Космы и Дамиана, великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Саввы Сторожевского.

В храме не раз совершались патриаршие богослужения. Долгие годы настоятелем храма был митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), в храме служили митрополит Антоний Сурожский и епископ Василий (Родзянко). Наивысшего расцвета приходская жизнь в церкви достигла в годы, когда здесь служили протоиереи Артемий Владимиров, Геннадий Огрызков и Владимир Ригин. Сюда, к иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», ходил молиться, наезжая в Москву из Печор, архимандрит Иоанн (Крестьянкин)…

Одна из святынь храма - образ святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. Не так среди верующих Москвы разнеслась весть об удивительном чуде у этого образа: «Одна из работниц храма пришла как-то помолиться и попросить помощи у Спиридона. Молится она перед иконой - и вдруг открывается ковчег с мощами святого, который находится на иконе. Это произвело такое огромное впечатление, что на это чудо сбежались посмотреть все, кто в тот момент находился в церкви; позвали батюшку и спросили, что с этим делать. Батюшка сказал: пусть тот, кто открыл дверцу, ее и закроет. Каково было удивление, когда та же самая работница помолилась еще раз, и дверца закрылась. Хочешь - верь, хочешь - нет, но это - правда жизни… Не такое бывает».

Сегодня настоятелем церкви является протоиерей Владимир Романов. Без преувеличения можно сказать, что во всем православном мире известен хор церкви Воскресения Словущего, которым уже многие годы руководит Ариадна Рыбакова. Голоса хористов слышали во многих странах мира - как в церквях, так и с концертной эстрады. Широко известна и его деятельность в грамзаписи. В 1980 гг.с хором даже предполагал спеть великий тенор Николай Гедда. В прежние же времена солировали Антонина Нежданова и Иван Козловский, бывшие прихожанами храма, которые даже во времена богоборчества не оставляли церковного пения. Имеются данные о том, что на Пасху 15/16 апреля 1944 г. в храме молилось 2500 человек! Среди прихожан церкви были одна из первых московских красавиц С. Шехтер, артист немого кино С. Крестьянов, сюда во время своих приездов в Москву приходил Борис Шаляпин …

По словам митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), «это был первый храм, в который он пришел 13-летним мальчиком, и именно здесь начинался его церковный путь. И именно здесь, в этом храме, молясь перед иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», вознося молитвы перед образом Спасителя, размещенным перед правым клиросом, он принял для себя решение посвятить жизнь Церкви Христовой»…

Русская Православная Церковь, чудотворная икона

Previous post Next post
Up